В предстоящем Фестивале ледоколов примут участие и представители арктических и северных морских регионов России. Среди его участников – и.о. руководителя Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге Александр ПАЛАГИН, который рассказал нам о значении Севморпути для Ямала.
Наш регион, а мы его называем Арктическим фасадом России, принято считать одним из богатейших в нашей стране. Действительно, запасы газа и нефти в его недрах велики, но не бесконечны, поэтому требуются разработки новых месторождений. А следовательно, возникает и проблема транспортировки газа. Самый надёжный и дешёвый способ – доставка его газовозами по Севморпути. Но для этого нужны мощные современные ледоколы, а у большинства ныне действующих атомных ледоколов скоро истекает срок их эксплуатации. Вот поэтому будущее нашего региона так зависит от того, каким будет ледокольный флот России в ближайшем будущем.
Кстати, стоит заметить, что не только добычей энергоресурсов знаменит нынче наш край. Ямал поставляет сегодня оленину не только в российские регионы, но и за её рубежи, в Европу. Поголовье оленей достигает сейчас на Ямале более 700 тысяч голов! Но чего будут стоить все наши богатства, если вывезти их не будет возможности?
Успешная реализация государственной политики в арктических регионах России зависит прежде всего от развития транспортной инфраструктуры. Опыт показывает, что наличие портов, дорог, аэропортов «притягивает» промышленность, способствует развитию предприятий переработки, а это для нас очень актуально, ведь добываемый в регионе газ низкого давления, требует переработки на месте. Значит, необходимо активными темпами создавать новые объекты, осуществлять приток инвестиций, активизировать финансовые и банковские структуры. В конечном итоге у основного газодобывающего региона страны откроется второе дыхание. А это на пользу всем – и зарубежным партнёрам, и в первую очередь промышленности и населению России и Ямала.
Как показали коммерческие экспедиции, прошедшие недавно Севморпутём, выгода использования северного пути очевидна. 5,7 тысячи миль, пройденные через Арктику, гораздо привлекательнее, чем путь через Суэцкий канал длиной 13 тысяч миль.
Сегодня на Ямале два крупных претендента на использование Северного морского пути и морского порта Сабетта активно реализуют свои программы – это «Ямал СПГ» и нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Планируемый грузооборот СМП в соответствии с этапами освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и вовлечения в разработку углеводородного сырья близлежащих месторождений Ямала составит к 2020 году 31 миллион тонн.
Полным ходом строится ледокольный и танкерный флот как в рамках «Ямал СПГ», так и для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения проекта «Ворота Арктики».
Основная доля грузов, поступающих в Сабетту, ввозится в рамках реализации проекта «Ямал СПГ». В Сабетту заходят суда, следующие из портов Китая, Бельгии, Германии, Египта, Испании, Кореи, США, а также из многих российских портов. Только в первом квартале 2017 года товарооборот в Сабетте составил 1 082,02 млн долларов США, а грузооборот – 61,42 тыс. тонн.
На Ямале, согласно данным Госкомиссии по вопросам развития Арктики, будут реализованы 36 из 56 стратегически важных российских проектов по добыче и переработке полезных ископаемых в Заполярье. Сегодня наш регион приступил к реализации крупнейшего проекта «Энергия Арктики», который включает в себя строительство Северного широтного хода и железной дороги «Бованенково – Сабетта». Инвестиционные проекты, реализуемые в округе, являются не только крупнейшими в стране, но и одними из самых перспективных в мире.