Станислав Крысин хочет изменить Феодосию
6 января 2017, 20:19 [ «Аргументы Недели. Крым» ]
Новый мэр в Феодосии недавно. Полгода работы и Новый год – отличный повод подвести промежуточные итоги, спросить о планах, да и вообще, поговорить. Поэтому мы встретились со Станиславом КРЫСИНЫМ за пару дней до поздравлений президента РФ.
– Давайте подведем некоторые итоги. Что удалось и что не сложилось?
– Практически все, что было задумано – получилось. Моя главная задача была создать команду. Я рад, что ее формирование закончилось. Мы с сентября плотно работаем и во главу угла поставлено наведение порядка и освоение бюджетных средств. А это не просто слова. Это значит что-то сделать для города. Отремонтировать коллектор, дороги, покрасить пешеходные переходы, сделать городское освещение и т.д. За словом освоение стоит большая работа. Особенно учитывая, что люди, которые работают в городской администрации, далеко не полностью владеют навыками работы в российском правовом поле. Нужно изучить массу законодательства. Поэтому, по объективным причинам, здесь есть сложности.
У нас освоено 88% денежных средств. В казначействе в качестве заявок лежат счета, которые позволят закрыть 95%. Остальные деньги – это ФЦП. Которые, например, через комитет культурного наследия были выделены на Дачу Стамболи и галерею Айвазовского. Противоаварийные и восстановительные работы. Почему эти деньги не полностью освоены? Потому что в Минэкономразвития России были очень затяжные согласования. Это же федеральные деньги, поэтому так много надо было обсудить с федеральным центром. Деньги были выделены на противоаварийные работы, а по факту часть работ оказались реставрационными. Пришлось вносить изменения в проект, проходить дополнительные согласования в федеральных органах. На это потребовалось время. Из-за этого и возникла заминка. А в остальном, мы все деньги, что были выделены, достойно освоили. По дорогам были проведены экспертизы и техсоветы. Вопросов нет. Главный урок в том, что нужно работать и работать честно.
– Украинское наследие как-то сказывается на вашей работе?
– Здесь главное другое. Сама Феодосия остановилась в развитии 23 года назад. Замерла. К примеру, косильщиков травы на весь город всего два человека было. Но в первую очередь проблемы в юридической области. Некоторым людям тяжело перестроиться с украинского правового поля. Но, дорогу осилит идущий. Постараюсь сделать все, чтобы Феодосия засверкала и стала одним из лучших городов РК.
– Вступая в должность, вы говорили, что Феодосия самый недооцененный город
– У Феодосии богатая история. Городу 2545 лет. Каждая конфессия мира здесь может найти точки соприкосновения. Мы предполагаем, что у нас в городе, в храме Дмитрия Солунского находятся фрески Феофана Грека, причем, в первозданном виде, не подвергавшиеся реставрации и дорисовке. Нигде в России такого богатства нет.
За рубежом если кто найдет черепушку, то кричит об этом как о сенсации на весь мир. А у нас такие фрески и не развит паломнический туризм. Подойти к этому храму с фресками практически невозможно без угрозы сломать ногу. Что это за отношение... Почему мы это не ценим? У нас генуэзская крепость настоящая, какой была изначально. У нас АЙВАЗОВСКИЙ! В Третьяковской галереи яблоку негде упасть во время его выставки. А у нас свободный доступ. У нас ПОДДУБНЫЙ в порту работал. Не исключено, что РОКСАЛАНА тоже была в Феодосии. Молилась перед отправкой в гарем турецкого султана. Просила Бога о помощи. У нас в Коктебеле – колыбель русской авиации и авиастроения. И почему-то об этом никто не помнит. Вы были на горе Климентьева? Как тяжело туда добраться. Там просто ужас.
Наш город многогранен. Вот Ялта, например, курортная столица, культурная столица Крыма. Судак – это тоже курорт… А Феодосия? Это промышленность, культура, история и логистический центр Крыма. Идеальное плечо. Порт, железная дорога, трасса «Таврида». Поверьте, что к 2018 году Феодосия получит очень серьезный толчок в развитии.
У нас сейчас 4 лота на 2017 год разыгрывается по транспортным развязкам. Собрал всех перевозчиков. Со всеми переговорил и довольно жестко. Не уговаривал. Та ситуация, что сложилась в городе, меня не удовлетворяет. И транспорт, и маршруты тоже. Очень много нареканий. Поставил конкретные задачи. Автобусы должны соответствовать нынешним нормам безопасности. Многим перевозчикам кажется невыгодным возить людей рано утром, поздно вечером… Но я дал им срок до 1 февраля навести порядок. Создам конкуренцию. Я вот как делаю: даю, например, один хороший маршрут и в качестве социальной нагрузки еще один межпоселковый. Чтобы можно было закрыть все проблемы с перевозками. Конечно, что-то мы пытаемся делать и без денег. Вот, например, ливневки забиваются сучьями и листьями. Или проблема старых деревьев. Мы просим предприятия и бизнесменов навести порядок и срезать аварийные деревья в зоне их ответственности. Потом их пилим и развозим жителям, живущим в негазифицированных районах.
– Прокуратура отчиталась, что по ее предписанию будут отремонтированы улицы Нахимова и Десантников
– Деньги были выделены на ремонт улиц Нахимова и Десантников в 2015 году. И по каким-то причинам мои предшественники их не освоили. Когда мы стали заниматься этими контрактами, то оказалось, что они не корректно подготовлены. Документы не прошли экспертизы. Мы их переделали и поэтому затянули со сроками исполнения. Прокуратура нам помогает, указывая на тонкие места. Но этот вопрос больше к предшественникам.
– Есть ли проблемы с подрядчиками по ремонту дорог?
– Мне нравится нынешний подрядчик. Он местный. Хорошо ориентируется в городе. Очень качественно подходит к подрядам. Кроме этого несет социальную нагрузку, делает тротуары, выкорчевывает аварийные деревья, асфальтирует подъезды к домам. Меня он устраивает.
– У вас с будущего года сокращается количество заместителей
– Когда я пришел, то у меня было 7 заместителей, 2 советника и 2 помощника. Но, по-моему, для нашего небольшого муниципалитета это слишком много и с нового года у меня будет 4 заместителя, из них один первый заместитель, один помощник и один советник.
– Что ожидает Коктебель, учитывая, что он практически потерял свое лицо?
– Коктебель действительно теряет свой дух. И как ни прискорбно, но это зависит от самих жителей Коктебеля. Хаотичная застройка, незаконные врезки канализаций в ливневые системы… Это наследие Украины. Один из первых моих шагов – выявление незаконных врезок и приведение их к нормам. Конечно, нужны миллиарды, чтобы полностью ликвидировать проблему канализации Коктебеля. Но есть и другие способы изменить ситуацию.
Мы приходим в отели, выясняем с чем имеем дело. С отелем или частным домом. Уточняем: подключение в систему канализации или выгребная яма. Если канализация, то просим показать, каким образом подключено. Если выгребная яма, то просим уточнить объем. Сколько кубов. А затем просим предоставить договор вывоза жидких бытовых отходов. Зачастую предприниматели не могут его показать.
Или, например, отель на 40 номеров, а отходы вывозит 3х кубовый «газончик». С этим как быть? И еще вопрос: куда «газончик» все это «добро» везет? Нужно в канализационно-очистные сооружения. Должен быть соответствующий талончик, что предприниматель получил разрешение слить свои нечистоты. Ничего из вышесказанного в 60-70% нет по Коктебелю и по всему берегу ответственности муниципалитета. Мы начали свои рейды в августе и продолжаем сейчас. Бывают и другие удивительные открытия. В подвале одного из отелей нашли краснокнижного орлана. Обещаю, что мы приведем в соответствие все нормы (технические, санитарные, экологические, налоговые и.т.д.) Это моя прямая обязанность и я этим буду заниматься, несмотря ни на что.
– Были сообщения, что в случае, если будут найдены несанкционированные подключения канализации в ливневку, то нечистоты пустят обратным ходом тому, кто их так сливает. Не слишком ли радикально?
– Конечно радикально. А как быть, если идешь по набережной и нос воротит от вони? Или возьмите Феодосию. Я видел, что коврами закрыты стоки в ливневку. Для чего это люди делают, спросите? Да потому что зловоние. С этим как быть? По-моему, это просто бессовестно. У нас теперь есть специальная машина, которая выявляет несанкционированные врезки канализации. И теперь, у кого-то из горожан «в тихую» сливающих свою канализацию в море, в один прекрасный день в доме, может забить фонтан нечистот. Однако, я готов к неприятностям, но после того, как этот человек заплатит штраф за незаконную врезку в ливневку. Чтобы приехавшие к нам отдыхающие не получали в море кишечную палочку вместо оздоровления. Скажем так, канализационная система сможет выдержать всех желающих, если отельеры сделают все по закону. Я пример приведу. Пришла одна женщина и попросила очистить генуэзский ров. Мол, достопримечательность города и вся засорена. Мол, нехорошо. Я воодушевился и отправил туда бригаду. А рабочие обнаружили несколько сливов канализации из частных домов. Выяснилось, что эта женщина на самом деле беспокоилась потому, что ее врезка, будучи самой нижней, оказалась забитой нечистотами из-за других, что были сделаны после нее. Мы все эти врезки позабивали. Понимаете, что затем последовало? Потом соседи этих хитрецов, их по-своему воспитывали. И таких ситуаций очень много в Феодосии.
Если вернуться к Коктебелю, то сообщу, что сейчас весь земельный участок с домом матери ВОЛОШИНА и домом музеем ВОЛОШИНА передали в собственность РК и теперь этим вопросом занимается Министерство культуры.
Лисья и Тихая бухты переданы под патронаж Министерства экологии РК и не принадлежат муниципалитету. Точно также, как и воды у Карадагского заповедника не находятся в введении муниципалитета. Но, уверен, что со временем будут найдены средства для контроля границ вод заповедника. Катера и лодки предпринимателей перестанут беспокоить ученых.
– А что с горой Клементьева?
– С таким воздушным потоком всего две горы во всем мире. Проводились слушания. Был проект и инвестор. Были дебаты. Но я считаю, что это не муниципальный вопрос, а всероссийский. Сейчас он решается на республиканском уровне. Теперь об инвесторе. Ведь это человек вкладывающий деньги и желающий что-то получить взамен. Нам надо понимать, что он хочет себе и какая доля государства. И еще важно, что под благими намерениями инвестор не построил там, например, отель, дома и пр. И тогда могут исчезнуть эти знаменитые воздушные потоки. Этот вопрос для высоких инстанций.
– Вы писали письмо в ЮНЕСКО о Генуэзской крепости
– Действительно, я отправил за своей подписью письмо о признании Генуэзской крепости наследием ЮНЕСКО и еще предложил исследовать фрески, которые, по некоторым данным, принадлежат кисти Феофана Грека. В МИД РФ в курсе. Но ответа пока нет.
– Может из-за того, что Крым пока под санкциями?
– Но это же культурное наследие. Причем здесь санкции. В уставе ЮНЕСКО все четко прописано, и я надеюсь, что положительный отклик мы все-таки получим.
– Какие бюджетообразующие предприятия сегодня работают в городе?
– Завод «Море», порт, винзавод «Коктебель». На самом деле предприятий достаточно. Но они только начинают подниматься. Многие из них пока нам не дают особенной прибыли, хотя, что касается завода «Море», то я восхищен его директором ЗАЧИНЯЕВЫМ. Он за короткое время сумел привести его в порядок. «Море» нам очень помогает, развиваясь. Он дает работу горожанам. Сам бюджет Феодосии составляет около 700 миллионов рублей. До 2017 года он был дефицитным. Но мы смогли изменить ситуацию и с 2017 года он таковым не будет. Думаю, что мы сможем увеличить бюджет города как минимум в два раза.
– В Самаре и Казани проходят акции «Том Сойер фест»: неравнодушные горожане при помощи муниципалитетов выбирают определенные городские строения, проводят ремонтные работы и придают им новый вид. Это сплачивает людей и развивает гражданское общество. Ну, и украшает город, конечно. Как у вас с такими инициативами?
– Хорошая идея. Обсудим ее. Давайте расскажу и о нашей. Мы обратились в городские школы и предложили: создайте программу по развитию города. Поверите ли, но 22 школы разработали такие программы, что не каждый проектный институт справится. Сейчас школьники сажают деревья, ставят клумбы, строят детские площадки. А мы им помогаем. И это официально. Каждая школа реализует свою программу в городе. В Крыму подобного нет. Мы начали с детей. Но ничего нового мы не придумали. Все это было в СССР.
– А есть что нового предложить горожанам и гостям Феодосии в сезоне 2017 года?
– Мы планируем провести коньячный и винный фестивали. Нам это сам Бог велел, учитывая крымское виноделие. Кстати, если заговорили о гостях города, то в 2016 году курортников к нам приехало на 27% больше. Общее количество официально посетивших Феодосию составляет около 300 тысяч человек. Курортная тема сложна тем, что у нас отсутствует приемлемый уровень сервиса. Есть сложности с логистикой, затрудняющей возможности до нас добраться. Ведь мы уже фактически остров, а не полуостров. И опять же, проблема с канализацией, о которой мы выше говорили. После того, как будет введен в строй мост и заработает трасса «Таврида», увеличится туристический поток. Мы поспособствуем увеличению конкуренции и таким образом поднимем уровень сервиса. Пока нашим туроператорам тяжело изменить психологию. У них как, сезон отбомбили и залегли до лета. Почему не работать круглый год? Ведь Крым прекрасен не только летом. У нас 300 объектов культурного наследия. Пожалуйста: музеи, храмы. Гуляйте по Карадагу, по Лисьей бухте… Я поставил задачу разработать три туристических маршрута, проходящих по объектам культурного наследия: водный, пеший и автомобильный. Мы хотим уже в 2017 году предложить гостям нашего города эти разработки.
– Какие приходят инвестиции город и сколько?
– Я подписал документы на полтора миллиарда инвестиций за полгода. На следующий год планирую удвоить или даже утроить эту сумму. Инвесторам мы интересны. Конечно, прежде всего, их привлекают земельные участки у моря. А нам главное, разобраться с какими намерениями инвесторы к нам приходят. Я спрашиваю в таких случаях: Вы со своими деньгами или привлеченными? С каким оборотом предприятие? Какую социальную нагрузку готовы нести? Ведь у нас в Феодосии нет даже супермаркета. Нет торгового центра. Нет большого спортивного зала и молодым людям, занимающимся спортом, некуда пойти. Негде даже, по большому счету, встретить гостей и артистов. Поэтому, я ставлю инвесторам определенные условия. Но вникаю в каждое предложение. Вот, например, появляется человек, который хочет построить свиноводческий комплекс на 40 тысяч голов. Просит землю в восьми километрах от моря. Я ему объясняю, что тем самым он берет на себя огромную ответственность. Ведь под угрозой экология, а если, не дай бог, хотя бы одно животное заболеет чумой? Тогда пять километров зоны отчуждения. А здесь же проходит трасса «Таврида». Я предлагаю другое: пусть регистрируется в Феодосии. Строит офис, логистическую базу, комбикормовый цех. А само свиноводческое хозяйство «уносит» в поля. Например, в джанкойский район. То есть, начинаем решать вопрос уже в масштабах республики. А когда у нас будет генплан, то и многое другое станет ясно. Где у нас земли сельскохозяйственные, где заповедники, где мы можем что-то строить, учитывая, что на нашей территории будет индустриальный парк на сто двадцать гектаров.
– Железная дорога вдоль набережной – анахронизм. Вам не кажется?
– Согласен. Не лучшее решение. Но эта железная дорога проведена АЙВАЗОВСКИМ. Кроме того, эта единственная железная дорога, ведущая к порту. Порт – бюджетообразующее предприятие. Если убрать железную дорогу, то значит отрезать от коммуникаций порт. Проложить другим маршрутом можно. Но это миллиарды рублей. Так что наличие ее обосновано. Я хочу вынести станцию «Феодосия» в «Айвазовскую», чтобы пассажиропоток там останавливался. Старый вокзал найдем как по-другому использовать. А движение поездов по набережной ограничить ночью. Инвесторы, кстати, имеют, что предложить «Айвазовской». Они хотят ее перестроить и накрыть, а сверху намерены бары, рестораны и прочее построить. Но этот вопрос надо обсуждать с РЖД.
– Какой вы можете назвать инвестиционный проект, который будет реализован в ближайшее время.
– В морском порту будет построен терминал для приема и перевалки сыпучих грузов. Стоимость проекта 100 миллионов рублей. Там причальная стенка очень глубокая. В большинстве своем инвестиционные проекты касаются рекреации. Ведь Феодосия – старая по населению. Средний возраст жителей около 45 лет. Это особенность всех приморских городов. Люди отработали в Сибири или на нефтянке, подкопили денег и приобрели жилью у моря. Город думает об этом и развивается. В основном инвестиции строительные.
– Как Феодосия встречает Новогодние праздники?
– Хочу сказать в этом плане о неприятном. О том, что меня в Феодосии удивило. Мы начали украшать город: иллюминация, световые растяжки, обматываем гирляндами деревья…. Так вот, нашлись те, кто обрезает эти гирлянды, топчет и бросает. Мы обратили внимание полиции на поиск этих негодяев. Это очень неприятно. Вандализма хотелось бы поменьше. Мы, к примеру, спилили аварийные деревья и высадили новые. Так вот, из 200 заново посаженных 60 уже украли…
– Вы не расстраиваетесь особенно. В Москве воровство саженцев и цветов из клумб тоже есть. Причем этим промышляют жены очень обеспеченных людей. Приезжают на очень дорогих автомобилях и воруют. Вот так себя проявляют. У них флешмоб такой…
– Несмотря на это мы продолжаем украшать город. Стараемся быть похожими на Москву. Люди у нас все же замечательные и талантливые. У нас есть группа пожилых женщин, они так шикарно поют! Не хуже, чем бурановские бабушки. В большой Феодосии есть несколько коллективов, которые могут на уровне России приятно удивлять и поражать. Во время следующего Дня города у нас будут «заряжать» только местные коллективы. Может, кого-нибудь и пригласим из звезд, но все остальные будут родными, феодосийскими.
– Вы как-то следите за уголовными делами против ваших предшественников?
– Не слежу. Слишком много работы и планов. Я не боюсь брать на себя ответственность. Я человек самодостаточный. Будучи главным судебным приставом Крыма, я бы мог спокойно трудиться. В Феодосию пошел на конкурс для самореализации. Чтобы решить наболевшие вопросы. Чтобы показать, что и один в поле воин. И это так здорово, что Феодосия полна замечательных людей. Их в нашем городе подавляющее большинство.
Читайте также:
Другие новости по теме «Общество»
См. все новости дня