В каждой серьёзной структуре без иерархии не обойтись. Свой «табель о рангах» есть у армии, церкви, науки, у мира чиновников. Есть он и у инженерно-технических работников. И первые строчки в этой системе занимают генералы и адмиралы технологического мира – главные инженеры, генеральные конструкторы, главные инженеры проекта (ГИПы) и главные архитекторы проекта (ГАПы).
Не будет большим преувеличением сказать, что статус инженера в России понижался практически весь XX век. Характерная деталь – в одном из рассказов Чехова два представительных путешественника, распекая за что-то железнодорожного служащего, представляются как инженер и полковник. Причём, инженера именуют по имени-отчеству, а военного всего лишь «господином полковником», да и то как бы через запятую. Что и понятно. Инженеры на тот момент были «штучным товаром», к уровню их компетенции предъявлялись весьма высокие требования, оплата и социальный статус были соответствующими. Всё это позволяло способному выпускнику тогдашнего технического вуза уверенно чувствовать себя на ступеньку выше среднего класса.
Со временем производство инженерно-технических кадров было поставлено на поток, что привело к неприятной ситуации. В позднем СССР специальность «инженер», в общем-то уже не вызывал особого пиетета, а работа на должности проектировщика в одном из КБ считалась едва ли не символом бедности. В 90-х всё стало ещё хуже.
Цена технической ошибки
Своеобразная «инфляция» параллельно началась в большой науке и в инженерной отрасли. На наших глазах расплодилось огромное количество липовых кандидатов, докторов наук и даже академиков. Да и зачем стесняться, если можно основать своё ООО, в названии которого будет слово «Академия», а в штате должность с соответствующим названием. Именно так появились самозваные академики Норбеков, Левашов, Мулдашев, Грабовой и им подобные шарлатаны. Точно так же любой энергичный бизнесмен получил лёгкую возможность пробиться в элиту российской технократии. Полученный на заочке, а то и более ловкими способами диплом, своя проектная фирма из пары человек, купленный допуск СРО – и вот уже вчерашний школотрон может гордо называть себя главным инженером или главным архитектором проекта! Понятно, что говорить о каком-то качестве работы таких специалистов и таких организаций не приходится – в стране, как грибы-поганки начали вырастать объекты, спроектированных на коленке и построенные на глазок. В лучшем случае халтура оборачивалась многомиллиардными убытками, как то сегодня имеет место быть на питерской «Зенит-Арене», уже уверенно занявшей место второго по дороговизне стадиона в мире. В худшем – платить приходится человеческими жизнями, как в московском «Трансвааль-парке».
Впрочем, само инженерное сообщество вовсе не намерено пускать ситуацию на самотёк, гладя, как случайные люди позорят профессию. Инженеры-проектировщики, по праву считающиеся элитой отрасли, поняли, что нужно брать дело в свои руки. Тем более, что бардак в отрасли порядком надоел уже и государству. Поправки в Градостроительный кодекс, которые успела принять Госдума 6-го созыва в последние дни своей работы, предполагают создание единого национального реестра ГИПов и ГАПов. То есть, специалистов, претендующих на это высокое звание, предстоит аттестовать и поставить на карандаш.
Специалистов – менее одного процента
Об этих вопросах говорили участники семинара, который прошёл в Москве 25 октября и был организован Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ). Тема мероприятия звучала как нельзя более актуально: «О повышении роли ГИПов и ГАПов в организации проектных работ в современных условиях».
Участники говорили о том, что сегодня тема ГИПов и ГАПов – одна из основных в организации и управлении проектного процесса. Примерное количество инженеров такого уровня, которые, исходя из требований законодательства, должны войти в национальный реестр, составляет порядка 130 тысяч специалистов. Которых на рынке в настоящее время нет. По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ, именно столько «самых главных» нужно, чтобы технологические системы страны, и особенно её строительная отрасль, работали без проволочек.
Проблема возникает почти сразу. Дело в том, что такого количества ГИПов и ГАПов в России может просто не найтись. Союз архитекторов насчитывает 13 тысяч членов, некоторые из них уже не работают. Работающих в строительстве инженеров чуть больше. А ведь речь идёт не о том, чтобы наполнить списки, включая в них всех выпускников вуза, кто более-менее умеет держать в руках калькулятор и знает слово ГОСТ. Нужно ещё и следить за профессиональной квалификацией специалистов. По мнению координатора НОПРИЗ по СЗФО Александра Гримитлина, количество компетентных архитекторов и инженеров приближается к одной тысячи человек – то есть, не дотягивает даже до 1% от требуемого.
Тем временем специалисты комитета Нацобъединения по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры уже сформулировали обязанности ГИПа (42 обязанности) и по каждой обязанности определили требования к компетенции (70 компетенций), уровни компетенции, уровни самостоятельности и ответственности при её выполнении, а также разработали профиль ГИПа для оценки его компетенции. Иными словами, был написан некий канон, на который должно ориентироваться инженерное сообщество. В нём чётко прописано, за что и в каком объёме отвечает главный инженер проекта, что он должен знать и уметь на своей должности. Даже из приведённых цифр понятно, что случайных людей будут отсекать от профессии очень жёстко.
Требования, между прочим, существуют не только к главному инженеру, но и к его подчинённым, да и в целом к организации, занимающейся строительством, проектированием или изысканиями. То есть, сегодня, чтобы получить допуск на производство работ, нужно, чтобы в штате проектной или строительной конторы было определённое количество специалистов, имеющих профильное образование и стаж работы. Причём, численность и стаж строго регламентированы. Требование разумное, если бы не одно «но». В реальности на российских предприятиях инженеров гораздо меньше. Причины просты – экономика.
Не всегда руководитель может содержать солидный штат высококвалифицированных специалистов, загрузив их должным количеством заказов. Вот и крутятся отраслевые топ-менеджеры, как могут – кто-то нанимает людей на аутсорсинг, когда появляются объёмы работ, кто-то нанимает новичков без опыта, но и согласных на скромную оплату. А кто-то просто обращается к услугам юридических компаний, готовых предоставить «липовых» специалистов для оформления допуска. Нарушение закона? Преступление? Увы, реальность. Ведь если выполнять букву закона дословно, то этак 90% малых и средних российских компаний, связанных со строительством, придётся попросту закрывать. А это и страдания людей, выброшенных на улицу, и остановившиеся стройки, и неизбежный рост цен по вине оставшихся на рынке монополистов. Перед нами гордиев узел, который умудрились туго затянуть российские законотворцы. И рубить нельзя – нужно долго и кропотливо развязывать.
Вот почему прагматично настроенные эксперты предлагают внести изменение в закон, чтобы привести требование к числу специалистов в проектных, строительных и изыскательских СРО в соответствие с реальностью. Вместо того, чтобы заставлять строителей и проектировщиков «химичить» с документами и идти на нарушение закона ради красивой картинки в отчётах.
Профессия или состояние души?
Впрочем, катастрофическая нехватка действительно квалифицированных кадров – это только одна сторона медали. Перед сообществом стоят достаточно глобальные вопросы организации проектного процесса, которые требуют самого серьёзного обсуждения. Вот только некоторые темы для размышления: ГИП и ГАП – это должность или профессия? Какова должна быть роль ГИПа и ГАПа в организации единого процесса изысканий, проектирования и строительства? При этом речь идёт о современном подходе к этому процессу, с применением BIM-технологий, что позволяет сделать его равноправными участниками инвестора, заказчика, изыскателя, архитектора, проектировщика, строителя и эксплуатационника. И к такому формату работы, как показывает практика, многие российские главные инженеры сегодня не готовы.
Идём далее – какова роль ГИПа и ГАПа в организации работы субподрядных организаций и исполнителей, выполняющих работу по договорам подряда? Как должно быть организовано взаимоотношений ГИПа и ГАПа с инвесторами, заказчиками, изыскателями, строителями и эксплуатационниками? Какова роль ГИПа и ГАПа в процессе подготовки объекта к проектированию? Каким образом должны ГИПы и ГАПы участвовать в планировании выполняемых изыскательских и проектных работ? И это только малый круг вопросов, на которые никто, кроме самих инженеров, ответа не даст. А если и дадут, то едва ли кому-то в профессиональном сообществе такой взгляд со стороны облегчит работу.
Ещё один важный момент – это отраслевые особенности. Например, свои замечания нашлись у ГАПов в области ландшафтной архитектуры и дизайна. Оказывается, в нашей стране отсутствуют квалифицированные специалисты, которые могли бы создать качественный профстандарт специалистов в области ландшафтной архитектуры и дизайна. Среди требований к ГАПам в профессии ландшафтных архитекторов эксперты называют полноценное архитектурное образование не ниже магистра; умение формировать как небольшие по размерам городские пространства, так и значительные, используя природные характеристики данной местности; владение полной палитрой видов эстетического формирования городской среды; умение создавать безбарьерную среду для пребывания человека.
Своё видение проблемы у геологов. По их мнению, необходимо так организовать процесс инженерных изысканий, чтобы ввести в изысканиях искусственную этапность работ (которая, по СП 47.13330.2012, отсутствует) внутри одной стадии и передавать информацию, постепенно наращивая её объём, от предварительных материалов, постепенно насыщая их новыми данными, до окончательного отчёта. При этом необходимо реагировать на постоянно вносимые заказчиком коррективы.
Итак, инженерное сообщество, которые слишком долгое время оставалось наедине с рынком, вновь оказалось в центре внимания. Своя точка зрения на российского инженера у государства. Совсем другое мнение – у самих инженеров. Сумеют ли они найти общий язык – пока не известно, но диалог уже начался.