Проблема ветхого и аварийного жилья в нашей стране – одна из самых острых, наболевших и кажущаяся абсолютно неразрешимой. В текущем году власти Подмосковья планируют переселить около 1,5 тыс. человек из почти 600 аварийных и ветхих помещений общей площадью 21 тыс. кв. м в рамках программы расселения аварийного жилья до 2020 года. Всего за четыре года власти Московской области планируют расселить более 12 тыс. человек, проживающих на аварийной площади размером 210 тыс. кв. метров. Кроме того, более 70 тыс. кв. м будут расселены по договорам развития застроенных территорий и почти 14 тыс. кв. м – в рамках реализации муниципальных программ.
Не секрет, что переселение людей из таких домов идёт очень медленно. Зачастую у местных властей денег на это попросту нет, а финансирования на федеральном уровне не хватает. В связи с чем порой откровенно непригодные для жизни дома чиновники отказываются признавать как аварийными, так и ветхими. У жителей таких домов единственной надеждой становится появление в районе (регионе) частного инвестора, готового избавить людей от мучений. Однако зачастую инвесторы, проводя комплексную реконструкцию таких территорий, сталкиваются с противодействием местных активистов. Пытаясь повлиять на общественное мнение, борцы с «перенаселённостью городов» откровенно искажают факты, жонглируют статданными, завышая либо занижая их в сотни раз, ругая власти, пугают жителей дополнительной нагрузкой на социальную и коммунальную инфраструктуру.
В XXI веке в нескольких километрах от МКАД – в подмосковном Красногорске – посередине города стоят двухэтажные дома барачного типа, построенные в 30-е годы прошлого века для работников станции Павшино. Это посёлок МПС – Министерства путей сообщения. На балансе у МПС этот посёлок стоял давным-давно. В 1997 г. он перешёл в руки городских чиновников. Вот только ремонтировать эти дома власти города не спешили. Так и стоял он никому не нужный, ветхий и убогий кусочек наследия СССР. А кто все эти годы думал о людях, проживающих в квартирах с минимальным набором удобств – у некоторых в доме не было ни ванной, ни туалета.
Так будет выглядеть микрорайон «Тетрис»
Когда в городе появился инвестор ГК «Садовое кольцо» и предложил выкупить эту землю, ветхие дома расселить, а на этом месте построить новый жилой квартал, жители посёлка радостно вздохнули. Наконец-то появилась надежда на достойные условия проживания. На этом фоне заметно активизировались общественники, выступавшие против строительства нового микрорайона. Они созвали целый митинг в защиту посёлка МПС и даже потребовали признать одно из зданий историческим наследием. Вот только альтернативу, то есть новые квартиры для жителей ветхих домов, они предложить не смогли. Митингуя против нового микрорайона, думали ли они о людях, многие из которых только и мечтали, чтобы переехать из ветхого жилья в новое? Вряд ли. Надо отметить, что среди митингующих ни одного жителя посёлка МПС не было. Одной из претензий, которые выдвигали общественники властям Красногорска и застройщику, – это высокая этажность домов. Некоторые башни будут доходить до 32 этажей. Мол, город и так задыхается от пробок, куда плодить лишние квартиры с лишними жильцами. Сами будущие жильцы нового квартала лишними себя не считают. Например, Светлана Козырева, купившая квартиру в «Тетрисе» одной из первых, коренная жительница Красногорска, рассказывает: «Я покупаю квартиру своему сыну, который недавно ушёл в армию. Через год он придёт, уже будучи абсолютно взрослым мужчиной. Мы втроём живём в малогабаритной двушке. Специально несколько лет копили с мужем деньги, не на трёшку, а на отдельную квартиру сыну. Теперь ждём, когда он вернётся из армии, и ждём, когда дом построят, строители говорят, что дом будет сдан в эксплуатацию через два года. Мы предлагали ему вариант – купить квартиру подешевле, например, в Нахабине, чтобы деньги ещё и на мебель остались. Он отказался, говорит, что ездить на электричке в Москву куда удобнее со станции Павшино – полчаса, и ты в центре Москвы. Здесь за два с небольшим миллиона мы купили квартиру с отделкой и мебелью. То есть – экономить на метраже и месте проживания, чтобы сделать ремонт и купить мебель, нам не придётся. Да и не хочет он уезжать из Красногорска. Он здесь родился, вырос, здесь его друзья. Зачем ему уезжать в другой район или даже город? Общественники эти выступают против застройки города. А почему? Что они предлагают взамен? Всем вместе нам ютиться в двушке? А сын женится, дети пойдут. Почему мы все должны ютиться в одной квартире? Мы не ждём милости от государства. Мы заработали эти деньги сами, своим трудом, не воровали, а заработали. Мы что, не заслужили того, чтобы наш сын жил отдельно в том городе, где он родился и вырос?»
Квартиры с отделкой и мебелью в сегменте экономкласса – такого ещё на российском рынке первичного жилья не было. Насчёт этажности отметим, получив разрешение на строительство нового квартала «Тетрис», застройщик взял на себя финансирование ряда социальных программ: это и финансирование программы по решению проблем обманутых дольщиков, и выделение денежных средств на улучшение транспортной инфраструктуры, и содействие реализации проектов ТПУ ст. Павшино и транспортной развязке Ильинского и Волоколамского шоссе. Так, под проект развязки компания передала более гектара земли. В новом жилом комплексе, рассчитанном на 4 тысячи жителей, будут муниципальные детский сад на 160 мест и новая начальная школа на 260 мест, поликлиника с детской кухней. Можно ли ради этого построить лишних десять этажей? Не будем лукавить – можно и нужно.
Подводя итог, можно сказать: застройщики и власти Подмосковья расселяют людей из ветхих домов, строят новые сады и школы, ремонтируют дороги, развязки. А какой вклад внесли лично вы, господа общественники, в решение этих социальных проблем? Кроме громких митингов, призывающих остановить любую новую стройку.