С 1 сентября в силу вступили новые правила получения водительских прав. Изменения коснулись процедуры экзамена. Правила ужесточились: будущему водителю предстоит сдавать больше упражнений на площадке и отвечать на дополнительные вопросы за ошибки в теории. Но эксперты уверены, что ситуацию такие нововведения существенно не изменят.
Дополнительные упражнения
Изменения затронули и теоретическую, и практическую части экзамена. Так, будущему водителю предстоит за 20 минут ответить на 20 теоретических вопросов: осилить 4 тематических блока по 5 заданий.
Если претендент допустит ошибку, дополнительно ему дадут ещё 5 вопросов. Если ошибётся дважды – 10 вопросов. На каждое дополнительное задание выделяется по 1 минуте. А в случае третьей ошибки экзамен считается проваленным – и кандидат отправляется на пересдачу.
Изменились и сами теоретические вопросы – задания скорректировали исходя из изменений в Правилах дорожного движения. На практической части экзамена отныне необходимо сдавать не 3, а 5 упражнений. Для прав категории «В» нужно выполнить за рулём «въезд в бокс», «параллельную парковку», «разворот в ограниченном пространстве» и другие упражнения на автомобиле с автоматической или механической коробкой передач.
Экзамен оценивается по пятибалльной системе. На него, как и на теорию, отводится 20 минут. «Считаю, что дополнительные 5 вопросов за ошибку – это правильно. Если человек ответит на них, значит, ошибка была случайной, из-за невнимательности. А если ошибётся снова – ему стоит подучить теорию. Ведь от того, как хорошо он знает ПДД, зависит не только его жизнь, но и жизни других участников движения», – говорит один из экзаменаторов столичной автошколы.
Репрессивные нормы
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД сообщили, что изменения в процедуре экзамена сыграют на руку будущим водителям благодаря поправкам: на тестирование будет тратиться меньше времени, а объективность оценки знаний и навыков возрастёт.
Однако многие эксперты не могут согласиться с этим мнением. Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России уверен, что за последние несколько лет в нашей стране принимаются исключительно репрессивные нормы против автомобилистов. «Каждый раз ужесточаются правила сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений. Также постоянно растут тарифы ОСАГО, хотя сама суть полиса – антиконституционна. Противоречит важнейшему принципу презумпции невиновности и наказание по итогам работы камер слежения», – говорит Ольшанский. Он отмечает и насаждение платных парковок, и попытки проведения линии на платный въезд в города. «Кодекс об административных правонарушениях включает в себя большое количество глав, но почему-то только в области автомобильных прав постоянно идёт ужесточение», – негодует Леонид.
Госавтоинспекция не уступает
Заявлено, что, перед тем как новые правила сдачи экзамена вступили в силу, было проведено тестирование всех сотрудников. Правила ужесточили не только по отношению к будущим водителям, но и к экзаменаторам. Кроме диплома о высшем образовании работники должны иметь права категории, по которой сдаётся экзамен, обладать стажем вождения от 5 лет и быть старше 25 лет.
Но Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России, уверяет, что существенно ситуацию это не улучшит. «Очень важно решить, кто будет принимать экзамен. Я считаю, что это должны делать не сотрудники Госавтоинспекции, а независимая комиссия, состоящая из настоящих опытных водителей, которые понимают, что завтра выпускник автошколы окажется с ними на одной дороге».
По мнению спикера, набирать членов комиссии следует не на постоянной основе, чтобы дать взятку было невозможно.
«Я много раз предлагал подобную схему, но Госавтоинспекция держится за своё право обеими руками. А Леонид Ольшанский, отмечает, что в последнее время начались и нападки на владельцев автошкол. «Их заставляют иметь 24 сотки земли. Всё это делается для того, чтобы выкачать деньги из автомобилистов», – подытоживает эксперт.
Цифры
В первой половине 2016 года количество ДТП с участием начинающих водителей снизилось на 21%.
На начало 2016 года в России состоит на учёте 41 млн легковых автомобилей. Из них 3,8 млн машин – в Москве.
20% семей могут позволить себе купить новую машину ценой около 500 тыс. рублей. А автомобиль стоимостью более 1 млн рублей – всего 6,5% семей.