Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 16(558) от 27.04.17 13+

Конкурсы с пристрастием

, 08:22

Когда «принимали» Улюкаева (бывшего министра экономического развития России, если кто забыл), практически официальной версией надобности огромной, в 2 млн долларов наличными, взятки было неформальное поощрение сотрудников министерства. Работников, денно и нощно готовивших сделку по приватизации «Башнефти», то есть исполнявших свои прямые служебные обязанности, да так никакого вознаграждения не дождавшихся.

Занятно, что автором столь гнусной легенды стал сам зарвавшийся либеральный чиновник, одним внутренним приказом имевший возможность премировать отличившихся непосредственно из бюджета ведомства. Официально, без конвертов и офшоров.

Возможность у взяточника была, но чёрный нал, как та сберкнижка агента под прикрытием Володи Шарапова из знаменитого «Места встречи изменить нельзя», как оказалось, грел душу сильнее.

Печально, что вся эта мерзость произошла на глазах стремительно беднеющих по объективным, замечу, обстоятельствам граждан страны. Но ещё более противно, что коррупционные практики в высших эшелонах власти после того «благородного» фиаско не только не прекратились, но, наоборот, усилились. Нет, речь не о проворовавшихся мэрах с губернаторами, их сейчас не пинает только ленивый. Тут бери выше – разговор о новом, практически официальном способе вымогательства – конкурсах с условием.

Суть таких конкурсов заключается в том, что при проведении аукциона на разработку какого-либо одного из немногих оставшихся в нераспределённом фонде сырьевого участка внезапно появляется дополнительное требование «с интересом». Появились такие практики в 2015 году, когда в июне при проведении конкурса по Гавриковскому лицензионному участку в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) ни с того ни с сего всплыло требование, согласно которому вся добытая на участке нефть должна пойти на любой НПЗ, но почему-то исключительно в... Ростовской области. А поскольку в том регионе функционирует только Новошахтинский НПЗ, его хозяин и стал победителем.

Здесь же стоит упомянуть ещё один подобный «аукцион» (фактически подарок) по Гыданскому участку на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), участвовать в котором могли только те компании, у которых имелись мощности по сжижению газа непосредственно в ЯНАО. Тогда единственным подходящим под это условие предприятием «случайно» оказался «НОВАТЭК».

Изящная схема, не находите? Нужно ли говорить, что конкурсные комиссии принимали решения не просто так, а с учётом неведомых нам обстоятельств? Обстоятельств, что удовлетворяются не наличными в поздний час, а как-то иначе, цивилизованнее, что ли, и не исключено, что с временным лагом?

Думаю, аукцион по Гыданскому участку – далеко не последний конкурс с условием. Причём условия эти могут быть сколь угодно нелепыми – например, поставки нефти в Иран или Саудовскую Аравию.

Кстати, по оценкам специалистов, в России за последние 11 лет по нерыночным правилам было продано 56% лицензий на разработку месторождений нефти и газа, причём в 2015 году эта доля достигла рекордного уровня в 72%. Растут компетенции ворья, ничего не скажешь.

Вы спросите, кто эти бесстрашные «умельцы»? Да всё те же правительственные рыночники: нынешний глава Минприроды страны Сергей Ефимович Донской со товарищи, а также их либеральные покровители в федеральном кабинете министров. Алчность борцунов за народное счастье объясняется просто: до президентских выборов их, скорее всего, «трогать» не будут, они полагают, что правоохранители ограничатся лишь Улюкаевым. А после выборов и, соответственно, почётных отставок, коррупционные авуары, состоящие из «дивидендов» компаний, интересы которых они лоббировали, можно будет распечатать и жить на них в своё удовольствие.

Воистину Россия – страна непуганых идиотов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram