Дороги, которые мы не выбираем
31 марта 2017, 17:00 [ «Аргументы Недели» ]
Закончился федеральный рейд ОНФ по дорогам России. Общая протяженность сети автодорог федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1396000 км, в том числе 984000 км — с твердым покрытием. Из них к числу «убитых» дорог дорожная инспекция ОНФ отнесла 6082 (в километрах — 7550 км). Много это или мало — об этом наш разговор с сопредседателем регионального штаба ОНФ в Краснодарском крае Даниэлем Башмаковым.
— Для тех, кто ездит по плохим дорогам, бьет на них свой транспорт или теряет время и нервы в регулярных пробках, связанных с антикачеством дорог, проблем, конечно, много. Для представителей власти регионов «проблемы почти нет». Меня лично эта позиция удивила, как будто чиновники не ездят сами по этим дорогам! «Где-то ведь есть еще и хуже дороги, чем у нас»,— говорил, к примеру, Борис Сухов, заместитель директора городского Департамента строительства Краснодара. Довольно примечательно, что ни в одном регионе, где проходила выездная инспекция ОНФ, качеством дорог не похвалились, не сказали, к примеру: у нас лучше, чем в Европе.
Сегодня к проекту присоединилось более 54 тысяч народных активистов, которые сообщают в ОНФ о проблемных дорогах. Те самые 7,5 тысячи «убитых» километров дорог — наша точка отсчета проекта. Число неравнодушных людей растет с каждым днем, соответственно при их содействии ширится и пополняется список «убитых» дорог. Не удивлюсь, что вскоре километраж дорог, которые мы точно не выбираем, вырастет вдвое-втрое. Это будет означать, что всё больше граждан России от разговоров на кухнях и в социальных сетях перейдут к активным действиям по такому алгоритму: выявил — поставил на контроль — спросил чиновника, за что платятся налоги и когда будет решена проблема,— добился решения.
— А зачем нужен этот тройной контроль за действиями власти? И президент, и ОНФ, и народ…
— Пока нужен. В устройстве нашего государства многое подверглось коррозии настолько, что президент страны был вынужден возглавить еще и движение общественной инициативы по наведению порядка в стране. Я очень сильно сомневаюсь в том, что в объезде по «убитым» дорогам страны на добровольных началах приняли бы участие представители администраций городов, если бы ОНФ возглавлял не Владимир Путин, а активист из народа. Нас бы перевели в разряд вредных оппозиционеров, с которыми можно не считаться. Но когда за нами президент, то власть на местах — как те ежики, что «плакали, кололись, но ели кактус»,— соглашалась принимать участие в малоприятных для нее мероприятиях. Увы, без народного контроля наша власть, к сожалению, забывает, для кого работает. Вот ей и напомнили про народ участники рейда дорожной инспекции. А в нем участвовали: руководитель проекта, депутат Госдумы Александр Васильев, руководитель РИК края Сергей Костылев, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» на Кубани Александр Балицкий, активисты ОНФ, представители Союза транспортников Кубани — люди ответственные, активные, с выраженной гражданской позицией.
Александр Балицкий, в частности, обратил внимание власти на то, что очередность ремонта дорог должна опираться на наиболее острые или массовые запросы граждан.
Региональный штаб ОНФ накапливает информацию и анализирует ее. Обследуя дорожное полотно, мы обращаем внимание на многие факторы: на качество дорожного покрытия, работу ливневки, состояние обочин, историю ремонта дорог. Недопустимо, чтобы дороги, которые ремонтировались недавно, оказывались бы аварийными. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что средства, выделенные на ремонт, были потрачены неэффективно и конкретные чиновники должны понести наказание за небрежность, а, возможно, и личную заинтересованность в приеме работ ненадлежащего качества. Мы также требуем от власти конкретики: когда проблемные дороги будут приведены в порядок?
— Но правильно ли предъявлять претензии господину Первышову и его команде, если акты приемки дорог подписывались при другом руководителе?
— Мы понимаем, что в городе сменилось руководство. Но многие исполнители на своих местах, и через какое-то время мы снова проедем по тем же улицам. Очень бы не хотелось, чтобы повторилась та же картина, что и сейчас.
В свой предыдущий приезд, к примеру, на ул. Парижской «Газель» нашей инспекции ОНФ провалилась в затопленную канаву. Ситуация с тех пор не изменилась, и, согласно ответу администрации, выполнение работ по проектированию и капитальному ремонту дороги по ул. Парижской не представляется возможным. Но текущий ремонт гравийного покрытия планируют выполнить в 2017 году. Будем держать ситуацию на контроле.
Участники инспекции оценили состояние гарантийных дорог. Улица Ялтинская ремонтировалась в июне 2016 года с гарантией один год. На путепроводе активистами были зафиксированы ямы, разрушение верхнего слоя покрытия, а также разрушение шва. И это за год?!
К гарантийной ул. Северной в 2015 году было много нареканий по качеству покрытия. Ситуация не изменилась: в ходе проверки выявлено сильное разрушение верхнего слоя на примыкании к ул. Филатова, а также у дома №463, на всем протяжении улицы заметны трещины. Просадка ливневки обнаружена у дома №465, разрушение верхнего слоя покрытия у рельсов — на перекрестке с ул. Садовой, разрушение верхнего слоя — у перекрестка с ул. Березанской, а также на перекрестке с ул. Костылева. На перекрестке с ул. Коммунаров также заметно разрушение покрытия около рельсов. Меж тем улицу ремонтировали в 2016 году со сроком гарантии два года.
Покрытие на ул. Красных Партизан ремонтировалось в 2016 году. Срок гарантии составляет два года. В целом дорога находится в хорошем состоянии, но у дома №489 уже обнаружены дефекты в виде заплаток. На ул. Тургенева есть гарантийный участок, который местные власти презентовали как самую лучшую дорогу в городе. На этой улице был произведен капитальный ремонт на сумму более 80 млн руб., но даже здесь были отмечены недостатки: ливневка не работает должным образом, а на пешеходном переходе уже образуется колея.
Активистами дорожной инспекции ОНФ была проверена и ул. Красноармейская. На участке были обнаружены множественные просадки люков, в частности у домов №27, 33, 52, 69, 73, 96. Примечательно, что в 2015 году эти проблемы были зафиксированы активистами и был получен ответ от администрации об исправлении дефектов. Ситуация не изменилась.
При осмотре улицы Новороссийской установлено: на участке между улицами Васнецова и Шевченко имеются большие ямы, которые после прошедшего дождя залиты водой, что существенно затрудняет проезд транспортных средств, а при объезде ям водители вынуждены выезжать на полосу встречного движения, что ведет к созданию аварийных ситуаций.
Заместитель директора городского Департамента строительства Борис Сухов проблему признал и дал обещание исправить дефекты, в частности привести ул. Новороссийскую, которая попала в лидеры рейтинга на карте дорог, в нормативное состояние.
— Можно ли назвать работу ОНФ продуктивной, если вы делаете замечания по качеству дорог, а всё остается как было? «Денег нет»,— говорит вам мэрия и разводит руками. И на новых дорогах, с еще свежим ремонтом, снова те же самые ямы.
— Это правильный вопрос. «День сурка» никому из нас не нужен. Регистрировать одни и те же нерешаемые проблемы, проявлять активность, не видя результата,— точно не наш выбор! Сегодня проект находится в стадии систематизации, он слишком молод. И на этом этапе хотим четко представлять размеры вечной российской проблемы, для чего и собираем народную статистику — не данные парадных отчетов, а всё, как есть. Хотим понять, что решаемо на местном уровне, а что требует принятия решений на более высоких уровнях. Нам надо разобраться в деталях, почему недавний ремонт через короткое время требует новых вливаний. А вдруг дело и не в том, что приходит в голову каждому из нас сразу,— не в откатах или разгильдяйстве, а в излишней транспортной нагрузке, технологии или чем-то ином?
— Ситуация с дорогами по четырем городам, по которым мы проехали, очень разная. Самые хорошие дороги в Майкопе, неплохая ситуация с этим в Ставрополе. А вот в Элисте и Краснодаре с дорогами действительно имеются проблемы. Но в целом хочется отметить, что в большинстве случаев власти в регионах стали прислушиваться к мнению местных жителей и обращать внимание на интерактивную карту проекта ОНФ,— отметил депутат Александр Васильев.
Наша задача — заставить власть быть властью для своих граждан, всколыхнуть народ и добиться осознания им своей гражданственности. Именно поэтому мы за массовость и вовлечение наибольшего числа жителей России в эту работу. А далее — как я уже сказал: выявили проблему — поставили на контроль — потребовали отчета — добились решения. И ставим новую цель!
Сайт проекта Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» поможет вам определить проблемные дороги. Если вы хотите, чтобы участок дороги в вашем населенном пункте отремонтировали, просто добавьте его на сайт dorogi-onf.ru.