29 апреля исполнилось сто дней с момента вступления Дональда Трампа в должность президента США. Накануне этого важного рубежа в жизни нового лидера Соединённых Штатов Москву посетил знаменитый американский дипломат Джек Мэтлок. При Рональде Рейгане он работал специальным помощником президента и старшим директором по делам Европы и СССР в Совете национальной безопасности США. Затем в 1987 году был назначен послом США в Москве. В июне 1991 года предупреждал Горбачёва о зреющем против него заговоре, но не был услышан. 87-летний г-н Мэтлок отлично владеет русским языком, переводил на английский Николая Лескова. Несмотря на большую занятость, он нашёл время для интервью «Аргументам недели».
– Господин посол, сейчас в России многие удивлены тем, что произошло с Трампом после выборов. Он изменил свою позицию по многим вопросам. К примеру, обещал, что начнёт торговые разборки с Китаем, а теперь решил дружить с Поднебесной. С Россией всё наоборот – говорил, что будет стараться улучшить отношения, а сам ударил по сирийской базе, где были и наши военные. Что это? Это такая американская хитрость или тактика для переговоров?
– Я просто не могу проанализировать Трампа. Дело в том, что он говорит одно, а после этого говорит прямо противоположное. Я считаю, что у него нет твёрдых убеждений. По-моему, он намерен сотрудничать со всеми. Хотя, конечно, самое главное – это наши торговые отношения с другими странами, он обещал их улучшить. Улучшить рынок труда, создать больше рабочих мест. Это мы видим. Но, повторю, у него нет твёрдых убеждений. Сейчас он очень медленно организует свою администрацию, очень медленно формирует свою политику. Особенно это касается внешнеполитического курса. Я очень сомневаюсь, что будут крупные изменения в нашей внешней политике. Я не жду никаких крупных сюрпризов.
– Неужели он продолжит политику Обамы?
– Трамп обвинил Обаму в том, что он был слишком слабым президентом, и ещё много в чём. На мой взгляд, никакого основания для таких упрёков не было. Но в итоге сейчас сто процентов демократов настроены против президента и его программы. Более того, Трамп не получает нужной поддержки даже среди республиканцев. Почти все другие кандидаты-республиканцы были против него. Он пошёл против истеблишмента республиканцев.
Не надо думать, что он может делать всё, что хочет. Его первые инициативы сейчас совсем застряли, потому что не получили согласия в Конгрессе или в результате решения судов. Полномочия президента Соединённых Штатов очень ограничены. Если федеральные судьи решают, что указы не соответствуют Конституции, они их просто отменяют.
– Как в США относятся к тому, что Трамп назначает советниками своих родственников? Его дочь Иванка Трамп получила официальный статус советника главы Белого дома, а зять Джаред Кушнер вообще стал старшим советником. В России на это смотрят с изумлением. Даже у нас это считается неприличным. Многие хорошо помнят, как Ельцин назначил свою дочь советником «по имиджу» – в Кремле у неё был свой кабинет. Всё это плохо закончилось. С тех пор в России такого не было – теперь это в США.
– К сожалению, с этим надо считаться. Раньше в США не было ничего подобного. Это нечто такое, что наша система ещё должна разработать. Но, честно говоря, в какой-то степени и лучше, что Трамп слушает родственников, которые имеют более передовые взгляды, чем его другие советники. У родственников президента есть новые идеи, чего нет у его советников. Но нынешние решения Трампа – это нечто малознакомое для нас.
– О каких решениях идёт речь?
– Всё, что касается иммиграции. Решения Трампа по иммиграции из других стран не имели прецедентов. Они антиконституционны. Но с этим надо работать. Далее – закон о страховании здоровья. Даже республиканцы не могут одобрить попытки президента изменить Obamacare (реформа здравоохранения Барака Обамы. – Прим. «АН»). Поэтому в Конгрессе Трамп не получил на это одобрения – сейчас вопрос закрыт. Ситуация складывается таким образом, что он вряд ли сможет сделать то, что обещал во время предвыборной кампании, – это не получается провести через Конгресс.
– Трамп часто сравнивает себя с Рейганом. Действительно ли его политика похожа на политику Рейгана?
– Они совершенно противоположны. Совсем разные, другие. Трамп думает только о себе, а не о других. Рейган по-настоящему интересовался людьми. К тому же Трамп долго был демократом, даже либералом. Но в действительности у него нет идеологии. Он просто эгоист.
– Похоже, вы его совсем не поддерживаете, хотя сейчас он тоже республиканец.
– Я, как и многие другие, был очень удивлён, когда его избрали. Я его не поддерживал. Не думаю, что он предложит действительно серьёзные изменения. Может быть, это и хорошо, что большая часть того, что он предлагает, не будет сделана. Да и вообще было большое удивление, когда он победил на выборах. Что касается голосов американцев, то он не победил, но наша избирательная система зависит от выборщиков.
– Но во время предвыборной кампании он предлагал улучшить отношения с Россией. Это-то хорошо?
– У него не было настоящих идей, как это сделать. Некоторые из его советников имели какие-то свои представления, но ясности, как это воплотить в жизнь, не было ни у кого. Думаю, что у Трампа не было конкретных планов. Главное – он всё время был против всего, что делал Обама. Я думаю, его идея об улучшении отношений была неверной, потому что он не знал изначально, как это сделать. Но я не думаю, что в итоге Трамп сделает что-то опасное.
– Что сейчас происходит с американскими СМИ? Трамп постоянно обвиняет их во вранье, называет Fake News («фальшивые новости». – Прим. «АН»). Мы здесь, в Москве, тоже видим, что часто СМИ США относятся к России несправедливо. Кому за океаном ещё можно верить?
– А мы видим, что российские СМИ, особенно телевидение, тоже всё время обвиняют во всём Соединённые Штаты. Мы считаем, что российское правительство их в этом поддерживает. СМИ в России тоже не на должном уровне.
Я сам столкнулся с враньём. Два года назад на Валдае я говорил о том, что Америка не приветствовала распад Советского Союза, а Ельцин был всенародно избранным президентом. Я сказал, что лично не мог праздновать распад Союза и даже написал об этом в своей книге. Но переводчик, возможно специально, перевёл так, что будто бы я сказал, что Америка приветствовала распад СССР. Сказал, что я праздновал – всё было повторено в российских СМИ. Это просто пример.
Мне кажется, что российские СМИ действуют именно в таком плане. Мы считаем, что особенно по российскому телевидению идёт не только критическая, но даже фальшивая информация о США. Что касается наших СМИ, то, по-моему, там нет лжи. Они просто объясняют, что российские оппозиционеры могут быть убиты даже возле Красной площади. Что в России арестовывают, избивают оппозицию, что происходит в Чечне. Наши СМИ, возможно, концентрируются на негативных вещах, происходящих в России, но они не выдумывают.
– А Трамп постоянно говорит, что выдумывают. Обвиняет CNN, Washington Post, New York Times в распространении фальшивых новостей.
– Он действительно так говорит. Дело в том, что Трамп не воспринимает никакой критики. Это не улучшает ситуацию и это не нравится многим американцам.
– Кто сейчас в американском руководстве занимается Россией? Новый президент уже назначил таких людей?
– Вы знаете, что две недели назад госсекретарь Тиллерсон встречался с Путиным и Лавровым. С Лавровым они говорили о том, что две ядерные державы не могут быть в таких плохих отношениях – их надо улучшать.
– А кто разрабатывает стратегию в отношении России? Недавно Трамп назначил директором по делам Европы и России в Совете национальной безопасности США Фиону Хилл. Как вы её оцениваете?
– Она очень способный человек. Я с ней знаком, но давно не встречался. Если она действительно назначена, то это хороший шаг.
– Что можно ожидать от администрации Трампа по вопросу Крыма? США как-то изменят свою позицию или нет?
– Как-то изменить политику будет очень трудно. Это было не только нарушение общего международного права, нарушение Хельсинкского соглашения 1975 года. Согласно этому документу, в Европе не может быть изменения границ без согласия двух сторон. Но это было ещё и нарушение соглашения с Соединёнными Штатами. В 1994 году в Будапеште четырьмя странами (Украиной, Россией, США, Великобританией. – Прим. «АН») был заключён меморандум. Тогда украинцы согласились вернуть всё атомное оружие в Россию в обмен на гарантии со стороны Москвы, что она будет соблюдать территориальную целостность Украины.
Что нам теперь делать? Мы не можем признать, что это было правильно. Что же касается санкций, то некоторые из них прошли через Конгресс и без его одобрения президент не может их отменить.
– Но Обама ввёл много санкций своими указами. Их-то Трамп может отменить?
– Да, юридически может. Но политически это будет очень трудно сделать. Особенно когда продолжаются сражения на Донбассе. Я бы предпочёл, чтобы не было санкций, но всё же президент без согласия Конгресса их отменить не может. И конечно, есть санкции от наших союзников. Они особенно зависят от позиции Германии.
– А возможен такой вариант, что Россия уходит с Донбасса, а США признают Крым российским. Или это фантастика?
– Конечно, если будет перемирие на Донбассе и там не будет боевых действий, то это поможет решению вопроса санкций. Потому что большая их часть была введена именно из-за войны на Донбассе.
– Господин посол, если позволите, последний вопрос. Американцы продолжают развивать свою систему ПРО. В России все этим очень сильно обеспокоены, тем более после удара «Томагавками» по Сирии. В Москве обсуждают реальные сценарии, согласно которым США под прикрытием ПРО могут внезапно нанести удар по нашей стране. Это возможно?
– Конечно, нет. Мне вообще странно, что это обсуждают. Удар по Сирии был нанесён потому, что хотя Россия и гарантировала полное уничтожение химического оружия у Асада, но оно осталось. Асад его использовал. Это факт. И удар, который последовал за этим, был очень ограниченным. Что касается России, то об этом не может быть даже речи, потому что это ядерная держава. Нет никакого основания думать иначе. Россия тоже бомбит Сирию, но нет страха, что это может перекинуться на Соединённые Штаты.
Редакция «АН» благодарит Елизавету Штайгер за помощь в организации интервью
От редакции
Конечно, г-н Мэтлок имеет огромный опыт международных отношений. Однако нужно напомнить, что сейчас карта Европы в основном из-за действий Запада совсем другая, нежели во времена Хельсинкских соглашений 1975 года. ФРГ поглотила страну – члена ООН ГДР без всякого референдума. Без референдума расчленена Чехословакия. В результате бомбардировок НАТО разгромлена Югославия – отторгнуто Косово.Однако Вашингтон предпочитает говорить о нерушимости европейских границ лишь в отношении Крыма.
Что же касается применения химического оружия Башаром Асадом,то на настоящий момент эти обвинения выглядят бездоказательными. Несмотря на все призывы России о проведении расследования инцидента в Идлибе, Запад от этого отказывается. В случае с Саддамом Хусейном такая тактика привела к развалу Ирака и появлению ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ). Неужели кто-то за океаном хочет повторения?