Две недели назад в Иркутске вспыхнул скандал. Причиной стало расследование журналиста Павла Волошина. Напомним суть.
В начале 2014 года Восточно-сибирской железной дорогой (ВСЖД) были проведены открытые конкурсы №218/ОКЭ-В-СИБ/14, №222/ОКЭ-В-СИБ /14, №212/ОКЭ-В-СИБ/14 на право заключения договоров оказания услуг по комплексному обслуживанию и содержанию объектов ВСЖД на 2014–2016 годы. Конечно, выявился и победитель. Компания ООО «СТБ» (ИНН 7717694651). По результатам проведённых торгов с компанией заключили ряд договоров на общую сумму 977 499 104, 78 рублей.
Сразу обнаружились и проблемы. Вот что тогда говорил Павел Волошин: «Есть информация, что счастливый обладатель договоров на 997 449 104,78 рублей – компания ООО «СТБ» – с самого начала пошла на нарушения. Вопреки условиям конкурса был привлечён субподрядчик. То есть на самом деле, по некоторым данным, полы мели и за техническим состоянием следили сотрудники некоего ЗАО «Структура».
Но на этом история не закончилась. Как утверждал Волошин, в ООО «СТБ» решили повысить свои доходы, добившись от ВСЖД индексации стоимости услуг по договорам, которые они заключили в начале 2014 года. Проблема заключалась в том, что условиями конкурса увеличение стоимости услуг не допускалось. Но это препятствие было преодолено вполне прозаично. Павел Волошин в публикации двухнедельной давности говорил следующее: «В области все знают, с кого начинаются коррупционные цепочки в ВСЖД. Об этом подробно написано в некоторых городских изданиях. Местным журналистам лучше знать. Они свечку держали. Поверьте мне. Это большой начальник»
В некоторых иркутских изданиях действительно описывалась эта ситуация. Так, например, издание «38del.ru» подробно перечислило фамилии всех участников «мероприятия», их должности и степень вовлечения в процесс. Волошин тогда нашёл любопытное сравнение с русской сказкой про репку. Господа коррупционеры выстроились друг за другом. Мышка – за кошкой, кошка – за Жучкой, Жучка – за внучкой, внучка – за бабкой, бабка – сами знаете за кого, в общем, все они, поднатужившись, вытянули репку, а в нашем случае – индексацию стоимости услуг.
«Если наша информация верна, то все эти господа, – говорил журналист Павел Волошин, – суммировав свои усилия, увеличили (а иначе говоря, причинили ущерб ОАО «РЖД») общую стоимость договоров на 9% (на 40 027 738, 64 рублей). На сайте закупок ОАО «РЖД» (etzp.rzd.ru) никакой информации об этом нет. Вот такие мышки, кошки, Жучки, внучки, бабки и сами знаете кто трудятся в системе ВСЖД.
А завизировал всё, по словам журналиста, начальник ВСЖД В.Ф. Фролов. По незнанию или неразумению, но волевым росчерком пера г-н Фролов подписал дополнительные соглашения на индексацию договоров. То есть увеличил прибыль ООО «СТБ». Причём создаётся впечатление, что дата этого дополнительного соглашения была изменена с 11.02.2016 на 01.10.2015. Неужели начальник ВСЖД В.Ф. Фролов подписал этот документ задним числом?
Главная интрига заключалась в вопросе: в чьих интересах была проведена эта комбинация с репкой? Кто являлся главным бенефициаром? Всё то же иркутское издание «38del.ru» назвало этого человека тени и наделало немало шума в области. Сразу после этого некоторые иркутские журналисты подверглись прессингу, но ещё никто не пострадал.
На днях история приобрела новую краску. И кажется, для ООО «СТБ» пришла беда откуда не ждали. Выяснилось, что генеральный директор ООО «СТБ» И.В. Бычков, подписавший дополнительное соглашение с ВСЖД на увеличение стоимости услуг, на самом деле ничего не подписывал. О чём он недавно и заявил в УФНС №10 по г. Москве. Вот цитата из заявления И.В. Бычкова.
«…В ходе опроса мне стало известно, что компания работает по контрактам с ОАО «РЖД». В свою очередь заявляю, что в период с апреля 2015 года по май 2016 года являлся НОМИНАЛЬНЫМ директором и реально участия в управлении компании не принимал. Договоров, дополнительных соглашений, актов, товарных накладных, счёт-фактур и иных документов не подписывал. Доверенностей на подписание каких-либо документов не давал».
Уважаемый читатель, надеюсь, понимает, о чём говорит это заявление И.В. Бычкова. Это значит, что в трёхгодичном соглашении ООО «СТБ» и ВСЖД на сумму 997 449 104,78 рублей образовались примерно триста миллионов рублей, которые сначала были зачтены как расходы, а получается, что на самом деле это прибыль. И теперь РЖД должна заплатить налог на прибыль и НДС в сумме примерно 120 миллионов рублей.
А ещё можно сказать, что после заявления И.В. Бычкова любая попытка представителей ООО «СТБ» высказаться в том смысле, что «…я не я и лошадь не моя» воспринимается с большим скепсисом.
После признания Бычкова скандал выходит на новый виток. Можно, конечно, предположить, что номинальное директорство Бычкова – это единственный прокол ООО «СТБ». А вдруг всё остальное в исполнении этой организации тоже липа? И только деньги настоящие.
Сразу возникает множество вопросов относительно нравов, царящих на ВСЖД. И первый из них к начальнику дирекции по эксплуатации зданий ВСЖД Гантарю А.И. Как могло получиться что он, будучи непосредственно Заказчиком, принял документы от призрака-номинального директора? Может, департаменту безопасности присмотреться к людям, причастным к подписанию документов с ООО «СТБ»? А ведь вскоре ещё конкурс на 1,5 млрд. руб. Как он пройдёт? Тоже с нарушениями? Возникает много вопросов: неправомерная индексация, номинальный директор, налоговые риски…И кто конкретно за всё это отвечает?
Триста миллионов – деньги немаленькие. Хочется верить, что они пошли не на финансирование майдана…
Редакция «Аргументов недели» будет следить за развитием событий.