Вай-фай по талонам?
22 февраля 2017, 12:41 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Почему беспроводной интернет перестал быть открытым и как предпринимателю не разориться, создавая точку доступа
С 1 июля 2016 года в России ужесточились требования к публичным точкам Wi-Fi: открытый беспроводной интернет в кафе, отелях и торговых центрах ушел в прошлое. Анонимные подключения прекращают свое существование – сетью могут пользоваться только те, кто авторизовался.
Разрешенных способов авторизации – два: по паспортным данным или но номеру мобильного (что, в общем-то, тоже означает идентификацию по паспорту, поскольку без документов в России нельзя приобрести sim-карту). Цель таких нововведений очевидна: они носят «антитеррористический» характер и помогают отследить перемещения преступников – по «цифровому следу» идти в наше время намного проще, чем по реальным «горячим следам». В случае нарушения требований «закона о Wi-Fi» владельцу точки бесплатного доступа будет грозить штраф в размере 5–200 тысяч рублей, а при повторном нарушении – до 300 тысяч рублей.
Если для обыкновенных пользователей Постановление Правительства РФ № 758, по сути, ничего не меняет (дополнительные действия при подключении к Wi-Fi не отнимают и минуты), то для предпринимателей оно стало головной болью.
К примеру, некоторые кафе и рестораны Волгограда в июле 2016 года (в первый месяц действия новых правил) предпочли попросту отключить беспроводной интернет, нежели рисковать штрафами. Однако, как выяснилось уже после нескольких недель, это негативно сказывается на потоке посетителей: наличие беспроводного интернета в заведении общепита или торговом центре уже даже не конкурентное преимущество, а вещь абсолютно обязательная.
– Подключение к интернету через общедоступные точки Wi-Fi становится базовой услугой и неотъемлемой частью клиентского сервиса, – говорит Елена Нечай, директор по маркетингу и продуктам бизнес-рынка МТС. – Wi-Fi может стать важным фактором при выборе отеля. Беспроводной доступ к интернету в кафе и ресторане все чаще становится аргументом в пользу того или иного заведения. В крупных городах Wi-Fi стал конкурентным преимуществом для такси и признаком высокого класса обслуживания.
Кроме того, по словам Елены Нечай, беспроводное соединение выполняет имиджевую функцию, которую практически не видно, когда все работает нормально: к примеру, возможность подключиться к сети скрашивает клиенту ожидание – а для заведений общепита или банков это может быть чрезвычайно актуально.
Содержание собственных серверов, хранящих данные пользователей, требует дополнительных расходов, а то и штатных единиц, к чему также готовы далеко не все руководители. Тем не менее, даже из этих кажущихся неприятными новшеств бизнес может извлечь выгоду: к примеру, стартовая страница, на которой пользователь вводит свои данные, может служить дополнительной площадкой для рекламы. А благодаря сбору идентификационных данных можно составить подробные «карточки» своих клиентов и затем использовать эту информацию в маркетинговых и аналитических целях. Именно это и называется big data, большими данными: вы сможете изучить, кто приходит в ваше заведение, в какое время, как долго пребывает здесь, какие страницы посещает. Даже те данные, которые не являются конфиденциальными, позволят сделать сервис ресторана или отеля качественнее: внимательный руководитель будет предугадывать желания новых посетителей, опираясь на сведения о старых.
Неудивительно, что в списке услуг телекоммуникационных операторов на этой волне появились новые позиции, предлагающие готовый сервис и избавляющие от необходимости организовывать обработку и хранение данных самостоятельно. Например, у МТС эта услуга носит название «Wi-Fi для бизнеса»: с ее помощью либо устанавливается точка доступа на уже имеющемся у компании оборудовании, либо организуется только идентификация пользователей в соответствии с требованиями постановления. Такое «пакетное» предложение формируется по принципу пазла: специалисты мобильного оператора подбирают для каждой организации такие технологии и сервисы, которые окажутся наиболее эффективными и экономичными.
Посетителям волгоградских заведений нечего бояться: Wi-Fi из публичной сферы не исчезнет. А бизнесменам не стоит ждать, пока им выпишут штраф за раздачу сети без идентификации: потери могут оказаться во много раз превосходящими стоимость готовых решений.
Андрей ВОРОШИЛОВ