Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 45(536) от 16.11.16

МАКС-2017 – победила авиация

Магомед Толбоев и «Аргументы недели»

, 08:23 , Обозреватель отдела Промышленность

Неистребимое желание Минобороны подмять под себя все крупные форумы, мало-мальски соприкасающиеся с военной тематикой, нетрудно понять. Но собрать их в единственном на всю страну парке «Патриот» – задача, с одной стороны, титаническая, с другой – бесславная. Что всей остальной стране оставите, товарищ министр?

МАКС – на вылет или взлёт 

Читаю послание Минобороны России в ОАО «Авиасалон» (официальный устроитель МАКС) и не верю собственным глазам: «В целях качественной подготовки к проведению Международного авиационно-космического салона MAKS-2017 на базе аэродрома Кубинка прошу ваших указаний о направлении в Главное командование Воздушно-космических сил сведений по расчётным площадям…» Далее про павильоны, образцы авиационной техники, транспорт, автобусы для посетителей от станции Кубинка. И подпись: Главнокомандующий Воздушно-космическими силами В. Бондарев. Датировано 30 августа 2016 года.

Тяжело Виктору Николаевичу. Всё, что в Минобороны связано с авиацией, – его епархия. Вот и достаётся от общественности. И за попытку взять и перевести Центральный музей ВВС из Монино в парк «Патриот», и МАКС – из Жуковского в Кубинку (читай – в тот же парк «Патриот»). С музеем вроде бы разобрались, не будут ради перемещения на новую площадку пилить и уничтожать уникальные образцы самолётов и вертолётов. С МАКСом всё куда сложнее.

Для начала – МАКС за счёт потрясающей в народе популярности и, конечно, арендной платы для экспонентов сам себя содержит. Раз в два года заработает, и потом хватает на зарплаты сотрудников, поддержание и развитие инфраструктуры, подготовку очередного авиакосмического салона. Ни копейки не просит у государства. 2017-й – юбилейный год, МАКС отметит четверть века. То есть появилась стабильность, салон уже оставил заметный след в истории авиации. Постепенно решили больной вопрос транспортной доступности, построено новое шоссе, наладили систему парковок, в дни проведения запускаются дополнительные автобусные маршруты и электрички. Единственная проблема – проход на территорию через системы безопасности. Тут что-то изменить сложно, безопасность требует жертв, а досмотреть за несколько часов до 300 тысяч посетителей (был такой рекорд) без очередей практически невозможно.

Статическая экспозиция и лётная программа давно вызывают восторг рядовых зрителей и зависть зарубежных профессионалов. Площади, взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки ЛИИ им. М.М. Громова позволяют чувствовать себя вольготно всем. Одна из самых протяжённых в мире ВПП длиной 5 тыс. 400 метров гарантирует безопасность показа авиатехники. Например, 21 августа 2011 года на разбеге у самолёта ПАК ФА (Т-50) начался помпаж двигателя, лётчик экстренно выпустил тормозной парашют, и экспериментальная (на то время) машина замерла в пределах взлётной полосы. Никто не пострадал, в том числе и дорогущая техника. На стандартной полосе подобная ситуация грозила выкатыванием и авиационным происшествием.

Аэродром ЛИИ им. М.М. Громова – колыбель отечественной экспериментальной авиации, и для обеспечения высочайшего уровня безопасности испытательных полётов и фиксации результатов он оборудован высокоточными средствами внешнетраекторных измерений с передачей информации в режиме реального времени на контрольно-диспетчерский пункт (КДП).

И сам город Жуковский буквально дышит авиацией, стоит просто почитать названия улиц, площадей и проспектов: Туполева, Гарнаева, Громова, Амет-Хан Султана, Чкалова, Станкявичуса, Гастелло… Национальный центр авиастроения тоже здесь. Как и знаменитый на весь мир ЦАГИ им. Жуковского.

Привет, Кубинка? 

Авиабаза Кубинка, куда Минобороны мечтает заполучить МАКС, сегодня явно не готова к приёму такого масштабного мероприятия. Для начала – это стандартный военный аэродром с полосой 2500 метров. Входил в систему ПВО Москвы, рассчитан на полёты истребительной авиации. Как утверждают лётчики-испытатели, плохо приспособлен для приёма тяжёлой авиационной техники. После посадки транспортного Ил-76 с максимальным грузом требуется до 6 часов, чтобы «успокоилось» бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы. Значит, нужно строить, строить и ещё раз строить – ВПП, шале, трибуны, павильоны, площади под статическую экспозицию. То есть вбухивать многие миллиарды рублей.

Эфемерная транспортная «доступность», на что напирают сторонники переноса МАКС в Кубинку, знакома всем дачникам и жителям минско-киевского направления Подмосковья. И в обычные дни здесь тоже, как и на рязанском направлении, есть все шансы зависнуть в пробках. А от МКАД до Кубинки вдвое дальше, чем до Жуковского.

И самое главное, ни для кого не секрет, что парк «Патриот» – это в недавнем прошлом военный полигон Алабино. Авиационный демонстрационный кластер «Кубинка» – военный аэродром по соседству. Возникает устойчивая ассоциация с Вооружёнными силами России. То, что хорошо для парка «Патриот», не очень здорово по меркам гражданского и международного бизнеса. Большинство российских и иностранных участников представляют разработки в области гражданской авиации и науки. Как их убедить «приземлиться» на военно-ориентированную площадку? В итоге перенос грозит репутационными и финансовыми потерями, МАКС может утратить статус «международный».

Первым в бой за авиасалон в Жуковском ринулся заслуженный лётчик-испытатель, Герой России и Почётный президент МАКС Магомед Толбоев. «АН» неоднократно публиковали материалы, в том числе его обращения к главе государства. И вот результат – по поручению администрации президента РФ из Минпромторга России (это официальный организатор МАКС-2017) на адрес Магомеда Толбоева и редакции пришёл однозначный ответ: «Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2015 г. № 1140-р предусмотрено проведение «МАКС-2017» в г. Жуковском Московской области. В настоящее время проводится плановая подготовка к авиасалону…» Почти как в поручении первого президента России Б. Ельцина от 21 февраля 1994 года, где чётко прописано, что постоянным и единым местом проведения авиасалона устанавливается территория ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковском Московской области. Остаётся добавить – мероприятие состоится 15–20 августа 2017 года. Министерство обороны с MAKS (так в документе. – «АН») в Кубинке явно поспешило.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram