Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось со времён Золотой Орды
26 января 2017, 17:28 [ «Аргументы Недели» ]
Православные татары Москвы и их гости выразили удовлетворение начавшимся процессом самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещён, нагайбаков) и других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам.
Об этом говорит регулярное проведение богослужений на татарском языке, а также состоявшеяся панихида по крещёным ханам Великой Булгарии, тюркских государственных образований, Великой Татарской (Монгольской) Империи, Золотой Орды, татарских ханств, орд, княжеств, улусов и высказали твёрдое намерение продолжать их поминовение как крещёных, преставившихся в «надежде Воскресения и Жизни Вечныя». С докладами по данной проблематике выступили протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов.
Татарская православная идентичность ведёт своё начало от апостольской проповеди и её развития среди народов – предков татар и других родственных народов, в том числе племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (впоследствии Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства. Докладчики подчёркивали, что с тех пор Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Богу возносились на языках предков татар и других тюркоязычных народов сотни лет.
На сегодняшний день Православие широко представлено в тюркоязычном мире и Богом прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, хотя судьба тюркоязычных народов сложилась иначе, чем других. Православные татары высказались о том, что являются частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываются от своих корней и не противопоставляют себя татарам-мусульманам, но всеми силами стараются сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии нашей земной Родины. Участники секции Рождественских чтений также заявили, что необходимо продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Поддержали все усилия по возрождению молитвенного и литургического татарского языка и призвали православных татар не отказываться от своей национальной идентичности и сохранять свою культуру.
Об этом с докладом высший эксперт «Византийского клуба», видный православный политолог, культуролог, политик Кирилл Фролов, потомок прославленного в лике святых расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьёй повара святых царственных мучеников и потомок чингисида крымского и касимовского татарского хана-князя, православного политолога Петра Мультатули.
Участники конференции выразили глубокую благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и администрации республик Татарстан и других регионов России за признание, понимание и поддержку. Подчеркнули необходимость продолжения развития татарского языка и его диалектов как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, развитие и продвижение, как в Богослужебной практике, так и в быту татарско-кряшенско-нагайбакских и других православных традиций и искусства, в чём выразили надежду на поддержку соотечественников.
Православные татары призвали к взаимной поддержке и объединению и взаимодействию с православными тюркоязычными народами (гагаузами, чувашами, якутами и др.), а также к диалогу с тюркским миром в целом. Кроме того, участники конференции подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных народов и их предков, в том числе изучение и систематизацию сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах.
Православные татары обратили особое внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль, возможность использования родных имён при крещении, не внесённых в святцы. Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению, если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, что соответствует общепринятой практике в других православных странах.
Одним из способов достижения этой цели православные татары считают введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей.
Также православные татары обратились к священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и руководству Республики Татарстан с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о духовных предшественниках. В его стенах необходимо возобновить христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот.
Православные татары, также попросили священноначалие Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди – хана Бёрке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам сразу на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых других.
Также в работе конференции приняли участие представители кряшенских организаций, много лет добивающиеся кряшенам статуса отдельного народа, они выступили с докладами о том, что кряшены Татарстана находятся в бедственном положении, с ними у других участников конференции – со сторонниками единства татарского народа, завязалась жаркая дискусия. Стороны сошлись на действительно бедственном положении кряшен Татарстана и необходимости их воцерковления.
На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады сына известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известного православного татарского проповедника Давида Амира Садура об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» - Мохаммеду. Также вызвал искренний интерес доклад отца Алексия Юсупова о миссии среди китайцев, как один из примеров для миссии среди татар.
Одним из главных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения.
Юлия ЖАНДАРОВА