В эти декабрьские дни мы вновь обращаемся к памяти о героях Отечества – 3 декабря, в годовщину переноса из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе под Москвой праха одного из защитников столицы от нашествия фашистов и его торжественного перезахоронения в Александровском саду у Кремлёвской стены мы отмечали День Неизвестного солдата. 5 декабря, в день 75 годовщины начала конрнаступления советских войск в битве под Москвой страна вспоминала всех, кто своим телом преградил врагу путь к сердцу Родины. Завтра, 9 декабря в России ещё одна памятная дата – День Героев Отечества.
Как-то в редакцию позвонил один из читателей, предложил тему для публикации. Позже он зашёл, занёс материалы. Нашим гостем оказался полковник милиции Ермак Хушинович Темиров. История его семьи в чём-то для нашей много страдавшей страны обычная, рядовая, но масштаб трагедии всё равно потрясает…
Темировы жили на Кавказе, в осетинском селении Чикола. Родители, Даукуй и Барина Темировы переехали сюда в 1920-х годах. Семья была большая, девять детей. Даукуй стал одним из инициаторов создания колхоза, за что в 1929 году был предательски убит. Работать в колхоз пришли его сыновья Умати, Тазе, Хушин, Ехъя, Исса – Умати работал трактористом, Ехъя – на межколхозной ГЭС, Тазе – в леспромхозе, Исса продолжал работать и учиться. «Звено Темировых» – называли их соседи, когда братья отправлялись утром на работу. Ещё один из братьев, Рамзан поступил в Калининградское артиллерийское училище. Жизнь шла своим чередом, старшие братья стали заводить собственные семьи, у них появились свои дети. Будущее казалось светлым. Но 22 июня 1941 года на страну вероломно напал враг.
Среди прочего фашисты надеялись, что Советский Союз раздробится на отдельные национальные образования. Этого не произошло. Все народы встали на защиту единой родины. Осетины, вошедшие в состав России в конце XVIII века, проявили массовый героизм – 95 тысяч сынов и дочерей маленькой по численности Осетии сражались с фашистами на фронтах, в партизанских отрядах и в движении Сопротивления. Каждый второй остался на поле боя.
Не дожидаясь призыва, и братья Темировы отправились защищать свою землю.
Первое извещение пришло Темировым на Тазе. Он пропал без вести в июле 1942 года. Затем на Хушина, который также пропал без вести. Ехъя погиб при попытке организации побега из немецкого концлагеря в ноябре 1942 года. Умати пропал без вести в феврале 1943 года при форсировании Днепра. Капитан Исса Темиров, политрук роты, погиб в октябре 1944 года в боях при освобождении Воронежа.
Самым страшным ударом для матери стала последняя похоронка, которая перечеркнула все надежды. Рамазан – её отрада, её гордость. Командование сообщало, что майор Рамазан Темиров, командир отдельной штрафной роты, награждённый двумя орденами Красной Звезды и двумя орденами Красного знамени, погиб смертью храбрых в марте 1945 года при штурме города Кассель в Восточной Пруссии.
Мы действительно высокой ценой заплатили за нашу Победу. Количество погибших соотечественников в Великой Отечественной войне до сих пор не могут назвать точно. И 70 лет спустя отгремевших боёв мы не можем назвать всех героев поимённо. Каждый год поисковики продолжают находить следы жестоких боёв и останки защитников родной земли. Свою горькую лепту в разгром фашистов внесли и Темировы – из их фамилии на фронт ушли 44 человека, 35 домой не вернулись. Братья Темировы выполнили свой долг перед Родиной. В их честь названа одна из улиц Владикавказа. Ими гордятся, их помнят. В канун 70-летия Великой Победы в Чиколе во дворе школы на улице братьев Темировых торжественно открыли мемориальную доску братьям-героям.
Герои братья Темировы
Исса Даукуевич Темиров (1909—1943), капитан. Погиб под Воронежем;
Рамазан Даукуевич Темиров (1911—1945), майор. Погиб при взятии Кёнигсберга;
Тазе Даукуевич Темиров (1914—1943), рядовой. Место гибели не известно.
Хушин Даукуевич Темиров (1920—1944), рядовой. Место гибели не известно;
Умати Даукуевич Темиров (1921—1944), рядовой. Место гибели не известно;
Ехья Даукуевич Темиров (1921—1944), рядовой. Место гибели не известно.