Аргументы Недели → Общество № 37(528) от 22.09.16

Предприниматель с неравнодушным сердцем

, 09:09

«По итогам состоявшихся 18 сентября выборов «Единая Россия» сформирует конституционное большинство в российском парламенте.

Это показывает широкую электоральную базу правящей партии, количество её реальных Сторонников.

Но не все избиратели знают, что у партии «Единая Россия» есть и вполне официальная структура, которая так и называется – «Сторонники партии «Единая Россия».

Недавно наряду с известным телеведущим Петром Толстым и не менее известным Сергеем Боярским, сыном знаменитого артиста, её возглавила предприниматель, руководитель компании Mamanonstop Евгения ЛАЗАРЕВА.

Сегодня она – гость редакции «Аргументов недели».

- Евгения, недавно ты стала сопредседателем Центрального координационного совета Сторонников партии «Единая Россия». Как так получилось, что ты решила возглавить столь важную структуру?

– Когда ты живёшь, делаешь хорошие дела, думаешь о том, как было бы здорово, чтобы можно было на что-то влиять, делать жизнь интереснее – то почему бы не подумать о Сторонниках партии «Единая Россия». Меня пригласили, и я, естественно, очень оценила это важное, ответственное предложение. Я по большому счёту обычный предприниматель, может быть, с неравнодушным сердцем. У меня есть прекрасное сообщество женщин, мы живём по всей России и с будущими мамами создаём добавленную стоимость. У нас очень много идей и мыслей, как сделать что-то интереснее, лучше. Мы хотим, чтобы общество развивалось, чтобы женщинам-предпринимателям была везде дорога, и с подобными целями вряд ли стоит отказываться от таких предложений. Тем более я работаю в очень хорошей компании – Пётр Толстой, Сергей Боярский… Это уникальные люди, уникальные личности. Ну и, конечно же, Сторонники. Люди, которых объединяет чувство любви к родине. Через институт Сторонников большой партии есть возможность донести важные мысли и идеи. И, наверное, в этом самая большая задача. Я никогда в жизни не знала, сколько интересного делают Сторонники, начиная с благотворительных, социальных историй до девушек, которые занимаются антикоррупцией, таких вот смелых людей, до сообществ ветеранов.

Есть ещё очень важная экономическая история, у нас весьма сложная ситуация, связанная с закредитованностью населения. Крайне важно, чтобы люди были финансово грамотны и образованны. Эту идею тоже хотелось бы проводить через историю, связанную со Сторонниками.

Много проектов, связанных с культурой семьи и детства; много людей, которые заботятся о том, чтобы наши дети жили в лучшем мире. Это тема, которую я сама лично поддерживаю, которую мы тоже развиваем внутри структуры Сторонников.

Естественно, поддержка предпринимательства. Я уверена, что Россия – идеальная страна для развития предпринимательской деятельности. Считаю, создание добавленной стоимости – это лучшее, что может быть с человеком. Точно так же, как можно сказать, что рождение детей – лучшее, что происходит в жизни человека с точки зрения его существования на Земле. Самостоятельное создание добавленной стоимости – дико важно и интересно. И вообще чем больше предпринимателей в нашей стране, тем лучше. У Сторонников есть замечательный проект «Предпринимательская среда», там у нас фокус такой – вовлекать людей в предпринимательство.

– Вот как раз следующий наш вопрос посвящён проектам. У Сторонников, как известно, есть три основных проекта: «Общественная экспертиза», «Мониторинг социальных конфликтов» и «Предпринимательская среда». Ты, как предприниматель, особое внимание уделяешь именно «Предпринимательской среде». Расскажи о нём поподробнее.

– Это не единственные направления деятельности, которыми занимаются Сторонники. Это просто несколько фокусов, которые были выбраны как ниши. Что касается «Предпринимательской среды», то тут волею судьбы, так как являюсь предпринимателем, я сама очень погружена в эту тему. У нас в стране много сейчас поддержки предпринимательства, но насколько она эффективна – об этом стоит судить лишь тогда, когда ты пройдёшь какой-то путь. И не все проблемы разрешимы. Например, у нас в проекте есть защита прав и интересов предпринимателя, что всегда для бизнеса очень важно.

Одно из направлений проекта – популяризация предпринимательства. У нас в стране есть определённая проблема, связанная с тем, что предприниматель, в Москве например, – это очень уважаемый человек. Но приезжаешь в регионы и, когда разговариваешь с предпринимателями, понимаешь, что они – действительно герои нашего времени, им очень тяжело. Однако ведь если не будет предпринимательства, кто ещё станет производить пуговицы или развивать другое сумасшедшее производство? Мне кажется, об этом нужно больше рассказывать, продвигать «истории успеха» наших предпринимателей, чтобы другие захотели подобным заниматься.

– Какие меры, какие конкретные шаги для популяризации частного предпринимательства, по-твоему, нужно предпринять?

– Я человек, который очень вовлечён в популяризацию, сильно верю в мам-предпринимателей. Вижу, какие проекты они делают, безумно верю в женский потенциал. Очень хочу, чтобы, например, в каждом магазине была торговая полка, где написано «Сделано мамой. Сделано в России». У меня есть целое большое сообщество мам-предпринимателей в каждом регионе. Мы делаем выставки, рассказываем о том, что это хороший путь самореализации и мама может всё успевать: и создавать добавленную стоимость, и развиваться. Это правда. Мы можем посмотреть на сеть кафе «АндерСон»: мама двух сыновей за семь лет более 25 ресторанов уже открыла и четырёхэтажную фабрику построила.

– И она сделала это сама, без помощи…

– Да. Мы можем рассказать про множество таких проектов. Даже мой собственный бизнес родной, он вырос из идеи одевать меня, и Федю, моего сына, и мою семью в одном стиле.

Что касается защиты бизнеса: мы привлекаем внимание к острым проблемам. О них часто принято умалчивать, но мы, наоборот, пытаемся о них говорить. Мы выстраиваем диалог между бизнесом и властью. У предпринимателя, как и у любого гражданина, есть определённый путь, который ему нужно пройти. Хочется, чтобы этот путь был достаточно гладким.

– Ты по образованию экономист. Долгое время занималась экономикой и финансами, а потом, так получилось, перешла к своему бизнесу. Расскажи для наших читателей, как ты коренным образом изменила свою жизнь.

– Человек развивается, ему свойственно меняться. Я действительно почти 15 лет проработала в крупной корпоративной структуре. Но всегда воодушевляла команду, создавала какие-то новые процессы даже внутри большого банка. Мы занимались не классическим банкингом, а инновационным, и это меня всегда очень будоражило.

Важную роль в моей жизни играет семья. Она представляет для меня очень большую ценность У меня есть мама, папа и три брата. И когда у меня родился ребёнок, я поняла, для чего я как человек существую. Федя, мой сын, – это вообще мой главный вдохновитель. Когда я доросла до определённого карьерного потолка внутри банковской структуры, оказалась в декрете. У меня появился ребёнок, появилось вдохновение; мне захотелось творческих проектов. Попробовала делать одежду для себя и Феди. Затем просто пришла к тому, что мне надоели все эти финансы и корпоративные склоки. И я начала очень много заниматься социокультурной деятельностью: она меня очень сильно вдохновляла. Так и пришла к предпринимательству. Мне хочется этим жить. Появился сначала проект по пошиву семейной одежды. Проект стал бизнесом, из бизнеса превратился в производственную историю. Потом у нас собралось большое сообщество родителей и детей, и вокруг этого стали появляться новые проекты, связанные с движением мам-предпринимателей. Или, например, история с детским рок-фестивалем. Наш фестиваль объединяет на своей площадке 50 тысяч человек, и все зоны активности сделаны мамами и папами. На сцене поют мамы и папы – и известные музыканты, и простые люди. Будучи экономистом, я понимаю, как это правильно организовать, чтобы было прибыльно, доходно и доставляло мне удовольствие. Что может быть лучше? Предпринимательство – естественное продолжение моей профессиональной самореализации. Мне нравится производить добавленную стоимость и наблюдать результаты своего труда. А самое главное, что даёт предпринимательство человеку, – быть в гармонии с самим собой.

– Твой бизнес достаточно молодой и небольшой. Какие должны быть обороты, чтобы чувствовать себя самостоятельно и независимо?

– У меня группа компаний с общим оборотом более 60 миллионов рублей. Любимая компания «Маманонстоп» – производитель одежды для родителей и детей в едином стиле, я горжусь её развитием, потому что компания была создана с 20 тысяч рублей. «Гнездо» – коммуникационное агентство и проектное бюро, в котором мы выращиваем, реализуем, масштабируем идеи и запросы наших клиентов. В его составе диджитал-команда, видеопродакшн, event-команда. Мы создаём уникальный контент и события; часто нам удаётся реализовать то, что, казалось бы, невозможно. Один из последних примеров: ролик, который мы создали, собрал более 4 миллионов просмотров без рекламного бюджета.

– А с какими сложностями приходилось сталкиваться на своём предпринимательском профессиональном пути?

– Самое лёгкое, что можно сделать в бизнесе, – зарабатывать деньги. Деньги – это такой инструмент, и, когда ты делаешь что-то очень стоящее, важное, значимое, они сами появляются. Наиболее трудное – это, конечно, найти людей, с которыми комфортно работать. С которыми интересно работать, которые в принципе могут работать. Когда ты небольшой предприниматель, ты ищешь-ищешь такую швею, чтобы она просто хотя бы вовремя на работу приходила. И вдруг ты понимаешь, что пока русская женщина шьёт две шапки, узбекская за это время шьёт восемь шапок, а узбекский мужчина – двадцать. Но попробуй покажи узбекскому мужчине на два рубля больше – и он уже в соседнем цеху сидит. Как из них делать команду? Очень тяжело. Поэтому найти и собрать людей, с которыми можно работать, – это самая большая из компетенций.

– Кроме всего прочего ты руководитель движения «За права заёмщиков». Сейчас закредитованность населения очень большая, и наши читатели часто шлют нам письма о том, что попадают в связи с долгами в совершенно ужасные ситуации. Что, по-твоему, нужно сделать в этой сфере, чтобы ситуация поменялась?

– Как бы грустно это ни звучало, всему требуется время. Я поясню. Самая главная причина закредитованности населения в нашей стране – патернализм, неумелое обращение с деньгами. В нулевые годы у нас был экономический бум. Деньги были доступны всем в виде кредитов, их брали просто так, условно: купить себе двадцатый телефон. Хотя при этом кредит покрывался другим кредитом. Условно говоря, на всё население Российской Федерации в среднем россиянин должен 2,3 или 2,4 зарплаты вперёд банку. Это значит, что кто-то не должен ничего, но таких вообще почти нет. А кто-то должен 20 зарплат вперёд. Есть регионы повышенной закредитованности, есть менее рисковые в этом смысле. Но пройдёт чуть больше времени, и люди осознают, для чего нужны деньги. Мы недавно делали опрос, результат которого получился просто чудовищный. Оказалось: наши граждане считают, что кредит – это не расход, за который надо платить, а доход. В рамках проекта «За права заёмщиков» мы масштабно занимаемся решением системных проблем, связанных с закредитованностью и защитой прав потребителей финансовых услуг.

– Евгения, ты очень разносторонний человек, мы можем беседовать о разных проектах ещё очень и очень долго. Что бы ты хотела пожелать молодым амбициозным людям, нашим читателям, которые только собираются открыть свой бизнес. В особенности если этот читатель – женщина.

– Женщина или мужчина – в бизнесе неважно. Есть такой лозунг, который я приклеиваю себе на манжетку любимых рубашек: «Не бояться и больше мечтать». Нужно очень хорошо представлять, чего ты по-настоящему хочешь, и не бояться делать первые шаги для того, чтобы это получилось. «Мечтать и не бояться» – это мой слоган по жизни. А для этого нужно иметь открытый всему новому мозг. Я очень люблю свою страну. Много путешествую по России. У нас страна удивительных возможностей. Нужно любить свою родину, то место, где ты живёшь, и надо делать всё, чтобы наша страна непрерывно менялась к лучшему.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram