Аргументы Недели → Общество № 45(536) от 16.11.16

Фукусима где-то рядом

, 08:56

В мировой прессе 5-летие катастрофы японской АЭС «Фукусима-1» вызвало интерес, сравнимый с баталиями Трампа и Клинтон. Только за первые три месяца в Тихий океан ушло больше отравы, чем во время чернобыльской трагедии. Даже сейчас, спустя годы, «Фукусима» продолжает сбрасывать в воду 300 тонн радиоактивных отходов каждый божий день. И утечку ещё долго не получится устранить, хотя в США и Канаде, на другом берегу океана, у морских звёзд отваливаются конечности, рыба истекает кровью из глаз, а уровень радиации на пляжах Калифорнии вырос в 5 раз. У россиян возникает вопрос: а как поживает наш Дальний Восток, который ближе к Фукусиме, чем Калифорния, в десятки раз? Наши учёные уверяют, что беспокоиться не о чем. Но ведь и Чернобыль когда-то называли «локальной аварией», некоторые документы о которой засекречены по сей день.

Полный мелтдаун 

«Фукусима» – это тот случай, где японское головотяпство переплюнуло русское. Япония небогата нефтью и газом, а её экономическое чудо 1960–1970-х годов выросло на фундаменте дешёвой атомной энергии. На территории размером с Бурятию и сегодня функционируют 55 АЭС. Грубо говоря, атомная станция кипятит в реакторе воду, чтобы вращались турбины для производства электричества. Для охлаждения такой системы требуется гигантское количество воды, и велик соблазн возводить её на берегу океана, пренебрегая опасностью крупных цунами. Кроме того, после охлаждения океанской водой остаётся большое количество соли, которая разрушает циркониевые оболочки топливных сборок, способствуя образованию водорода и большого количества инертных газов.

11 марта 2011 г. на островах в 300 км от побережья префектуры Фукусима произошло землетрясение в 9,1 магнитуд. При этом высвободилась энергия, как пишут, эквивалентная миллиону атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. К АЭС понеслось 10-метровое цунами. На «Фукусиме-1» имелось 6 реакторов, на вершине каждого из которых находится охлаждающий бассейн. Если прекратить охлаждение, через 90 минут возникает мелтдаун – угроза полного расплавления ядерного топлива.

А тут после ударов цунами система охлаждения не работала в течение 24 часов. Не получалось и запустить запасные системы: дизель и аккумулятор. Насос для систем охлаждения был также залит и разрушен стихией. Блок №1 взорвался 12 марта, №3 – 14-го, №2 и №4 – 15 марта. Фото и видео этих взрывов попали в СМИ. Японские «энергетические чиновники» уверяли, что это бабахнул водород. Однако водород взрывается по принципу вакуумной бомбы, втягивая воздух в зону взрыва. А тут мы видим столб высотой 600 метров, который не способен создать ни один известный в мире боеприпас, за исключением ядерного.

Мало того что реактор, взорвавшийся в Чернобыле, составлял половину от размера самого маленького реактора на японской АЭС. Оказалось, на вершинах реакторов хранятся 600 тыс. использованных топливных стержней, накопленных за 40 лет функционирования «Фукусимы». А что, экономия на утилизации отходов – тоже один из способов борьбы за «эффективность производства»! Один использованный топливный стержень весит примерно 550 кг, в нём находится около 1300 изотопов, – примерно столько высвобождается при взрыве ядерной бомбы.

Как сообщает в своём докладе геофизик и независимый эксперт по атомной энергетике Лёран Морэ, ещё в сентябре 2010 г. хозяева «Фукусимы-1» в тайне от всех разместили в реакторе №3 так называемое МОХ-топливо – это смесь урана и оксидов, например, плутония. Именно МОХ-топливо и использованный топливный стержень, по мнению Морэ, дают этот дым, который виден на фотографии взрыва. По всей видимости, топливные стержни проплавились через дно реактора, а затем и через дно электростанции, и сейчас они в почве, двигаются в направлении подземных вод. И это никаким образом нельзя остановить.

Подсластить пилюлю вроде и нечем, но правительство и владельцы АЭС в лице компании TEPCO довольно неуклюже попытались это сделать. Кстати, TEPCO является «дочкой» General Electric (GE) – гиганта, обладающего значительным влиянием на СМИ и политический бомонд. Журналистами собран ряд фактов о том, что боссы GE годами были в курсе того, что реакторы на «Фукусиме» требовали ремонта, но ничего не предпринимали. Рабочих-ликвидаторов под угрозой увольнения заставляли закрывать персональные накопительные дозиметры пластинами свинца. В течение двух месяцев после аварии оператор не сообщал общественности о мелтдауне. Лишь в феврале 2016 г. выяснилось, что сотрудники пострадавшей АЭС могли бы своевременно распознать расплавление, если бы прочитали инструкцию. Однако в докладе независимой комиссии говорится, что тогдашний президент TEPCO Масатака Симидзу приказал своим подчинённым не употреблять фразу «расплавление активной зоны», а сам получил соответствующую команду из правительства. И хотя комиссии не удалось выяснить, кто и в какой форме отдал распоряжение сверху, нынешний президент компании Наоми Хиросе в 2016 г. осудил предшественника и принёс извинения пострадавшим. Сеппуку себе пока никто не сделал, зато уже 1,4 тыс. граждан Японии подали иск на корпорацию GE за её роль в фукусимской катастрофе.

Сегодня ситуация невесёлая. «Фукусима» продолжает сбрасывать в Тихий океан радиоактивные отходы, и устранить это не может ни человек, ни робот – слишком высокие температуры. Треть главного японского острова Хонсю сегодня непригодна для проживания, уровень заражения вокруг «Фукусимы» втрое выше города-призрака Припяти рядом с Чернобыльской АЭС. Уже через недельку после аварии нормы радиоактивного йода-131 в питьевой воде в Сан-Франциско, что на другой стороне океана, были в 18 тыс. раз выше обычных. В Западной Канаде уровень радиации вырос втрое, рыба начала истекать кровью из жабер, ртов и глаз. В СМИ писали, будто бы канадские рыбные ресурсы мигом сократились на 10%, особенно досталось северотихоокеанской сельди. Зато в России трагедию восприняли с удивительным спокойствием.

Оясио спешитна помощь

Рассказывают, что в первые дни после чернобыльской аварии в Западной Европе зафиксировано на 50 тыс. абортов больше обычного. Паника охватила даже Великобританию, где от радиации будто бы загибались шотландские овцы. На российском Дальнем Востоке после «Фукусимы» особых волнений не отмечено. Местные власти сообщали две взаимоисключающие вещи: что японские власти скрывают масштаб катастрофы и что россиянам бояться нечего. А за страхом проглядывали нотки торжества: наконец-то облажались не мы. По словам академика Валентина Сергиенко, наш опыт утилизации АПЛ Тихоокеанского флота показывает, что российские учёные умеют решать проблемы жидких радиоактивных отходов и готовы поделиться своими наработками с соседями.

На «Фукусиму» слетал замдиректора Курчатовского института Владимир Асмолов, бывший одним из руководителей работ по ликвидации чернобыльской катастрофы. Вернувшись, Асмолов не без удовлетворения отметил, что японцы, научившиеся почти идеально эксплуатировать станцию, в кризисный момент потеряли управление. Наш русский дядя Ваня взял бы лом да починил залипшую кнопку за пять минут, а японцы создают комиссию, мучительно совещаются. Девять дней после аварии и обесточивания на станцию не могли перекинуть электрический ток. Реакторы три дня стояли и просили пить, показав значительную надёжность, но так и не дождавшись адекватной помощи. И почти никто из учёных не высказывал опасений по поводу здоровья населения востока России. Хотя ничего ещё не было понятно. Да и установка «не создавать панику» всем понятна со времён Чернобыля, о трагедии которого в 1986 г. первой официально сообщили журналисты в Швеции.

«АН» обратились за комментариями в Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. Рамзаева, специалисты которого последние 5 лет курировали мониторинг в Японском море у берегов Сахалина и Курил. Исследовали на совесть: в 2012 г. научно-исследовательское судно «Академик Шокальский» совершило 25‑дневную экспедицию. «Произошло значительное проникновение радионуклидов фукусимского происхождения в водные массы. И если сейчас на поверхности мы регистрируем очень маленькие активности, то на глубине 50, 150, 200 метров эти самые активности существенно больше», – говорится в докладе. Однако концентрация изотопов не опасна для здоровья, уверены учёные. А риск потребления местной рыбы не выше, чем он был в Чёрном и Балтийском морях после Чернобыля.

Причина отнюдь не в эффективности нашей гражданской обороны. России просто повезло с течениями. Радиоактивные стоки «Фукусимы» сначала попадают в тёплое течение Куросио, которое следует с юга на север ровно к Курилам. Но, не доходя до Хоккайдо, ближайшего к нашей границе крупного острова Японии, встречает на своём пути Оясио, которое несёт холодные воды с севера вдоль Курильской гряды. В результате их столкновения появляются антициклонические вихри, а оба течения делают крутой поворот в океан. В результате Оясио уходит к Аляске, а Куросио южнее – к побережью Калифорнии и Мексики.

Повезло не только России, но и всему человечеству, поскольку на пути в Северную Америку фукусимские стоки разбавляются водой. И возросший в разы уровень радиации у берегов Канады и США пока ещё не представляет существенной опасности для людей. Хотя никто не знает, к каким последствиям приведёт в ближайшие годы накопление отравы на дне, на берегах, в биоресурсах. И тут совершенно не важны условные границы государств, по которым мы так привыкли делить проблемы на «наши» и «не наши».

Ведь единственная причина, по которой России не пришлось эвакуировать половину Дальнего Востока – это Оясио. И наш опыт утилизации АПЛ помог бы здесь как мёртвому припарки, а славные государственные мужи валили бы всё на японцев. Но кому полегчало бы от того, что виноваты люди другой национальности? Урок «Фукусимы» явно остался невыученным, поскольку мы не видим серьёзного международного мониторинга других опасных АЭС. Все 10 российских атомных станций, за исключением Ростовской, построены в советские времена, и вся информация о положении дел на них закрыта под предлогом террористической угрозы. Но мир уже неоднократно убеждался, что такая ситуация может оказаться страшнее террористов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram