Аргументы Недели Сахалин → Общество № 7(549) от 22.02.17

Во имя спасителя

, 00:08

22.02.2017   00:00:09

Великопостные Богослужения

Великий пост – самый главный и строгий среди всех установленных канонами православной церкви. Начинается он за семь недель до праздника Светлого Воскресения и состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первые сорок дней напоминают нам о подвиге Иисуса Христа, постившегося в пустыне. Страстная неделя является выражением почитания последних дней земной жизни Спасителя, воспоминания о его страданиях и мучительной смерти.

Всего Великий пост включает 48 дней, к которым православная церковь готовится заранее.

– За несколько недель до поста на службах в особых песнопениях содержится информация о покаянии, к которому готовят себя верующие, – объясняет руководитель миссионерского отдела ЮжноСахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач. – Неделя перед постом называется сырной или масленичной. В эти дни запрещается есть мясо. Зато в среду и пятницу нет поста, разрешено есть молоко, яйца, рыбу, сыр и масло. По старому обычаю на масленицу пекут блины и посещают родственников и знакомых. Перед началом поста стараемся примириться с нашими ближними, простить друг друга, тем самым очистить свою душу, поэтому воскресенье масленичной недели называется прощёным.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста считаются самыми строгими. Это время особого покаяния и особых молитв. Верующие ежедневно посещают богослужения. По монастырскому уставу в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи. Первое вкушение разрешается лишь в среду после литургии Преждеосвящённых даров. В эти дни монахам предписывается сухоядение, то есть пища без масла. Для мирян требования поста ослабляются по благословению духовника.

Согласно монашескому уставу, рыба разрешается всего два раза в пост – на Благовещение Пресвятой Богородицы, если праздник не выпадает на Страстную Седмицу и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Сахалинцам местная епархия благословляет вкушать рыбу со второй по страстную неделю Великого поста, кроме среды и пятницы. Если строго следовать правилам, то растительное масло разрешается по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

– Условно говоря, пост можно разделить на две части, – поясняет Виктор Горбач. – Первые шесть недель – это путь человека к Богу, а Страстная седмица – это путь самого Спасителя на встречу каждому из нас.  Символически каждая неделя Великого поста посвящена разным событиям. В первую неделю службы в храмах проходят каждый день – утром и вечером. Вечером читается особый великий покаянный канон Андрея Критского. В нём автор сравнивает себя с различными персонажами Ветхого и Нового Завета и показывает, в чём душа человека преуспела, а что нарушила. Великий пост – это время, когда мы должны оценить свои поступки, постараться сверить свою жизнь с Евангелием и следовать Божьему откровению. Многие христиане стараются в течение Великого поста перечитать все книги Ветхого и Нового Завета. Главные богослужения проходят в субботу и воскресенье. В среду и пятницу – Литургия Преждеосвящённых даров – это особая служба, во время которой совершается также Таинство Причащения.

Святая Четыредесятница

Первая неделя Великого поста посвящена торжеству православия. Это празднование было установлено по поводу окончательной победы святой церкви над иконоборческой ересью. В воскресенье первой недели в храме совершается особый чин торжества православия. В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с мёдом) в память чуда святого великомученика Феодора Тирона.

– В IV веке святой явился во сне Константинопольскому епископу Евдоксию и открыл тайное приказание императора Юлиана Отступника – окропить идоложертвенной кровью животных все продукты, и повелел христианам в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом, – рассказывает отец Виктор. – Вторая неделя чествует память святителя Григория Паламы. Он известен, как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Суть проповеди в том, что человеку возможно увидеть Бога, он проявляется через этот свет, который может увидеть молящийся. Третью неделю называют Крестопоклонной. В эти дни прославляется святой Крест Господень. Его выносят на середину храма для подкрепления сил постящихся. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название – Великий пост достигает своей середины.

На четвёртой неделе христиане вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Святой является автором аскетической духовной книги «Лестница», где рассказывает о том, как человек поднимается духовно, чтобы встретиться с Богом. В субботу этой седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородицы, которое установлено в благодарность за избавление Константинополя от врагов.

– Пятая неделя посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской, – продолжает священнослужитель. – По преданию она продавала себя людям, искала встречи с мужчинами, жила этим. Однажды, поехав вместе с паломниками в храм, грешница не смогла зайти в него. Святая сила не пускала её, тогда она стала молиться. Божия Матерь указала ей на то, что нужно изменить образ жизни. Женщина укрылась в пустыне и стала отмаливать свои грехи. Это образ удивительного покаяния, когда человек, ведя разгульный образ, меняет свою жизнь, встаёт на праведный путь, и в жертву Богу проводит 40 лет в полном уединении.

Шестая неделя Великого поста называется Неделей ваий или Вербным воскресеньем. Празднуется «Вход Господень в Иерусалим» – евангельское событие торжественного въезда Иисуса Христа в Святой город. Пальмовые ветви у нас заменяются вербой. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа, приветствуют его, как победителя ада и смерти, держа в руках цветущие вербы и зажжённые свечи.

Страсти Христовы

После Вербного воскресенья наступают Великие дни – Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страданий Христовых. О том, как он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу и распят на Кресте.

Каждый день недели называют Великим или Страстным, он наполнен подготовкой к Пасхе. Во все времена к празднику готовились особо: дома наводили порядок, мыли полы, чистили и белили лавки, отмывали окна и двери. С четверга хозяйки пекли куличи, красили яйца.

– Страстной понедельник – День памяти ветхозаветного Иосифа, прообраза Иисуса Христа, – объясняет протоиерей. – Вспоминается бесплотная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных. В великий вторник православные вспоминают произнесённые в Иерусалимском храме притчи Иисуса о дани кесарю, о десяти девах и Страшном Суде, о воскресении мертвых. Страстная среда посвящена воспоминанию о вечере в Вифании – грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса. Великий или Чистый четверг связан с омовением Христом ног учеников и Тайной вечерей – установлением Таинства Причастия. Вспоминается молитва Господа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великая пятница – день всеобщей скорби о распятом Спасителе, принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа.

– В Великую пятницу литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день сам Господь принес себя в жертву, совершаются царские часы, – поясняет отец Виктор. – Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх неё Евангелию. Плащаница находится на середине храма в течение трёх дней, напоминая этим трёхдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Богослужения Великой субботы сочетают в себе самые противоречивые чувства – скорби и радости, слёз и светлого ликования. День наполнен воспоминаниями о сошествии Иисуса в ад. В субботу освящают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском храме сходит Благодатный огонь.

Заканчивается страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан – Воскресением Христовым.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram