Побывать в закрытой лаборатории, посмотреть в микроскоп на зародыш курицы, узнать о том, сколько ватт потребляет человеческий мозг, приобщиться к современной прозе и даже увидеть динозавра – всё это можно было сделать на Фестивале знаний 1 октября. Университет распахнул двери для бывших и будущих студентов, напоминая аксиому: учиться никогда не поздно.
Радостные объятия со знакомыми при входе, музыка на лестнице, приветливые (в кои-то веки!) охранники – главное здание СПбГУ было полностью охвачено праздничным духом. Найти, чем заняться, могли и универсанты, и их дети, которых они приводили с собой: по всему коридору здания Двенадцати коллегий через каждые два десятка метров были установлены столы, за которыми проводились эксперименты и интерактивные занятия, а также зоны виртуальной реальности.
В научном городке показывали, как определять элементный состав предмета с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра, за столиком с химическими опытами выращивали кристаллы и опускали воздушные шарики в жидкий азот, в виртуальном музее музыкальных инструментов предлагали послушать звук древней костяной флейты. А за столиком биофака объясняли, почему из тех яиц, которые продаются в магазинах, никогда бы не смогли появиться цыплята (и для сравнения показали, как выглядят изнутри те яйца, в которых действительно есть зародыши куриц).
Были открыты музеи университета, о существовании которых мало кто догадывался даже из тех, кто отучился в его стенах пять, а то и шесть лет: минералогический, петрографический, зоологический, палеонтолого-стратиграфический… Посетители могли увидеть, к примеру, целый зал с ископаемыми – от аммонитов до динозавров, и отпечатки лап, ступавших по земле более ста миллионов лет назад. Или десятки чучел и заспиртованных существ, стоящих на полках в гигантских старинных шкафах. При этом тесные и загромождённые помещения со старинными шкафами, витринами и этикетками на латыни оставили впечатление едва ли не большее, чем сами экспонаты. Возникло ощущение, что время здесь остановилось сразу после основания этих музеев, и сколько поколений универсантов помнят их такими – даже невозможно себе представить.
Самые продвинутые и уверенные в своих интеллектуальных способностях гости фестиваля отправлялись на экскурсию по ресурсному центру «Развитие молекулярных и клеточных технологий», обычно закрытому от посторонних глаз. Пользоваться его услугами могут все подразделения и учёные университета, а также люди «со стороны», желающие заказать какое-либо исследование.
«Мы можем взять любой организм, умертвить его, нарезать на тоненькие срезы, эти срезы мы можем посмотреть оптической микроскопией (уровень ткани), электронной микроскопией (это уже внутри клетки), можем исследовать отдельные клетки организма, выделить нужные и рассортировать их, буквально положив каждую клеточку в отдельную пробирку, можем культивировать клетки...» – описывал возможности центра исполняющий обязанности директора Кирилл Волков.
Те же, кто предпочитал физическому труду интеллектуальный, направлялись в главное здание, где проходили лекции. Самым востребованным среди них стало выступление «Мозг, язык, гены» доктора биологических наук Татьяны Черниговской. В свойственной ей афористичной манере она рассказывала о том, что число людей с психическими нарушениями в современном мире заставляет говорить об эпидемии в этой сфере; что искусством должны заниматься все дети, потому что это даёт мозгу другой тип развития, который не покрывается никакой математикой и другими науками; что для совершения открытий нужны сильные ассоциативные связи; и что образование будущего должно учить не столько конкретным вещам, сколько тому, как получать информацию и тренировать память.
Некоторые особенно меткие её фразы зал встречал аплодисментами. «Ума не приложу, почему все не занимаются наукой? Это же настолько интересное занятие, – улыбалась она. – Денег мало дают – это да...»
Татьяна Владимировна действительно способна вдохновить на занятия наукой огромное число людей: на её лекции посетители заняли все проходы и подоконники, и страсти в борьбе за проход накалялись настолько, что чуть не дошло до драки.
В университете в этот день было много встреч с известными людьми: Яков Гордин рассказывал о декабристах, Александр Секацкий – о философии истории, Дмитрий Травин – об экономическом кризисе в России, Александр Цыпкин читал свои рассказы, а Ефим Резван показывал новую книгу о Туркестане, снабжённую дополненной реальностью. Роботы, антибиотики, строение городов, перспективы Международной космической станции – тем, которым посвящались лекции, было множество.
Наверное, многим, кто выходил уже глубоким вечером с Фестиваля знаний, хотелось отправиться учиться снова: восполнить пробелы или попробовать что-то принципиально другое, «настоящее».