Этим летом в городе произошло событие, которого давно ждали петербуржцы, – открылся доступ для горожан на остров Новая Голландия. А если точнее, то на ту его половину, что наспех успели обустроить для отдыха и развлечений. Открыли, чтобы хоть что-то открыть, ибо история с воплощением в жизнь этого некогда нашумевшего инвестиционного проекта в историческом центре города затянулась уже до неприличия.
Сегодня, чтобы попасть в Новую Голландию, нужно пройти по набережной Адмиралтейского канала вдоль разрушающихся строений части острова, перейти мостик, пройти контроль через рамку металлоискателя и ещё раз изумиться от увиденного: «А что, собственно, открыли-то?»
В день открытия здесь царили оживление и атмосфера праздника, гремела музыка, и сотни шаров украшали территорию, вдоль набережной выстроилась большая очередь жаждущих попасть на территорию, десятилетиями закрытую от посторонних глаз.
Ныне здесь царит полное уныние. Посетителей совсем мало. На дорожке вокруг здания «Кузни», которую планируют открыть будущей зимой, пустынно. В нескольких метрах от входа двое рабочих под наблюдением четверых других (или начальников?) продолжали укладывать каменную брусчатку. Кстати, о брусчатке. Наспех уложенную, её, скорее всего, придётся перекладывать уже будущей весной. В небольшом павильончике, явно временном, работала выставка, куда, надолго не задерживаясь, заглядывали редкие посетители. В другом павильончике продавали сувениры с символикой острова, явно рассчитанные на кошельки иностранных туристов. Но их в этот пасмурный воскресный день здесь замечено не было. На детской площадке под присмотром бабушек и мам несколько малышей лазали по макету фрегата петровских времён. А рядом с площадкой раскинулся большой травяной сад с высаженной тут декоративной капустой; мятой, лавандой, мелиссой и другими растениями. Пожалуй, этот уголок на сегодня – самое привлекательное место для местных жителей. Вот, пожалуй, и всё.
Далёкое прошлое
В 1719 году между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия острова приписывается самому основателю города. На острове разместились склады корабельного леса. С течением времени места стало не хватать, и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные по проекту С.И. Чевакинского, а затем к работам привлекли французского архитектора Валлен-Деламота, создавшего знаменитую арку в неоклассическом стиле, переброшенную через канал, соединивший внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой.
Арка Новой Голландии – редкое сочетание красного строительного кирпича и тёсаного гранита, из блоков которого сложены колонны. В 1820-е годы на западной стрелке острова было построено кольцеобразное здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»). Рядом с ней в середине XIX века появилась кирпичная кузница.
Здесь, в бассейне Новой Голландии, выдающийся русский кораблестроитель А.Н. Крылов проводил свои опыты над теорией непотопляемости корабля, а в начале ХХ века здесь работала самая мощная радиостанция в России. Весь советский период остров был закрыт – здесь размещались объекты МО. На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них – памятники федерального значения. Но, увы, их судьба оказалась печальной.
Грустное вчера
В 2004 году городские власти объявили, что ансамбль Новой Голландии, освобождённый от военных, будет выставлен на конкурс на лучший проект использования помещений комплекса. В тот же год случился пожар, уничтоживший часть строений. Пожар нанёс историческому острову серьёзный урон. Было заявлено, что инвестору позволят снести постройки конца XIX века, поскольку они не представляют большой ценности. Ещё до объявления конкурса власти высказали ряд обязательных условий для претендентов: создание на территории острова общественно-делового многофункционального комплекса, включающего в себя Дворец фестивалей. Возможность принять участие в реконструкции привлекла в Санкт-Петербург многих знаменитых архитекторов. Победил проект создания на острове торговых и бизнес-площадей, а также возведение общественно-делового комплекса, включающего в себя Дворец фестивалей. На берегу внутреннего островного водоёма планировалось разместить открытый амфитеатр с конвертируемой сценой в центре водоёма, которая может скрываться под водой, а в круглом здании морской тюрьмы предполагалось разместить камерный зал на 400 мест и музей. Гостиницу и офисы собирались построить вдоль Адмиралтейского канала. Кстати, проект этот был удостоен высшей награды на международном конкурсе в Каннах.
Ориентировочная стоимость работ в ту пору оценивалась в 378 млн долларов. В июне 2007 года в фундамент многофункционального комплекса был торжественно заложен первый камень. По плану строительство должно было завершиться в 2010 году. Но всему этому уже не суждено было сбыться.
Туманное будущее
В будущем, говорят, набережные большого ковша на открывшемся острове предстоит изменить: теперь здесь хотят сделать причал для небольших судов, которые смогут заходить в гавань через знаменитую арку. Суда эти, скорее всего, летом будут доставлять в рестораны посетителей. Построят и деревянные трибуны, на которых могли бы сидеть зрители в зимнее время и, например, смотреть, как другие катаются на коньках. Значит, снова развернётся строительство. А зачем тогда нужно было устраивать пышное открытие? Стало известно, что сроки открытия здания бывшей тюрьмы «Бутылка» перенесены уже на лето 2017 года. Там планируют разместить рестораны, книжный магазин, антикварную лавку, залы для занятий йогой, балетом и… салон красоты со СПА. О будущем здания «Кузни», которая должна открыться этой зимой, пока говорят туманно: «ресторан».
Так что же открыли на острове между Мойкой и Крюковым каналом? Опасения общественности насчёт того, будет ли на острове соблюдён баланс между коммерческой и культурной составляющей, остаются не без оснований. А пока что в открытой для петербуржцев Новой Голландии царит «мёртвый сезон».