Аргументы Недели Иркутск → Общество № 3(545) от 26.01.17

«Боярышник»: пустые разговоры и мнимые виноватые

, 11:01

Малахов сделал шоу о массовых отравлениях «Боярышником». На съёмках побывали не только пострадавшие от ядовитого зелья и неравнодушные активисты-общественники, в эфире «засветились» представители иркутской городской администрации и регионального правительства. Оценка скандальной программы, показанной всей стране по федеральному телеканалу, — это тот редкий случай, когда мнение города и области совпадает. Иркутская редакция «АН», как и многие местные жители, тоже, мягко говоря, удивлена: цель неясна, акценты туманны, а позиционирование Иркутска как города алкоавтоматов вообще «из пальца высосано».

«Невыдуманные истории, о которых невозможно молчать». Кажется, выпуск ток-шоу «Пусть говорят» от 17 января не очень-то подтверждает этот слоган. Историй, конечно, было хоть отбавляй. Однако некоторые факты, озвученные в программе, вызывают сомнения. Не говоря уже о том, что не мешало бы перед съемками уточнить должности ключевых спикеров.

В целом, несмотря на большое количество привлеченных «как бы экспертов», передача оставляет впечатление сырой, не проработанной. Зачем все эти «наезжающие», «кричащие» или, наоборот, стушевавшиеся люди прибыли в столицу и уселись на диваны перед камерами? Ради пиара? А какую главную мысль редакторы шоу хотели донести до зрителя, купившегося на громкую тему? Каждый говорил о своем, представители Приангарья были и вовсе немногословны (от правительства Иркутской области приехал почему-то только министр здравоохранения Олег Ярошенко). Сам ведущий занял невнятную позицию. Как так? Неужели огрехи монтажа и нарезки? Непосредственные участники программы говорят, что не в этом дело.

«Собираясь на программу, я за сутки опросила свой круг общения, чтоб самой понять, кто виноват и что делать? — рассказывает Татьяна Скороходова, актриса, ведущая шоу на одной из иркутских радиостанций. — В закулисье и на записи программы я надеялась получить ответы на эти вопросы. Но, послушав выступавших, я так и не поняла этого».

«Мы всё-таки надеялись, что цель передачи — узнать ситуацию, найти решение. Но нет. Главное, видимо, сделать шоу, заработать рейтинги, пусть даже на человеческих несчастьях», — с досадой объясняет начальник департамента развития предпринимательства и потребительского рынка администрации г. Иркутска Евгений Семенов. Он тоже побывал на проекте Андрея Малахова, где его, кстати, ошибочно представили как человека, которого на программу делегировала область. Но Евгений всё-таки имеет право говорить только за городскую администрацию.

«Учитывая характер передачи, конечно, не поехать было невозможно, — комментирует Семенов. — Это значило бы дать ведущему шанс сказать, что представителей мэрии пригласили, а они проигнорировали, им якобы всё равно. Но это не так. Мы оперативно отреагировали на ситуацию в рамках наших полномочий и даже нашли решение, как использовать волонтеров для контроля продажи спиртосодержащих жидкостей. Но кому это было интересно? Мне ничего толком сказать и не дали. Сложилось впечатление, что в этом шоу любой чиновник должен быть представлен как виновный. Сиди — молчи — красней, пока тебя люди из первых рядов грязью поливают. Знаете, после записи программы хотелось скорее пойти в душ и смыть всё это».

«Город алкоматов». Или всё-таки страна?

Неприятного об Иркутске в рамках телепрограммы, конечно, звучало немало. Некоторые участники и ведущий пару раз попытались выставить «Боярышник», а также автоматы, где этот то ли лосьон, то ли концентрат для ванн продавался круглосуточно, как «фирменную иркутскую историю».

Жители города после эфира недоумевали: «Какие автоматы для продажи боярки? Не видел ни одного», «Вот где этот автомат с боярышником висел? Как мне кажется, у нас бы его в первую же ночь сорвали…» Справедливости ради, стоит сказать, что источник «АН», близкий к городской администрации, подтвердил, что один такой «алкомат» всё-таки был установлен в Иркутске, причем не в злополучном Ленинском районе (где были зафиксированы массовые отравления), а в Октябрьском. Это устройство практически сразу оперативно демонтировали, получив сигнал от неравнодушного населения.

Интересно, что в интернете новости о круглосуточных автоматах, которые 24 часа в сутки реализуют кому угодно (хоть детям) спиртовую настойку боярышника и другие «типа лосьоны», ходят еще с февраля 2016 года. Как сообщают самые разные СМИ, такие устройства алкосамообслуживания были замечены в Ижевске, Саратове, Калуге, Чите, Новоуральске. То, что выпадает из них в обмен на совсем небольшую денежную сумму (20-30 руб.), в народе называют «фанфуриком» или «фунфыриком». Это небольшой бутылёк с жидкостью, которая, если верить этикетке, якобы не предназначена для употребления внутрь. Вот только автомат ярко рекламирует: «Этиловый спирт — 75%». Счастливчикам, говорят, и 95%-й раствор этанола мог попасться.

В октябре прошлого года Газета.ру опубликовала результаты своего расследования. Журналист интернет-издания изучал как раз рынок алкоматов с «бояркой». Об этом на «Пусть говорят» вспомнил главный внештатный специалист-токсиколог Иркутской области Алексей Третьяков. В упомянутой статье производителей автоматов «Боярка-24», «Бояра-24» и «Боярин-24» охарактеризовали как «гениев маркетинга», которые креативно продвигают сомнительный с точки зрения этики и законодательства бизнес. Вслушайтесь в слоган: «Нам кризис как ветер в паруса!» А начинающим предпринимателям, которые приобретают «алкомат», давали просто чудо-советы. «Загружаете автомат так, чтобы каждая пятая бутылка была 95% вместо стандартных 75%, это вызовет некоторый азарт и дух соревнования между покупателями, проверено, работает… Настраиваете автомат так, чтобы иногда он якобы случайно выдавал два пузырька вместо одного, — это проверенный способ активировать взрывную рекламу по сарафанному радио…» — так учили запускать товар в массы.

В том же расследовании Газеты.ру всплыло имея некого «Дона Фанфурика», в реальности — предпринимателя Дмитрия Островского. Есть мнение, что он — главный бенефициар производства жидкостей типа «Боярышника», под которые «заточены» уличные алкоматы, продвигаемые по стране. Дмитрий — основатель холдинга «Биомед», объединяющего компании «Медстар» и ООО «Гиппократ». Они на рынке «фанфуриков» с начала 2000-х. Правда, сам Дмитрий, по информации издания, к 2010 году вышел из состава учредителей своих компаний и управление передал родственникам, возглавив в это время Союз производителей галеновых лекарственных препаратов. «Согласно финансовым отчетам, в 2015 году «Медстар» заработал всего 25 тыс. руб., зато выручка «Гиппократа» составила 1,2 млрд руб., из них 7 млн руб. — чистой прибыли. «Медстару» принадлежат 66 сертификатов на производство косметических жидкостей для ухода за лицом и кожей. Среди них — лосьон с экстрактом боярышника, тоник с экстрактом красного перца, лосьоны «хлебный» и «на бруньках», — пишет Газета.ру. И если версия, выдвинутая изданием, верна, то кто-то действительно весьма неплохо зарабатывает на продуктах «двойного назначения». И так называемый косметический алкоголизм — проблема с многолетней историей. Несложно заметить, что касается она не только Иркутской области.

Контроль или крышевание?

Очевидно, что в стране существует некий параллельный рынок алкоголя — дикий, высокомаржинальный, никем не контролируемый, а скорее всего, даже кем-то «крышуемый». Косметическую продукцию можно законно продавать в ночное время и в торговых точках, не имеющих алкогольной лицензии.

«Для меня как для легального производителя основная проблема — это нелегальные производители алкоголя, которых крышуют, — заявил в студии «Пусть говорят» известный своей прямолинейностью предприниматель Дмитрий Потапенко. — Такие свою продукцию могут продавать и в 100 м от детского предприятия, и в 50. И попробуйте их точки закрыть». Предприниматель уверен, что сейчас настойки и концентраты типа «Боярышника» просто убрали с прилавков, дожидаясь, когда скандал с отравлениями поуляжется. Потом всё снова достанут.

Во время программы несколько раз прозвучало: «Все всё знают». Всем понятно, что этикетка на таких спиртосодержащих косметических средствах — заведомая ложь. Просто кому-то позволено разливать спирт по бутылочкам безо всяких акцизов, сертификатов и лицензий.

«Главным советником по таким вопросам был кто? Бывший руководитель Роспотребнадзора господин Онищенко. Он не знал об этом? Почему не было постановления об ограничении оборота спиртосодержащей продукции?» — задал во время телепередачи риторический вопрос член Общественного совета при Минздраве России Алексей Старченко. Ответить на него у Малахова было некому. Представителей Роспотребнадзора в студии не замечено. Видимо, запрещать фрукты, овощи, сыры и конфеты — это легко. А в случае с косметическим алкоголем куда удобнее делать вид, что ничего не происходит.

Да и полиция, судя по всему, тоже на многое закрывает глаза. Потому участники и зрители ток-шоу очень хотели бы услышать позицию органов правопорядка. Но не судьба. В эфире программы для представителей МВД тоже места не нашлось, хотя вспоминали «полисменов» всех уровней много и чаще недобрым словом. Общественный деятель Павел Пятницкий, который не так давно был в Иркутске, заявил: «Почему всё это процветает? Если не крышевание вот этой истории отдельными персонажами в погонах, ничего бы подобного не было».

Но случилось страшное. Декабрьская трагедия с «Боярышником» в Иркутске стала резонансной в масштабах всей страны. По какому-то странному стечению обстоятельств произошла «накладка»: вместо этилового спирта в «средство для ванн» добавили ядовитый метиловый. Больше 70 жертв.

И что теперь? Реальных виновных — не исполнителей, не случайных чиновников, на которых всё переложат, а настоящих организаторов и пособников — накажут? Отследят всю цепочку? Маловероятно.

В СМИ прошла новость о том, что кировский районный суд Иркутска освободил из-под стражи начальника отдела полиции УМВД России по Иркутску Дениса Черемисина, задержанного ранее в связи с массовым отравлением концентратом «Боярышник». Следствие настаивало на заключении Черемисина под стражу. Прокурор это ходатайство не поддержал. Обвинение и суд также не нашли оснований для помещения полицейского под домашний арест. Как пояснила в ходе заседания суда защитник Наталья Рыжих, ее подзащитный является начальником отдела участковых уполномоченных, в подчинении которого находятся порядка 30 человек. Уголовное дело в отношении Черемисина было возбуждено на том основании, что он не назначил участкового на одном из участков, в границах которого имелась точка продажи концентрата «Боярышник». Купив его именно в этом магазине, смертельно отравились несколько человек. Однако в должностные функции Черемисина не входило назначение сотрудников и подпись соответствующих приказов, отметила адвокат, обратив также внимание на то, что участковые не наделены полномочиями по регулированию и контролю оборота спиртосодержащих средств.

«Участковый, начальник отдела — это слишком мелкая величина», — прозвучало в телеэфире. Но вряд ли мы когда-то узнаем, кто на самом деле за всем этим стоит. Придется довольствоваться видеосъёмкой коттеджа, хозяин которого якобы имел отношение к производству злополучного «Боярышника» с метанолом, но уже отбыл в Израиль. Назвать его имя никто не решился.

Депутатский популизм

Выпады на тему преступления и наказания прозвучали и в адрес присутствовавших в студии Первого канала депутатов. Говорили о том, что закон должен быть суровей, штрафы за махинации со спиртом и алкоголем — выше, а не в пределах нескольких тысяч рублей.

Владимир Жириновский, представляющий ЛДПР, активно отстаивал идею снижения стоимости водки, в этом случае, возможно, упадет спрос на суррогатный алкоголь. А вот со стороны избранного в Госдуму иркутянина Алексея Красноштанова конкретных предложений не прозвучало. Понятно, что алкоголизм в целом — большая проблема, и спортзалы в Ново-Ленино — это отлично. Но подобные универсальные обтекаемые формулировки хороши для предвыборных плакатов. А при обсуждении сложной, всероссийского масштаба проблемы, связанной с регулированием, хотелось бы увидеть более жёсткую позицию народного избранника, услышать, каким образом, по его мнению, можно навести порядок на таком сложном и наверняка коррумпированном рынке номинально косметической (а фактически алкогольной) продукции, и как же контролировать полицию, которая должна контролировать любых нелегалов.

В финале телепередачи ведущий, конечно, высказал призрачную надежду, что эпоха лосьонов двойного назначения в ближайшее время будет окончена, и их нельзя уже будет так свободно производить и покупать. Известно, что Росалкогольрегулирование давно хотел включить косметические лосьоны, в том числе настойку боярышника, в перечень спиртосодержащей продукции. По плану РАР, через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) будет отслеживаться, сколько спирта закупают производители настоек и лосьонов, сколько его перерабатывают и какое количество продукции выпускают.

Инициатива, конечно, похвальная. Но без воли силового блока всё регулирование так и останется на бумаге. А количество смертей и тяжелых отравлений суррогатным алкоголем — будь то «боярка» из ларька или элитный виски из интернет-магазина — так и будет расти пропорционально оборотам теневого рынка, где по большому счету всё равно, что «бадяжить». И всегда найдутся те, кому всё равно, что пить. Хотя, конечно, на фоне трагедии опасающихся стало больше. Берегите себя. Сами. Больше, видимо, некому.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram