Экс-мэр Волгограда, а на сегодня руководитель группы компаний «РИТМ» Юрий Чехов в прошлом году возглавил региональное отделение «Деловой России». Недавно Чехов стал гостем студии радио «Комсомольская правда», где рассказал, какой видит сегодняшнюю власть состоявшийся бизнесмен, а так же, для чего бизнес намерен искать компромиссы с властью.
О карьерных помыслах
- У меня нет никаких попыток, ни стремлений возвращаться во власть. Никаких карьерных побуждений у меня давно нет. Всё, вокруг чего я сегодня сконцентрировался – это решение определенных программ. Многое из бизнес-программ удалось выполнить – я несколько миллиардов вложил в город. Удалось построить гостиницу, удалось построить на ВОПРе крупнейшие холодильники, в центре города - «Пирамиду». Да, меня многие упрекают за архитектурные формы «Пирамиды», но забывают, что это бывший ресторан гостиницы. Я был втиснут в эти архитектурные нормы, и прошлось строить, исходя из их особенностей. Но это объект, который десять лет приносит прибыль городу в виде налогов, и в который вложено 800 миллионов рублей. Мои компании работают только «в белую», мы платим все налоги, люди получают заработную плату. Я не хочу терять на мелочах, у меня есть определенная деловая репутация – я почти 15 лет в бизнесе.
О мифах
Миф №1. Юрий Чехов, после того, как покинул пост мэра Волгограда, живет в Москве.
- Когда я ещё несколько лет назад приходил на Центральный рынок, бабушки мне говорили: «Вот тебе огурец, ведь там, в Москве тебя не кормят». А я никогда в Москве не жил. На сегодняшний день я состоявшийся человек, у меня есть всё, чтобы жить там, где я захочу, но Волгоград – это моя родина.
Миф№2. Чехов – коренной астраханец, и Волгоград – не родной его город.
- Все мои ближайшие предки жили в Сталинграде. Дед работал на извозе на заводе Куйбышева, возил брёвна. Отец освобождал Сталинград, потом уехал, служил в Астраханской крепости – тогда она была воинской частью. Мать поехала за ним, получилось, что там я и родился. Местом рождения, естественно, стала Астрахань. Всего месяц после моего рождения мы пробыли там и вернулись. А вообще, все корни мои здесь, предки лежат на Ворошиловском кладбище. И сам я из солнечной Ельшанки.
Миф№3 Чехов приватизировал под себя все рынки Волгограда.
- Это когда-то заявил экс-депутат Митрофонов, который сейчас в бегах. Он назвал меня главным врагом города. Хочу сегодня сказать: если кто-то найдет рынок, который я забрал – я его отдам. Но этого нет. И хочу добавить про коммунальное хозяйство: год назад один из своих вопросов газета «Волгоградская правда» начала так: «Вы были инициатором передачи городского коммунального хозяйства в частные руки…» Я чуть в осадок не выпал после такой постановки вопроса и владения темой.
Кто сегодня власть?
- Когда я пришел на пост руководителя регионального отделения «Деловой России», решил устраивать встречи с представителями власти. Стал спрашивать у членов реготделения: с кем хотите встречаться? Оказалось, что с губернатором хотят, с его заместителем Сиваковым, с налоговиками, с представителями силовых структур, с контролирующими органами хотят взаимодействия. И лишь с законодателями никто из бизнесменов не захотел встречаться. Это ведь сигнал, что они не решают ничего, они потеряли своё лицо, как им это не обидно слушать. Безусловно, мы не отказываемся и будем работать с думцами: и с представителями и областного, и городского советов, но это сигнал.
Интересы волгоградского бизнеса на сегодня защищают 300 организаций. Но многие существуют только на бумаге. И нам нужно найти формы, которые смогут объединить наши усилия, наши возможности. Власть справедливо говорит: а что вы конкретно предлагаете? И мы должны предложить конкретные программы.
Дистанция бизнеса и власти
- Надо говорить правду, что сегодня доминирует власть. Не случайно молодежь устремлена не в бизнес, а во власть. Но нельзя не отметить ряд позитивных моментов, которые упорядочивают регулировку отношений бизнеса и власти. К примеру, отмена 159-ой, части четвертой, статьи Уголовного кодекса. Это была легендарная статья, по которой привлекалось огромное количество бизнесменов. Следующий момент - принят закон о наказании сотрудников правоохранительных органов в случае развала бизнеса. Ещё один момент - контакт с нотариусом. Раньше предпринимателя могли «закрыть», бизнес отобрать, он даже доверенности нотариусу написать не мог.
Есть подвижки и в региональной сфере. Это, например, нормы, которые сбрасываются на регионы для рассмотрения вопросов экономики. В местной прессе мало писали о недавней встрече с губернатором, на которой он сказал: платите налоги, давайте работать совместно, решать вопросы. И все равно, сегодня дистанция власти и бизнеса остаётся достаточно большой, в одну секунду всё не изменишь. Но тем яснее понимание, что без совместной работы сложные вопросы региона мы не решим.
Районные главы в позиции «кю»
- Плохо, что происходит размывание систем местного самоуправления. Это величайшая ошибка. В 90- годы у глав районых администраций были реальные полномочия, даже были реально работающие районные советы. Главы работали с директорами и советами директоров, они собирали деньги, были ДРСУ – дорожные участки. Сегодня глава, простите, туалет без разрешения не может поставить. Это унизительно для руководителей 100-тысячных районов. Я уж не говорю о том, что в советские времена, первый секретарь райкома имел право входа, пропуск на Старую площадь. Он был инструментом власти. А сегодня мало того, что реальных прав нет, происходит ещё и частная смена глав, размывается сама городская власть.
Отношение к нашим и не нашим
- Если власть грамотно даст возможность бизнесу развиваться, бизнес увеличит количество налогов. От этого выиграют все: и государство, и его граждане. Один из сложнейших вопросов, по которому нужно сейчас найти компромисс, – кадастровая стоимость. От того, как он разрешиться, зависит, как бизнес будет работать дальше. Региональный бюджет формируется сегодня от тех поступлений, которые даёт бизнес и промышленность Волгоградской области. Городской бюджет 90-х годов главным образом формировался от предприятий, от НДФЛ. Но тогда ещё работала промышленность, хоть и была ослаблена. В условиях, когда промышленность Волгоградской области находится в загоне, поступления в бюджеты всех уровней сократились. Сегодня до 40% - это земельные налоги. А их кто платит? Представители бизнеса.
Всех бизнесменов местная власть должна четко разделить на тех, кто готов и вкладывается в развитие региона и тех, кто этого не делает. Есть земляки, которые реально поднялись, у них есть приличные ресурсы и их нужно нацеливать на местные перспективы. Разговоры о том, что кто-то чужой придёт со стороны и серьёзно вложится, я отметаю. Лучше опираться на местных. И надо создавать условия, чтобы волгоградский бизнес не уходил в другие регионы.