Темная сторона бриллиантового бизнеса
24 августа 2016, 16:31 [«Аргументы Недели», Сергей Грунюшкин ]
Драгоценные камни ценились во все времена, за ними охотятся буквально с сотворения цивилизации. Сегодня, впрочем, ими уже никого не удивить. Тем не менее довольно непросто обстоят дела с рынком бриллиантов в России. Как не обмануться при покупке? Можно ли в них инвестировать? И сколько на самом деле стоят бриллианты? Об этом «АН» спросили у президента алмазодобывающего холдинга African Mining Company (AMC) Олега Ханукаева.
– Олег Романович, сегодня в ТЦ раздают купоны на покупку кулонов с бриллиантами. Однако цены на них подозрительно низкие. Правда ли, что в магазинах могут продать хрусталь или даже стекло вместо драгоценных камней?
– По поводу стекла или хрусталя – я крайне сомневаюсь, это уже открытое мошенничество, вряд ли крупные торговые сети занимаются подобным. Но очень низкая цена на бриллианты может быть обусловлена двумя вещами. Первое – часто бывает так, что вместе с бриллиантами природного происхождения используются синтетические, которые выращены в лаборатории, их перемешивают вместе с натуральными камнями. Это актуально для изделий с мелкими камнями до 0,1 карата. Выявить искусственный камень «на глаз» – невозможно. Точное заключение дадут только в профессиональной геммологической лаборатории. Но, покупая что-то за 15–20 тысяч рублей, вряд ли пойдешь делать недешевую экспертизу.
Второй момент – это игра на характеристиках камня. Многие продавцы их завышают. Разница между их реальной стоимостью и ценником в магазине может отличаться в 3–4 раза! Зачастую у них вся сертификация камня – это банальная бирка на украшении.
– А это вообще законно?
– Проблема сертификации в том, что камни во всем мире пытались подвести под какой-то единый стандарт в течение многих лет. Но это сделать не получилось, потому что каждый камень индивидуален. В итоге появилось несколько систем оценки, которые имеют между собой небольшие различия, но в целом отличны только в терминологии. Весь профессиональный рынок ориентируется на стандарты Американской геммологической лаборатории (GIA). Все остальные лаборатории пользуются лишь ее терминологией, а не стандартами. И покупая камень с отличным от GIA сертификатом, вы никогда не можете быть уверены в честных характеристиках камня. Другие лаборатории зачастую сильно завышают характеристики камней, для того чтобы привлечь к себе новых клиентов из числа нечистых на руку продавцов. Поэтому, если у изделия нет сертификата от GIA, то нет гарантий, что вы покупаете именно то, что написано на ценнике. Изделия, продающиеся без сертификатов с одной биркой, также попадают в эту группу риска.
– Есть мнение, что в России вообще не производят ювелирные изделия с бриллиантами. Так ли это?
– Производят, но в очень маленьких количествах и массово на прилавки они не попадают, может, разве что только цепочки. Проблема в том, что экономически нецелесообразно производить ювелирные изделия в России. Например, 1 грамм обработки золота в Китае стоит всего 2 доллара, в Италии – 10–15 евро, а в РФ экономическую составляющую просчитать очень сложно. По многим причинам, начиная от отсутствия современного оборудования и заканчивая отсутствием профессионального образования и кадровым голодом. Вместе с этим существуют серьезные заградительные пошлины. Поэтому дешевле их делать и закупать за рубежом. Такая же ситуация с огранкой алмазов. Хотя, если мыслить стратегически, это большая ошибка, потому что Россия добывает почти треть всего алмазного сырья в мире, а значит, может потенциально стать одним из крупнейших игроков на рынке ограненных бриллиантов.
– Как вообще формируется стоимость изделий с бриллиантами?
– Сначала компания, предположим АЛРОСА, добывает камень. Дальше его большими лотами продают на аукционах за рубеж – в Индию, Израиль, Бельгию, лишь малая часть алмазов остается для огранки в России. В этих же странах происходит огранка камня. Затем, допустим, его огранили в Израиле и отправляют обратно в Россию. Только 43% его стоимости будет заключаться в налогах и пошлинах на ввоз! Добавьте сюда расходы на транспорт, аренду помещения розничного магазина, зарплаты сотрудников, рекламу и собственно заработок продавца.
– Может ли государство создать условия, чтобы выпуск ювелирных изделий происходил в России, а не за рубежом?
– Беда в том, что нужно буквально с нуля создавать всю эту отрасль. Например, сегодня днем с огнем сложно найти хороших огранщиков – нет образования в этой сфере! Еще одна проблема – это устаревшие стандарты обработки камня, которые использовались в СССР. Из-за этого даже наши лучшие бриллианты никогда не получат наивысшую оценку за границей.
Что касается изготовления уже ювелирных изделий – отрасли как таковой тоже почти не осталось. Сейчас крупным сетевым магазинам дешевле завезти все это из-за рубежа.
Для того чтобы наладить производство в России – государству нужно сначала создать условия, снять различные барьеры и инвестировать в отрасль. Процесс займет многие годы, однако это может принести отличные дивиденды. Но вместо этого страна предпочитает продавать ресурсы за рубеж.
– Можно ли сказать, что покупка бриллиантов – это еще и мудрая инвестиция?
– Если покупать в розничных магазинах, то это очень плохая затея. Даже если вы купите бриллианты в дорогом фирменном бутике, то, как только вы шагнете за его порог, камни потеряют до 70% от своей первоначальной стоимости. Есть печальная история из жизни: одна женщина решила вложить деньги от проданной квартиры в Москве в якобы инвестиционные бриллианты. Когда она пришла их продавать в тот же самый магазин, то ей назвали стоимость ее камней в 2,5 раза ниже той суммы, которую она заплатила при покупке! В итоге человек, по сути, потерял жилье.
Поэтому если говорить о бриллиантах как способе инвестирования, то здесь нужно работать напрямую с профессионалами этого рынка, которые помимо продажи камня также предоставляют возможность продать этот камень в дальнейшем практически без потерь на профессиональном рынке. Например, с компаниями, которые занимаются огранкой камня и проверенными фирмами, чья продукция продается только с сертификатом GIA. В целом же бриллиант – отличный инструмент для сохранения денег, и при условии грамотного подхода это может быть интереснее, чем вкладывать деньги в недвижимость или драгоценные металлы. В отличие от них у бриллиантов нет серьезных колебаний – их стоимость не просаживается вдруг на 35–40% (как это произошло с золотом в 2011 году) или недвижимостью, которая также не вернулась на уровень цен начала 2008 года. Если посмотреть статистику за 100 лет, то вы не увидите резких скачков. Их цена обычно меняется на 2–3%. В один месяц подорожали, в другой чуть подешевели. Но в целом идет постоянный рост. Просто к подобным покупкам надо подходить вдумчиво и полностью владея информацией.
Читайте также:
Другие новости по теме «Общество»
См. все новости дня