10.03.2017 00:00:09
Начальник профильного отдела областного управления Роспотребнадзора Светлана Якушевская помогла нашему корреспонденту разобраться, как избежать опасностей и что делать, если права всётаки были нарушены.
Если купили просрочку
Что: покупка продовольственных товаров.
Опасность: ненадлежащее качество, истёкший срок годности.
Пример: В прошлом году несколько жителей Поронайска пожаловались на торговлю просрочкой в одном из магазинов. Обращений было много, поэтому Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку. Жалобы подтвердились, владельца торговой точки обязали вернуть деньги покупателям. Если нарушения продолжатся, то магазин могут закрыть.
Бывают жалобы и другого рода. Продавец посоветовал определённую продукцию, а уже дома потребитель понял, что характеристики не соответствуют заявленным. Например, вместо пастилы без сахара и консервантов женщине продали обычный мармелад. В этом случае крайне трудно доказать, что продавец действительно обманул покупателя.
Как избежать. Всегда проверяйте срок годности и состав продукта перед покупкой, а также сохраняйте чек.
Что делать. При покупке просрочки возвращайтесь в магазин с некачественным товаром и чеком.
День возвращённых подарков
Что: покупка непродовольственных товаров.
Опасность: вещь не подошла или оказалась бракованной.
В феврале-марте в управлении Роспотребнадзора отмечают традиционный наплыв жалоб, связанных с подарками на 14, 23 февраля и 8 Марта. Получатели даров по разным причинам пытаются вернуть их в магазины и забрать деньги. Но запомните: фраза «мне это не надо» вовсе не обязывает продавца отдавать наличные.
Как избежать. Выбирая товар себе или в подарок, внимательно осмотрите его, подумайте, действительно ли вам нужна именно эта вещь. А примеряя одежду или обувь, ориентируйтесь прежде всего на свои ощущения, а не на лесть продавца: «Ох, как же вам идёт!».
Что делать. Если товар не подошёл по цвету, фасону, габаритам и так далее, покупатель имеет право… нет, не потребовать деньги назад, а обменять его на подходящий. Возвращение стоимости возможно, если нет вариантов обмена. Причем у вас должен быть чек, а вещь должна сохранить товарный вид и бирки.
Телефоны не меняют
Что: покупка техники
Опасность: несоответствие ожиданиям, брак.
В последнее время поступает особенно много жалоб от покупателей сотовых телефонов – товара, не подлежащего обмену. Например, перед продавцом ставились одни задачи, а он всучил гаджет с совсем другими функциями. Так, потребитель искал телефон с программой шагомера, продавец порекомендовал определённую модель. Дома клиент понял, что этой функции в нём нет. Конечно, есть и жалобы, связанные с покупкой бракованной техники.
Как избежать. Тщательно проверяйте товар в магазине, удостоверьтесь в наличии всех необходимых вам функций.
Что делать. Если продавец обманул покупателя, то последний имеет право на расторжение договора куплипродажи. Однако доказать, что вы искали гаджет с одними функциями, а продавец – вот паршивец! – всучил совсем другой, практически невозможно. Постарайтесь добиться, чтобы вам вернули деньги или предложили варианты обмена в досудебном порядке. Не получается – идите в суд.
Если техника сломана, бракована, зависает и так далее, то лучше всего сразу написать заявление на расторжение договора куплипродажи и возврат денег. Нередко предприниматели хитрят: предлагают сначала провести проверку качества, на что уходит дней 20, а то и больше. Брак подтверждают, клиент уже с чистой совестью пишет заявление. И ждет ещё десять дней – таков установленный срок. Но самое интересное, что за это время предприниматель и так должен провести проверку качества! Если бы покупатель сразу написал заявление, то мог бы уже получить деньги, а не ждать месяц или больше.
В случае, когда предприниматель отказывается принять претензию, не нужно с ним ругаться. Отправьте заявление по почте заказным письмом с уведомлением о получении, подождите десять дней после её вручения и идите в суд.
Вода, да не та
Что: услуги ЖКХ
Опасность: некачественное оказание услуги.
Управление Роспотребнадзора в 2016 году подало три иска в защиту неопределённого круга потребителей. Заявления связаны с ненадлежащим водоснабжением – некоторые жители Анивского, Корсаковского и Холмского районов были вынуждены на протяжении долгого времени пользоваться мутной водой. После обращения в суд действия ресурсоснабжающей организации признали противоправными. Теперь жители могут потребовать произвести перерасчёт средств, уплаченных за некачественно оказанную услугу.
Кстати, ещё одна опасность связана с несвоевременной расчисткой крыш зданий от снега и льда. В феврале прошлого года на автомобиль холмчанина упала большая глыба с кровли жилого дома. Заплатив за ремонт около 120 тысяч рублей, мужчина подал в суд на обслуживающую дом организацию. Ему не только компенсировали стоимость ремонта, но и возместили моральный ущерб, судебные и иные издержки. Компании пришлось выплатить почти 230 тысяч рублей.
Как избежать. Нарушения прав потребителей в сфере услуг ЖКХ зачастую носят массовый характер, избежать опасности практически невозможно.
Что делать. При некачественном оказании коммунальных услуг обращайтесь в управляющие организации. Если проблема не решилась – идите в местный отдел управления Роспотребнадзора и государственную жилищную инспекцию Сахалинской области. И будьте готовы к суду.
Не верь мошенникам
Что: разные коммерческие услуги.
Опасность: быть обманутым, «попасть» на деньги.
В минувшем году специалисты Роспотребнадзора трижды выступали в суде на защите прав пожилых людей, обманутых компанией, якобы устанавливающей окна ПВХ. Пенсионеры вызывали ее сотрудников на дом, прочитав объявление в газете. Не убедившись в надёжности компании, доверчивые пожилые люди отдавали предоплату за услугу, которую им так и не оказывали. Получив деньги, дельцы просто пропадали. Теперь, после суда, компания должна вернуть потребителям 390 тысяч рублей, из которых 20 тысяч – моральный ущерб. Роспотребнадзор готовит иск о ликвидации недобросовестного юрлица.
Другой пример. Вам говорят, что вы выиграли туристическую поездку и должны как можно скорее подойти в офис для заключения договора. Нужно насторожиться: подписываясь под документами, человек, сам того не замечая, соглашается на оказание ему различных платных услуг. Например, недавно в Роспотребнадзор поступила жалоба с приложенным договором на… аренду помещений в Испании в течение года. Подписывая его, клиент был уверен, что выиграл поездку в Испанию с большой скидкой – так ему сказали в туркомпании. Он мог бы доказать обман, если бы не собственноручно поставленные подписи – «со всеми условиями согласен», «ознакомлен, что это не туристический продукт» и так далее.
Как избежать. Связывайтесь только с проверенными компаниями, о которых хорошо отзывались ваши знакомые, как минимум имеющими офис, где можно понаблюдать за работой специалистов; внимательно читайте договор.
Что делать. Если предприниматель отказывается идти на уступки, возвращать деньги, то следует обратиться в суд. Однако если вы сами подписались под всеми условиями, доказать свою правоту будет очень трудно. Если вы так и не докажете обман, подобные сделки могут быть расторгнуты по вашей инициативе в любой момент – это закреплено законодательством. Правда, придётся возместить компании определённые расходы.
Кстати
Управление Роспотребнадзора выйдет на проверку только в том случае, если вы уже пытались урегулировать конфликт напрямую со второй стороной, например, владельцем торговой точки. При необходимости специалисты помогут составить и подать в суд исковое заявление, дадут экспертное заключение для приобщения к делу. Однако сама тяжба в большинстве случаев ляжет на ваши плечи. В прошлом году Роспотребнадзор 11 раз выступал в качестве истца и дал 26 заключений по гражданским делам. Всего в управление за год поступило 1208 обращений, по 183 из них провели внеплановые проверки. 27 жалоб не подтвердилось.