Известный экономист и политик предлагает государственную собственность на природные ресурсы превратить в частную собственность граждан России.
Беляев Сергей Георгиевич - Директор Научно-исследовательского института Развития конкуренции и отношений собственности РЭУ им. Г.В.Плеханова, бывший председатель Госкомимущества России, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, автор многочисленных публикаций по вопросам экономики, развития топливно-энергетического комплекса, автор первого в России учебника по антикризисному управлению. Опубликовал десятки статей по вопросам государственного строительства, развитию российского парламентаризма, проблемам политического, экономического и социального развития.
- Сергей Георгиевич, позади избирательная кампания. Время, когда открыто обсуждаются самые острые вопросы развития страны. У вас не сложилось впечатления, что, судя по предвыборным дебатам, менее всего и кандидатов, и избирателей волновала проблема экономического развития? Говорили, спорили о политике, о международном положении, о социальных программах, о чем угодно, но экономика так и не стала предметом общего и серьезного разговора. Значит ли это, что в базовой, важнейшей для жизни государства области у нас все в порядке, и нет повода для беспокойства?
- Вопросы экономики, конечно, возникали в предвыборных программах и дебатах. Но должным образом тема не прозвучала. Думаю, это специфика самой темы — здесь нужны глубокие знания, профессиональная подготовленность, аргументированный, грамотный разговор. Сходу, с пылу с жару, как в политической дискуссии, тут очки не наберешь. Да и публике скучновато вникать в экономические вопросы, если они, опять же, не ужаты до популистских формул. И, потом, на мой взгляд, ни одна из партий не рискнула выступить инициатором какой либо внятной стратегии. Так, на уровне полумер. Похоже, все сошлись на том, что стратегия - это прерогатива президента страны. Отсюда и некоторая пассивность партий и кандидатов на стратегических направлениях.
- Да и политических новаций, таких, чтобы потрясли основы, нынче не наблюдалось. Хотя, может, и не надо ничего потрясать. В революционных рывках Россия преуспела, теперь хорошо бы освоить эволюционный путь.
- То, о чем я хотел бы сейчас поговорить, к очередным потрясениям (дай Бог, чтобы их не было!) никакого отношения не имеет. Ибо, прежде всего, весь процесс будет протекать в рамках Закона. Без всякого противостояния верхов и низов. Это и политика, и экономика — в одном радикальном решении.Некоторые мои друзья, называют это формулой солидарности. О чем речь? Ну, сначала все же немного о политике. Сегодня, собственно, никто не оспаривает такую данность, как огромный разрыв между доходами населения России. Я бы даже сказал, катастрофический разрыв. 80% доходов в стране приходится на 1% населения. Россия стала одной из самых несправедливых стран в мире. Ситуация усугубляется медленным, очень медленным формированием среднего класса. Да скажем прямо, его как не было в России 25 лет назад, так нет и сейчас. Какой-то хронический, застывший на ранней стадии «пилотный проект». Есть богатые граждане, и есть малоимущее большинство. И разрыв между ними только нарастает. Это не просто статистика. Это внятный знак неблагополучия в социальной сфере. И проблема имеет тенденцию нарастать как снежный ком. Поэтому чем раньше государство приступит к ее решению, тем больше шансов устранить напряженность в обществе экономическими средствами, а не какими-то иными. То есть продолжить отечественную историю в нормальном, эволюционном ключе.
- Вам не кажется, что и сами люди, о которых мы говорим, меньше всего грезят какими-то там революциями? Многим куда больше подходит режим постепенных перемен к лучшему. Разве не об этом говорят результаты выборов — убедительная победа правящей партии?
- Запас прочности у нынешней власти большой, особенно большой он у президента. Именно поэтому было бы досадно промотать такое доверие полумерами, вместо радикального передела. У основной массы россиян нет каких-то завышенных запросов комфорта, их стандарты жизни по европейским меркам скромны. Но это не от того, что им не достает культуры, достоинства, амбиций претендовать на более шикарную жизнь. Они просто умеют жить проблемами общества, принимать их, и терпеливо стараться разрешить. Но сколько же можно эксплуатировать это долготерпение? Сколько можно практиковать очевидно ущербную модель управления, когда власть руководит не государством, а людьми?
- Хорошо. Перейдем к конкретике. Вы знаете, что это за «экономические средства», которые могли бы столь радикально изменить участь россиянина? Можете их назвать?
- Попытаюсь. Сегодня ведь что: какими бы яркими ни были программы экономических преобразований, ни одна из них не сможет быть реализована. Потому что в них не заложено главного - мотивации созидания. Власть ведь давно отделила себя от людей, очевидно забыв о том, что она тоже состоит из того же материала. Взять хотя бы такой предвыборный слоган: «Действовать в интересах людей – наша задача». Сказано словно какими-то пришельцами из космоса или сверхчеловеками. Вам слышится в этих словах конституционное равенство в управлении страной? Мне — нет. Да ладно бы слова! К сожалению, сложилась реальная практика, когда конституционное право все чаще подменяется декларациями.
На самом деле люди сами должны бы позаботиться о себе. Но для этого они должны стать равноправными участниками экономической жизни. А для этого они должны обладать собственностью, как источником капитала для осуществления своей экономической деятельности. Это я подошел вплотную к вопросу о «средствах» и «инструментах».
- Поделить собственность между всеми гражданами... Это в нашей истории уже было. Вроде бы, все справедливо — каждый получил свою долю, ваучер, и распорядился так, как пожелал. Только после этой приватизации как раз и возник, как из пены, тот самый класс сверхсостоятельных граждан, что нынче вошли в список мировых миллиардеров журнала «Форбс». Хотите вторую попытку?
- Я не о приватизации. Хотя, считаю, она прошла так, как и могла в тех конкретных экономических, социальных и политических условиях пройти. И считаю правильным, что статус-кво, сложившийся в годы реформ, должен быть надежно защищен. А сегодня он защищен даже более надежно, чем законом, он под защитой административного аппарата. В конечном счёте, все должны иметь право не только на равенство, но и неравенство. И тот, кто в рамках закона, неравен по капиталу своим согражданам, должен быть огражден от поползновений со стороны тех, кто исповедует эгалитарные, уравнительные взгляды.
- Если не приватизация-2, то что? Ведь второй раз этот номер с ваучерами и разными стартовыми возможностями может, мягко говоря, возмутить народ. А вот такое излюбленное народом занятие как «взять и поделить», безусловно, понимание в массах встретит.
- Да, в России накопление богатства произошло столь стремительно, что это выходит за рамки разумного. И, подчеркну, с соответствующими нарушениями закона. Тем не менее я против преследования кого бы то ни было по итогам приватизации. Эти люди добились благополучия в неравных условиях, но это не порок, а их особое понимание капитализма. Передел собственности возможен только на основе Закона. И только в таком порядке, сначала Закон — потом передел.
Таким законом, в моем понимании, может и должен быть Закон о частной собственности на недра. Недра должны принадлежать народу. И не на словах, а на бумаге. Только в этом случае народ сможет реализовать своё конституционное право быть единственным источником власти – как то и определяется Конституцией.
- Что вы имеете в виду? Поясните, пожалуйста!
- Речь идёт о государственной собственности вообще, в целом. Люди, являющиеся гражданами государства, чтобы олицетворять собой власть, быть властью в прямом смысле этого слова, должны получить то, что принадлежит им по праву рождения - государственную собственность.
Для этого необходимо определиться: в чём же различие государственной собственности и собственности государства, на которую претендует «маленький человек».
Обращаю внимание: только наличие собственности у граждан цементирует платформу государства, независимо от того, как меньшинство будет спускаться с Олимпа - мягко или жёстко. Люди могут стать стабильными и надёжными гражданами в том случае, если они будут иметь собственность и необходимое положение в уже упорядоченном обществе.
- «Упорядоченное общество» - это как?
- Упорядочение общества должно начаться с определения своего отношения к собственности. Исходя из этого всю государственную собственность на природные ресурсы в границах государства следует сделать национальной частной собственностью граждан России.
- Предложение серьезное. Но почему обязательно закреплять собственность именно за гражданами, а не ориентироваться на получение доходов на капитал, который возникает от дивидендов от использования государственной собственности или так называемой рентой на нефть и газ? И потом уже, через федеральный бюджет, доставлять эти доходы до каждого гражданина?
- Да потому что при таком подходе уходит из под ног тождественность власти и собственности! Участие народа, как носителя власти, подавляется тем, что гражданин становится собственником лишь дивидендов, но не ресурсов, владея которыми он бы мог получать постоянную ренту. Когда ресурсы становятся по сути частной собственностью граждан, она может быть оценена по справедливой цене. Тогда же может быть и рассчитан постоянный рентный доход.
Надо иметь в виду, что никаких противоречий с Конституцией при этом не наблюдается, так как – цитирую Основной закон: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», и «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
- В общих чертах мысль понятна. Но как это должно выглядеть, чтобы не превратиться в очередную декларацию. Каков механизм реализации?
- Почему важно обозначить частную собственность граждан на недра? В первую очередь это требуется для того, чтобы были оформлены соответствующие документы на эту собственность, со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями. Столь важное обстоятельство обеспечит легитимность всех последующих операций с этой собственностью.
- Разделение государственной собственности на доли частной собственности с вручением её каждому гражданину... Какое же тут отличие от приватизации?
- Создание собственности, о которой идет речь, не имеет ничего общего с программой приватизации и таковой не является. Основная цель – предоставление права собственности на то, что ещё не было реальным объектом собственности. Никогда. Действительно, в законодательстве о недрах говорится не как об объекте собственности, а лишь о принадлежности, а в Конституции - о возможности стать частной. Цель - сделать природные ресурсы общедоступной системой собственности, которая, по сути, являясь национальным богатством, пока не превращена в капитал, который должен послужить благу всего народа.
Хорошо организованная система частной собственности граждан на природные ресурсы обеспечит решение как минимум двух задач. Во-первых, мы будем иметь точную и полную регистрацию наличествующих природных ископаемых. Во-вторых, существенно облегчается контроль и достигается согласие по вопросу использования природных активов для эффективного использования и наращивания производства.
Здесь следует отметить для дальнейшего понимания, что вновь создаваемый институт собственности образует связь между капиталами и денежным обращением. Фиксация права собственности и сделок снабдит Центральный Банк и в целом финансовые власти информацией о том, что необходимо эмитировать дополнительную часть законных денежных средств.
Замороженные на сегодня экономические характеристики активов должны появиться в новых свидетельствах о собственности в связи с их оценкой, что в свою очередь создаёт возможность их использования в финансовых операциях.
- Довольно сложная схема. её даже понять не просто.
- Из этой «довольно сложной», но дееспособной системы собственности появляется капитал, доходы от которого будут распределены среди собственников, граждан России, с помощью аккумулирования его в ФНБ.
- Почему институтом накопления и регулирования расходов должен быть именно ФНБ?
- Потому что он уже есть и частично выполняет функции, отражающиеся в его названии. Мы же ставим вопрос по-другому, говорим о частной собственности граждан и о праве граждан участвовать в управлении капиталом. Делать же граждан иждивенцами и зависимыми от государства рантье, не входит в рамки предлагаемой парадигмы.
В настоящее время ФНБ является лишь частью средств федерального бюджета. Его заявленные цели - софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
По данным Минфина, ФНБ формируется за счёт двух совокупных источников: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и вывозных таможенных пошлин на нефть и газ, а также производимые из них товары. Увы, ФНБ наполняется по остаточному принципу - после наполнения Резервного фонда. К тому же управление фондом осуществляет Минфин. А у того свои задачи - приобретение валюты, её размещения в ЦБ и вовлечение средств в иностранную валюту и финансовые активы.
Расширение диапазона возможностей ФНБ за счёт придания ему ещё и активов в виде подтверждённых и разведанных запасов не только углеводородного сырья, но и других разнообразных минералов, а также возобновляемых ресурсов - леса и воды - придаст ему форму реального органа, формирующего устойчивый капитал – а значит, и будущее страны.
- Насколько я понимаю, таким образом, возникают условия для разрешения такого «вечного» для России вопроса как вопроса о земле?
- Безусловно. Об этом еще Лев Николаевич Толстой говорил: «Лишение народа его законного права на землю – главная причина бедственного положения русского народа». Когда сказано, а и по сей день актуально! Поэтому следует определить реестр земель, которые отойдут к ФНБ, и будут оценены по их реальной стоимости.
- А теперь главный вопрос который наверняка уже интересует читателя, - как и в каком виде новый частный собственник недр и земли получит свою долю? Живыми деньгами?
- Начнем с того, что доля является пожизненной, но не передаётся по наследству. Она фиксируется с момента рождения ребёнка, или регистрации в ФНБ, и остается в собственности до момента смерти гражданина. По сути, именной счёт является накопительным и, как и материнский капитал, должен иметь ограничения, которые должны быть установлены законодательным путём.
Средства с накопительных счетов не должны выдаваться наличными, то есть, никаких «живых денег», как вы сказали. Они лишь перечисляются организациям по указанию вкладчика по программе, утверждённой ФНБ. В основном это должны быть: оплата ипотеки на строительство жилья, накопления в пенсионный фонд, взносы в фонды медицинского страхования, оплата дополнительного образования, выплаты за услуги ЖКХ, оплата санаторно-курортного лечения и некоторые другие индивидуальные выплаты, предусмотренные законом. Кроме того, возможны простые накопления на накопительном счёте ФНБ.
Важно, чтобы строго соблюдался регламент выплат. Законодательством должны быть определены возрастные ограничения, когда и какие выплаты можно производить. Так, при достижении гражданами пенсионного возраста, выплаты следует ограничить оплатой услуг ЖКХ, санаторно-курортного лечения, специального социального обслуживания (сиделки, дома престарелых) и тому подобное. Правительство и законодатели должны тщательно подготовить и законодательно закрепить всю программу расходования средств ФНБ на нужды граждан – учредителей фонда. Здесь действительно имеет место эгалитарность, но только в той части, что все учредители одинаково равны в своих правах на получение дивиденда от ФНБ, так как учредителями являются все граждане: от младенца до пенсионера, от президента страны до рабочего.
- Ну и что же реально дает перевод природных активов в руки граждан, кроме указанных выше возможностей? Ведь акции, принадлежащие государству в различных компаниях, в том числе подготовленных к дальнейшей приватизации, так и остаются в руках государства.
- Основной смысл заложен в том, что при переоценке активов, например, находящихся в недрах разведанных и подтверждённых запасов нефти и газа, изменится их стоимость. Кроме того, для добычи ископаемых недостаточно выкупить лицензию, а её придётся выкупать у ФНБ, необходимо также платить арендную плату за использование участков. По сути, добывающая компания должна оплатить нефть, которую она хочет добыть. В случае, если финансовые затраты превышают возможности компании, ФНБ может войти в капитал этих компаний, и тогда дивиденды будут также поступать в ФНБ, то есть на счета граждан. В ходе переоценки ресурсной собственности и вхождения в капитал компаний ФНБ, капитализация компаний увеличится, что даст возможности также финансовым властям организовать дополнительное обращение на денежном рынке, в том числе в виде государственных гарантий и облигаций. В компаниях, где будет происходить эмиссия в пользу ФНБ, конечно, уменьшится доля других акционеров, но они не потеряют ни доходы, и не должны потерять управление. В этом будет проявлена общественная солидарность, которая подразумевает добровольный отказ части меньшинства общества от некоторых преференций, которые у них уже имелись до этого, в том числе от приобретения указанных активов в неравных условиях. В компаниях с участием государства, которые принято считать государственными, произойдёт такая же процедура и там также добавится ещё один собственник – народ в лице все того же ФНБ.
Доходная база ФНБ расширяется как поступлением прямых денежных средств, так и активами компаний.
- Средства ФНБ в новой ситуации, кроме как на выплаты гражданам по счетам, должны будут расходоваться дополнительно только на изыскания и разведку ископаемых?
- Да. А кроме того - и на подтверждение, оценку этих запасов. Что необходимо для постоянного повышения капитализации самого ФНБ и увеличения денежного потока в полном взаимодействии с ЦБ.
Если в настоящее время актуальность имеют углеводородное сырьё и рудные материалы, то в будущем следует широко ставить вопросы об использовании земли, леса и воды, а также биоресурсов, ценность которых будет со временем только возрастать.
- Давайте все же уточним, на решение каких задач вы рассчитываете с введением столь радикальной реформы?
- Поставим вопрос чуть иначе: какие задачи власть может решить, зафиксировав права собственности граждан на природные активы? Если коротко, то таким образом мы определяем стратегию развития страны не менее, чем на столетие. Это дает стабильность и перспективу, что крайне важно для государственного планирования. Для того, чтобы обеспечивались устойчивый рост и экономическое развитие страны, в стране должен быть общественный порядок и должна быть обеспечена устойчивость государства как такового. Нельзя назвать это ни чисто политической целью, ни экономической. Это необходимое условие роста на самую отдаленную перспективу. Выравнивание социального статуса людей, сокращение разрыва в доходах богатого меньшинства и бедного меньшинства, но не путём экспроприации, а через создание нового капитала, — вот что дает приобщение большинства к природным ресурсам страны.
- Помимо прав, которые дает такое приобщение, есть, как я понимаю, и некоторые обязанности. Собственность требует и расходов?
- Здесь должны быть разные подходы — к доходам богатых граждан и «маленького человека» (надеюсь, термин «маленький человек» в данном контексте воспринимается правильно — как человек, обладающий рядовыми возможностями, в отличие от своих состоятельных сограждан). Так вот, доходы «маленького человека» столь низки, что обязательные расходы доводят его до нищеты. Но если часть расходов будет компенсироваться за счёт его собственных дополнительных доходов на капитал, формируемый за счёт использования его частной собственности, зафиксированной в ФНБ, то это делает его полноправным участником общества, где в принципе ему уже не важно, какой разрыв у него с богатеями. Главное, что его собственность позволяет компенсировать ряд обязательных платежей и освобождает часть его доходов от трудовой деятельности или пенсии на насущные потребности жизни и даже для поддержания платежного баланса на внутреннем рынке. В этом кроется величайший смысл поднятия духа «маленького человека», который становится полноправным субъектом экономической деятельности страны, и его уже вряд ли можно назвать маленьким человеком, но не иначе, как Гражданином с большой буквы. Ведь через экономическую активность гражданина общество приобретает сознательного участника политической жизни страны, полноценного и сознательного выборщика.
- Да, такому выборщику нужна устойчивость государства уже только потому, что его собственность должна быть надежно защищена от потрясений.
- Да, ему нужна стабильность, для того, чтобы его дети в будущем также могли спокойно рассчитывать на доходы от ресурсного капитала. Он также будет содействовать обеспечению общественного порядка – хотя бы из чувства общественной солидарности с властью. Скреплённые собственностью на ресурсы в новом качестве граждане без идеологического принуждения и агитации автоматически уже являются патриотами своей страны, и будут бороться за неё, не поддаваясь никакой обработке извне, не говоря уже о прямом вторжении агрессора. Устранятся этнические и региональные разногласия, а также и центробежные тенденции. То есть первоначальное базовое приобретение собственности осуществляется в равных условиях, обеспечивая изначально принципы справедливости.
- Масштаб такой реформы огромен. Это же не просто законодательная инициатива, и не просто экономика. Вы считаете её реальной?
- Вполне! Подобные реформы можно совершать в подходящий момент и при непременной воле президента, который может мобилизовать необходимые политические силы, административный ресурс и личный авторитет. Явного материального благополучия и всеобщего благоденствия, а также скорого снижения материального неравенства ФНБ не обеспечит, но процесс выравнивания через уменьшение некоторых обязательных расходов граждан есть важный шаг, который закладывает фундамент новой модели построения общества.
- Идеально построенных обществ, как известно, не бывает. Но максимальное приближение к своему «Городу Солнца» - это мечта, которая и движет цивилизациями. И в вашем изложении эта мечта выглядит будничным, даже рутинным законодательным процессом.
- Да, тут нет никакой утопии. Один прагматичный расчет. Но эффект он дает не только материальный, но и духовный. Мы же знаем, что российскому человеку наиболее важно, чтобы с ним поступали по справедливости. И всегда справедливость проверялась отношением к собственности. Мне понравилось высказывание Дж.Ролза: «Справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана большими благами для других». Собственно, человечество давно и во многом успешно разрабатывает эту тему. Наша задача воспользоваться тем, что, по сути, очевидно, инвариантно.
У каждого гражданина должна быть положенная ему по справедливости собственность. У каждого гражданина должны быть ясные виды на день сегодняшний и день завтрашний. И тогда общество, государство обретет не абстрактный народ, не замороженный электорат, не всеядного зрителя политических ток-шоу, а Гражданина. В полном смысле этого слова.
- Что ж, спасибо за интервью. С наступающим вас Новым годом, и пусть ваши мысли и предложения не останутся прекраснодушной мечтой, а будут услышаны и властью, и обществом! Только взаимное понимание и желание может обеспечить успех предлагаемой вами реформы.
- Спасибо. И с наступающим Новым годом вас и всех наших читателей!