2017 год в России объявлен Годом экологии. Не секрет, что проблема переработки отходов в нашей стране стоит довольно остро. Особенно этот вопрос является болезненным для жителей так называемых моногородов, где зачастую инфраструктура по переработке функционирует в интересах градообразующего предприятия, а не местных жителей. Подобное положение вещей сложилось и в Рефтинском городском округе. Начальство местной птицефабрики пытается заполучить под контроль муниципальные очистные сооружения, чтобы не платить непомерные, по мнению руководства предприятия, штрафы за превышение концентрации вредных веществ. Заложниками коммунальных войн могут стать жители всей Свердловской области.
Несколько лет назад была разработана программа развития птицефабрики Рефтинской, по которой к 2016 году производство должно было вырасти практически до 80 тыс. тонн. Учитывая, что фабрика вынужденно образует примерно столько же куриного помета, сколько производит мяса, необходимо было решать вопрос о его ликвидации.
В противном случае увеличение производства могло привести к настоящей экологической катастрофе: что из себя представляют отходы птицефабрики, хорошо знает любой человек, проезжавший по трассе даже на значительном расстоянии от нее. По данным экспертов, даже в сельском хозяйстве помет используется как удобрение после длительной ферментации, до того времени он представляет собой яд, способный превратить сельхозугодия в выжженную землю. Помимо помета у птицефабрики образуются в ходе производства и другие жидкие отходы от убоя птицы, такие как кровь, жиры и т.п.
Как удалось узнать: изначально для решения этой производственно-экологической проблемы планировалось строительство локальных очистных сооружений на территории самой птицефабрики. При разработке программы развития в 2012 году вопрос создания подобных сооружений рассматривался, в том числе предполагалось привлечение иностранных инвесторов. Однако при защите программы проект локальных очистных сооружений решили в нее не включать, поскольку он был «сырой» и вернуться к данному вопросу планировалось позже. Генеральный директор птицефабрики Рефтинской Николай Топорков программу по увеличению производства принял к исполнению, а вот вопрос с локальными очистными сооружениями он, судя по всему, предпочел задвинуть в долгий ящик.
Не хотите очищать – платите
Возросшее число жидких отходов, поступающих с предприятия, привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру, находящуюся в муниципальной собственности, а именно, на очистные сооружения. Этот факт вызвал беспокойство у властей городского округа, так как эти сооружения были возведены более 30 лет назад, а денег на их реконструкцию у муниципалитета на протяжении всего этого времени не было. К сожалению, нет их и сейчас.
Муниципалитет неоднократно поднимал данный вопрос, указывая на то, что с каждым годом ситуация со сбросами птицефабрики ухудшается, а никаких практических решений не принимается. Так и не дождавшись от руководства птицефабрики действий по внедрению очистки на производстве, МУ ОП «Рефтинское», управляющее муниципальными сооружениями, решило компенсировать нагрузку рублем. По итогам совещаний со всеми заинтересованными сторонами было выработано решение: муниципальному предприятию было поручено разработать временные условия для приема сточных вод с птицефабрики. До того, как агропромышленное предприятие запустит локальные очистные сооружения, оно по этим условиям должно платить в полуторакратном размере. Данные средства, а это порядка 14 млн рублей, планировалось направить на разработку проектно-сметной документации и реконструкцию действующих очистных сооружений.
Временные условия были разработаны, однако директор Топорков за ними так и не обратился. Тогда руководство МУ ОП «Рефтинское» на совершенно законных основаниях стало начислять плату уже в пятикратном размере за прием отходов. Добровольно выплачивать эти деньги птицефабрика отказалась, в связи с чем МУ ОП «Рефтинское» обратилось в арбитражный суд. К настоящему времени завершились две судебные тяжбы, по которым «Рефтинская» обязалась уплатить коммунальному предприятию порядка десяти миллионов рублей за превышение допустимых норм сбросов. Всего же за 2016 год муниципальное предприятие планирует потребовать с птицефабрики 25 млн рублей.
Долгосрочная аренда
Понимая, что тех денег, которые приносит производство, не хватит на то, чтобы рассчитаться с муниципалитетом, Николай Топорков обратился за помощью в областное правительство и попросил не только оказать воздействие на коммунальщиков, но и ни много ни мало посодействовать в передаче очистных сооружений в аренду «Рефтинской», то есть самому себе.
Нежелание строить собственные очистные сооружения Николай Топорков объясняет тем, что якобы 30 лет назад это строительство было сочтено нецелесообразным. Теперь же, по его словам, очистные сооружения больше нужны именно предприятию, а не городскому округу.
Глава Рефтинского городского округа Ирина Максимова подтверждает, что в настоящее время проблема с очистными сооружениями существует и руководство муниципалитета пытается решить ее вместе с птицефабрикой и другими заинтересованными лицами.
«Мы, как и птицефабрика, обращаемся во все инстанции, ищем пути решения проблемы. Тем более что у нас сейчас Год экологии, – отметила глава городского округа в беседе с корреспондентом «Аргументов недели». – В министерство ездили вместе с Николаем Васильевичем [Топорковым]. Совещались, но вопрос стоит на месте».
Обосновывая претензии на получение очистных сооружений в свое распоряжение, Топорков отмечает, что птицефабрика с ситуацией справится и это не вызовет проблем у предприятия. Хотя совершенно непонятно, что собирается делать руководство птицефабрики для того, чтобы отходы реально очищались в соответствии с действующими нормами. Очевидно, что это всего лишь временная возможность не платить штрафы самому себе, но это только отложит проблему для птицефабрики, а не решит ее. Через короткий промежуток времени придет очередная проверка уже Росприроднадзора и штрафы для фабрики возрастут многократно.
Вместе с тем, эффективность работы «Рефтинской» на протяжении последних лет вызывает сомнения даже по основному профилю деятельности: так, чистая прибыль организации сократилась с 40 млн рублей в 2013 году до 9,8 млн в 2016-м. Возникает вопрос, каким образом господин Топорков намерен обеспечить бесперебойную работу сооружений, которыми пользуется не только возглавляемая им организация, но и весь городской округ.
«Ситуация близка к катастрофической»
По словам директора МУ ОП «Рефтинское» Владимира Цыпкина, муниципальное предприятие неоднократно предлагало птицефабрике найти компромиссный вариант.
«На территории нашего городского округа есть пять предприятий, которые допускают превышение допустимой концентрации вредных веществ, – рассказал он корреспонденту «Аргументов недели», – однако не платит только одна птицефабрика».
Что касается ситуации с очистными сооружениями в целом, то Владимир Цыпкин называет ее близкой к катастрофической. Дело в том, что очистные сооружения по проекту предназначены для отходов хозяйственно-бытового характера. Те же отходы, что сбрасывает птицефабрика, никоим образом отнести к данной категории нельзя, по всем параметрам это промышленные отходы.
В распоряжении нашей редакции оказались фотографии, сделанные на очистных сооружениях 7 апреля 2017 года. На них отчетливо видны три трубы: из двух стекают отходы с птицефабрики, из третьей – со всего остального поселка.
По словам Владимира Цыпкина, из-за отходов птицефабрики несколько лет назад на очистных сооружениях оказалась загублена система биологической очистки: микроорганизмы, используемые для очистки, просто заросли жиром. На восстановление системы тогда были потрачены значительные средства, в то время как отходы с птицефабрики продолжают расти, а их качество продолжает ухудшаться.
Предложение Топоркова передать очистные сооружения в концессию Владимир Цыпкин оценивает скептически:
«Если у них не хватает денег или нет желания платить за превышения допустимой концентрации, то как они намерены обеспечивать нормальное функционирование объекта? Единственным выходом для них в случае получения сооружений в концессию будет поднятие тарифов для населения, но возникает вопрос: почему жители Рефтинского должны платить ради экономии птицефабрики?»
И действительно, кто бы ни владел данным объектом и на каком праве, не столь важно, важно, что сумма, необходимая для его надлежащего содержания, останется неизменной. И кто-то все равно должен сполна заплатить за то, чтобы вода вернулась обратно в природу чистой и прозрачной.
«Мы приближаемся к точке невозврата»
По словам депутата Законодательного собрания Свердловской области Михаила Зубарева, к настоящему времени ситуация вокруг очистных сооружений контролируется на областном уровне.
«Сейчас все решается за столом переговоров, – рассказал депутат корреспонденту «Аргументов недели». – За него приглашают представителей коммунального предприятия, руководителей птицефабрики и двух министерств: энергетики и ЖКХ и АПК и продовольствия. Я представляю интересы жителей. Судебные споры между птицефабрикой и МУ ОП «Рефтинское» идут своим чередом, наша же задача – решить вопрос с тем, чтобы на очистные сооружения отходы поступали в предочищенном состоянии».
Парламентарий также отмечает, что до сих пор не решено, то ли птицефабрика должна строить локальные очистные сооружения, то ли дополнительная система очистки появится за ее пределами. Соответственно, остается открытым вопрос и о финансировании, а это не менее 100 млн рублей.
«Мне понятна позиция птицефабрики, что им нужно увеличивать популяцию бройлера, – отметил Михаил Зубарев. – Но и понятна позиция администрации. Почему муниципалитет за налоги жителей поселка должен оплачивать сбросы предприятия? Оно хоть и государственное, но все-таки хозяйствующий субъект, который зарабатывает деньги и несет ответственность».
Депутат подчеркнул, что точкой невозврата станет 2019 год, когда вступят в силу поправки в федеральное законодательство, повышающие ответственность за сбросы: «В этом году наша задача в том, чтобы проектная документация была готова, а в следующем году необходимо начать строительство очистных сооружений».
Конфликт между руководством птицефабрики «Рефтинская» и муниципалитетом настораживает. Независимо от того, насколько обоснована позиция каждой из сторон, проблема является общей, причем не только для городского округа и предприятия, но и для жителей Свердловской области. Десятки тысяч тонн отходов, по сути, представляют биологическое оружие, в зоне поражения которого находится весь регион. Остается только надеяться на благоразумие, в том числе и вышестоящих инстанций.