В воскресенье, 16 апреля, на ступенях Казанского собора развернётся масштабное действо. Задача Пасхального фестиваля – стать своеобразным «мостом» между тем, что происходит в церковной жизни, и тем, как на это уместно откликаться жизни светской.
О вечернем гала-концерте мы попросили рассказать его главного дирижёра – художественного руководителя Большого симфонического оркестра Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Алима ШАХМАМЕТЬЕВА.
- Вспомним о том, что в дореволюционном Петербурге Пасхальная неделя была для многих именно светским праздником. В эти дни открывались сезоны в театрах, салоны пестрели анонсами концертов, каждый дом готовил свои программы «у камина». А что творилось в многочисленных ресторанах! Мне кажется, авторы идеи фестиваля «Пасхальный Петербург» постарались учесть этот исторический контекст. Фестиваль откроется 16 апреля в 13:00: в исполнении сводного хора прозвучат пасхальные песнопения.
Кульминацией музыкальной части фестиваля станет вечерний гала-концерт – он пройдёт всё там же – на ступенях Казанского кафедрального собора. В исполнении Симфонического оркестра Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории прозвучат популярные сочинения «золотой классики». Солистами выступят молодые артисты петербургских театров. Лауреат международных конкурсов Ольга Георгиева (сопрано) хорошо знакома горожанам не только по работе в Театре консерватории, но и по спектаклям резонансного фестиваля «Опера – всем». Её таланту рукоплещет публика Италии и Великобритании, Болгарии и ближнего зарубежья. В Пасхальном концерте Ольга Георгиева исполнит арии из опер Дж. Верди, Дж. Пуччини и П.И. Чайковского.
Меццо-сопрано Юлия Любимова, недавно ставшая лауреатом I премии конкурса «Три века романса», несмотря на свой совсем ещё юный возраст, уже успела запомниться петербуржцам как великолепная исполнительница русского оперного репертуара, тонкий интерпретатор романсов. Её голос уже знаком и зарубежным ценителям оперы. В концерте она исполнит один из романсов С.В. Рахманинова и знаменитое Ариозо Воина из кантаты «Москва» П.И. Чайковского.
Лауреат Международных конкурсов Роман Арндт (тенор) служит сразу в нескольких театрах: в «Зазеркалье», в Михайловском и в Театре консерватории – и везде он запоминающийся, самобытный, способный к неожиданным драматическим поворотам. Ему в нашем концерте доведётся исполнить арию Калафа из оперы «Турандот» Дж. Пуччини, арию принца из оперетты Ф. Легара «Страна улыбок». Будут в программе и сюрпризы, которые мы пока не разглашаем.
Фестиваль «Пасхальный Петербург» проводится по инициативе Комитета по развитию туризма. Инициатива А.Е. Мушкарёва и его команды очень своевременна, значение её трудно переоценить. Сегодня людям не хватает именно такой версии праздника – когда церковь и прихожане объединяются не только в храме, но и на «светской территории». Надо сказать, что вся программа фестиваля детально обсуждалась с Епархиальным управлением, представители духовенства очень помогли как советами, так и практическими решениями. Это не первый музыкальный фестиваль, проводимый Комитетом по развитию туризма. В сентябре с грандиозным успехом прошла «Музыка на Неве». Я тогда дирижировал гала-концертом на Биржевой площади. «Музыка на Неве», конечно же, кардинально отличается от «Пасхального Петербурга»: тогда была задача «озвучить» несколько главных городских площадей в течение одного дня: с полудня и до вечернего фейерверка над Невой. Музыка являлась идеологическим ядром всей концепции праздника. «Пасхальный Петербург» – это всё-таки не только музыкальное действо – здесь и фольклор, и танцы, художественные промыслы и экскурсии. Тем не менее музыка в «Пасхальном Петербурге» – это и путеводная нить, и драматургическая кульминация, да и просто черта истинно петербургского стиля.