Пройдёт неделя или чуть больше, и грядущее в Санкт-Петербурге событие – открытие Центрального участка Западного скоростного диаметра – станет главной новостью всех телеканалов, информагентств, газет и радио. Ещё бы, ЗСД уже назван одним из крупнейших и масштабных строительных проектов в России и крупнейшим в стране проектом государственно-частного партнёрства в сфере создания платных дорог. Ожидается, что в церемонии пуска движения по новому участку ЗСД примет участие и президент России Владимир Путин.
Увидеть полностью это поистине грандиозное сооружение, а иначе о Центральном участке Западного скоростного диаметра и не скажешь, можно разве что с высоты заходящего на посадку в аэропорт «Пулково» самолёта. Взору его пассажиров открывается действительно величественная панорама скоростной восьмиполосной трассы, летящей по ажурной эстакаде от Екатерингофки. Она взлетает на двухъярусный стальной мост высотой 52 метра, перекинутый через Морской канал, и устремляется к большому вантовому мосту длиною 350 метров через Неву, а на Васильевском острове ныряет в тоннель под реку Смоленку и дальше летит по оконечности Васильевского острова в полутоннеле, затем снова поднимается ещё на один вантовый мост через Малую Неву, оставляя справа от себя строящуюся «Зенит-Арену», а далее по эстакаде трасса идёт над гладью Финского залива в сторону Приморского проспекта и выходит на северный участок, запущенный три года назад и соединяющий город с магистралью «Скандинавия». Вот так выглядит сегодня новый почти 12-километровый участок.
И хотя не хочется утомлять читателя обилием цифр, но, чтобы лучше понять масштаб построенного, стоит упомянуть, что здесь работало более 5,5 тыс. человек, 66 подрядных организаций. Среди них и иностранные партнёры: компании Италии, Турции, Франции, Швейцарии, Дании, Германии. На крупнейших металлургических предприятиях России было изготовлено 110 тыс. тонн основных пролётных металлоконструкций. Строители залили 650 тыс. кубометров бетона, забетонировали 10 тыс. свай, более 340 опор и пилонов.
Мечты сбываются
Оказывается, эта трасса была намечена ещё в 1966 году. Уже тогда была очевидна потребность в создании скоростной внутригородской магистрали. Необходимо было решить несколько важных для города задач. И в первую очередь проблему вывода огромного потока грузов из Морского порта, разгрузки улиц Ленинграда от грузового и транзитного транспорта. Экономике города и страны вряд ли это было тогда по силам. Но сегодня скоростная магистраль, связавшая север и юг Санкт-Петербурга, – реальность. И это не может не радовать.
Значение ЗСД сегодня не исчерпывается решаемыми транспортными и логистическими задачами города. В федеральном масштабе трасса становится частью транспортного коридора «Север – Юг» и значительно увеличивает его пропускную способность. После открытия Центрального участка ЗСД свяжет Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на юге и севере города, обеспечит удобный выход на трассу «Скандинавия» и даст уникальную возможность проехать через пятимиллионный мегаполис от кольцевой до кольцевой менее чем за 20 минут. И ещё. После введения в эксплуатацию всей протяжённости магистрали за счёт переориентации транспорта на ЗСД и движения его по скоростной дороге в оптимальном режиме сокращение объёмов использования топлива составит за сутки более 75 тыс. литров. При сжигании этого количества топлива в атмосферу выделилось бы за сутки около 170 тонн углекислого газа. Нет сомнения и в том, что изменится напряжённейшая ситуация на перегруженном транспортом Васильевском острове. В ООО «Магистраль Северной столицы» отмечают, что после открытия Центрального участка ЗСД возьмёт на себя до 40% островного трафика, а кроме того, впервые будет обеспечена круглогодичная, круглосуточная транспортная доступность Васильевского острова. В среднем ЗСД сможет разгрузить до 80% трафика из Портовой зоны, около 20% с Кольцевой автодороги, ещё по 15% – на юге города и в Приморском районе. Автомобилисты, продолжающие пользоваться бесплатной улично-дорожной сетью, тоже окажутся в выгоде – улицы должны будут стать свободнее. Перспектива добраться за полчаса с места работы в Кировском районе до огромных жилых массивов Приморского района действительно заманчива и радостна.
Те же чувства испытывали три года назад и дачники Курортного и Выборгского районов, когда открылся Северный участок ЗСД. Пронёсся по нему тогда с ветерком президент России, и через пару дней восторженные петербуржцы наперебой рассказывали друг другу, сколько времени они теперь будут экономить на дорогу до своих дачных домиков.
Правда, эйфория эта продолжалась чуть больше года, пока проезд был бесплатным. С появлением же на северном участке двух пунктов оплаты за проезд петербуржцы взялись за калькуляторы. А после увеличения тарифов, когда проезд по 26-километровому отрезку стал стоить 100 рублей, и вовсе их отложили, вернувшись к своим старым привычным маршрутам. Платёжеспособность населения снизилась, а с ней и поток машин. А на трассе «Скандинавия» перед съездом на ЗСД на обочинах появились легковушки ООО «МСС» с установленными на крышах табло с бегущей строкой: «ЗСД свободен! Скорость – 120 км/ч». Однако на призыв воспользоваться платной дорогой откликались уже далеко не все.
Сколько будем платить?
И вот мы на пороге открытия Центрального участка новой магистрали. И прежде всего возникает главный вопрос: сколько будем платить? Ответа на него сегодня, естественно, дать не может никто. После пышной церемонии его торжественного запуска, как и три года назад, некоторое время проезд будет бесплатным: строители снова выйдут на трассу и займутся её окончательным обустройством, возведением съездов, развязок, строительством пунктов оплаты и прочей инфраструктуры. Как и три года назад, потребуется немало времени на окончательные доделки. Но уже сейчас поговаривают о том, что проезд по этому участку будет в районе 300 рублей. Прикинув, во что обойдётся горожанину прямой комфортный проезд, например, с Ленинского проспекта на дачу в Солнечное, большинство будут склонны к старым маршрутам. Время, как говорится, покажет. Итак, инвестор строит только Центральный участок и одновременно взимает плату за пользование уже действующими участками дороги, хотя строились они исключительно на деньги города, то есть бюджетные. По соглашению, когда весь ЗСД передадут в эксплуатацию «МСС», Смольный обязан будет компенсировать расходы инвестора, если доход от сбора составит меньше 9,6 млрд рублей. Вот такое государственно-частное партнёрство.
Кому же оно выгодно?
Напомним, что проект, которым так гордятся городские власти, реализуется в рамках Соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключённого между Санкт-Петербургом, АО «ЗСД» и выбранным по итогам конкурса партнёром – ООО «Магистраль Северной столицы», сформированным Банком ВТБ и Газпромбанком.
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга некоторые депутаты давно высказывают сомнения в том, что данное партнёрство идёт не во благо города. Но их, увы, депутатское большинство не слышат.
Депутат Алексей Ковалёв с трибуны ЗакСа недавно потребовал от Смольного разорвать концессионное соглашение с компанией «Магистраль Северной столицы», принадлежащей ВТБ и Газпромбанку. Он отметил, что, согласно концессионному договору, если строитель ЗСД не получает желаемую прибыль, то компании выплачиваются данные средства из бюджета города. Так, в 2016 году прогнозируемый платёж строителям составит 4,7 млрд рублей. По мнению Ковалёва, такое положение невыгодно городу. Он продолжает настаивать на том, чтобы разорвать концессионное соглашение с компанией, принадлежащей ВТБ и Газпромбанку, или же изменить положения концессионного соглашения, с тем чтобы город не тратил порядка 1% бюджета на выплаты оператору ЗСД. По этому поводу он обратился даже к городскому прокурору Сергею Литвиненко с просьбой проверить законность Соглашения о строительстве, финансировании и эксплуатации ЗСД.
– Очевидно, – сказал депутат Алексей Ковалёв в разговоре с корреспондентом «АН», – что данное соглашение наносит урон городскому бюджету. Ведь это же абсурд, когда городские власти должны компенсировать частной компании недополученную прибыль, размер которой тот сам же и определяет. Причём компенсировать «МСС» из бюджета недополученные доходы планируется в течение пяти лет! Это же грабёж! Очевидно и то, что очень многие хотели бы скрыть условия сделки, которая была заключена с концессионерами относительно этого строительства. Речь идёт не о строительстве, а о долговременной возможности извлечения денег из городского бюджета… Если это концессионное соглашение позволяет получить 4,7 млрд рублей в год, то это не концессионное соглашение, а соглашение о пенсии, соглашение о премии, что угодно, но только не коммерческая деятельность.
По словам Ковалёва, существует ещё один аспект, о котором не говорят совсем. Это аспект культурный. Строительство не согласовывалось на предмет видимости сооружения с обзорных точек в историческом центре. До небесной линии просто не было дела, тем более что трасса ЗСД возводилась не на территории города, а на внутренних морских водах РФ.
Стоит добавить, что, помимо того что в 2016 году предусмотрена компенсация, АО «ЗСД» получит ещё и адресную инвестицию в размере 2,2 млрд рублей. Эти деньги выделены в рамках реализации программы по финансированию создания ЗСД на 2011–2024 годы.
Как сообщил портал «АБН», в ООО «Магистраль Северной столицы» его корреспонденту пояснили, что «в предыдущие годы компенсация не предусматривалась соглашением. Поэтому в 2014–2015 годах компания не получала деньги от Смольного».
Сейчас же, когда весь участок ЗСД передадут в эксплуатацию ООО «МСС», Смольный будет обязан компенсировать расходы инвестора, если доход от сбора составит меньше 9,6 млрд рублей. А в этом сомневаться не приходится. В любом случае инвестор в проигрыше не останется.
Цена «моста» в ХХI век
Свою точку зрения на Соглашение о государственно-частном партнёрстве нашему корреспонденту высказала и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана ДМИТРИЕВА:
- Вопрос по Западному скоростному диаметру, безусловно, нужно ставить. Если раньше шла речь о капитальных расходах, то теперь это текущие расходы. Текущие расходы на ЗСД составляют 10 миллиардов рублей. Это на 2 миллиарда больше, чем расходы на текущее содержание, которые в себя включают капитальный ремонт, текущий ремонт всей дорожной сети Санкт-Петербурга, всех мостов, тоннелей и прочих объектов транспортной инфраструктуры. Это какая-то астрономия. Потому что один километр содержания ЗСД стоит в 100 раз больше, чем километр любой другой дорожной сети. Поэтому можно предположить, что там расходы могут быть в 2–3 раза, ну в пять раз больше, но не в сто. Поэтому этот частный инвестор просто берёт пять миллиардов из бюджета города, пять миллиардов из кармана горожан, которые платят за проезд, и кладёт их к себе.
По поводу частных инвестиций это абсолютная чушь. Там не было ни копейки частных инвестиций. А что нам подаётся – это облигационные займы под гарантию города. Так это не частные инвестиции, это просто долг города. С моей точки зрения, это просто грандиозная финансовая афера в масштабах города, причём очень дорогостоящая.
Поэтому, с моей точки зрения, если просто денонсировать это соглашение и полностью взять все расходы ЗСД на бюджет и отменить плату за проезд, то город в результате этой операции сэкономит 4 миллиарда рублей.