Судьба казачьей реликвии
24 августа 2016, 13:47 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
До 1831 года в Российской империи простые (негвардейские) донские полки знаменами не жаловались и не награждались. В 1831 году было решено упорядочить выдачу казачьих знамен, в связи с чем, дальнейшие пожалования казакам войсковых регалий стали проходить по единому образцу.
«Сим знамением победиши»
Первым был утвержден образец казачьего знамени, по размерам приближенный к пехотному армейскому знамени, а по изображениям напоминающий Георгиевское знамя донского казачьего Дячкина полка, но без бахромы. Это было полотнище из клинообразных кусков (темно-синее, темно-зеленое, коричневое или красное, в зависимости от мундирного цвета) по размерам соответствующее пехотным знаменам, не было только разделения на крест и углы. Важным его отличием от всех знамен армии стало подчеркнутое размещение на лицевой стороне полотнища традиционного для казачества красного четвероконечного креста с золотыми окраинами (православного царя Константина), с которым связывался распространенный девиз «Сим знамением победиши». На оборотной стороне рисовался черный двуглавый российский орел с опущенными крыльями и держащий в лапах перуны и венок. По углам размещались медальоны под венками всегда красного цвета. Все шитье (венки, вензеля и короны) было золотым. На наградных Георгиевских знаменах по краям полотнища с обеих сторон делалась золотая надпись отличия. Знаменные принадлежности остались прежние: позолоченное георгиевское навершие (образца 1806 года) с крестом ордена внутри копья и георгиевские ленты с кистями или позолоченное навершие с орлом внутри копья и шнуры с кистями. Древки у знамен были черные.
Георгиевскими знаменами, изготовленными по этому образцу, были пожалованы Донской казачий Шамшева полк и Донской казачий 38-й полк.
Потеря нашлась
Ряд источников сообщают о том, что основная часть знамен Войска Донского образца 1831 года по тем или иным причинам была утеряна, а сведения об их местонахождении отсутствуют. При этом стоит отметить, что наиболее популярный у общественности справочный интернет-ресурс «Википедия» указывает на отсутствие сведений о нахождении в настоящее время Георгиевского знамени 38-го Донского казачьего полка. Тем не менее, данная казачья реликвия сохранилась в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва».
По данным, сохранившимся в сборнике документов Лишина и монументальной работе военного историка А.В. Висковатова известно, что Георгиевское знамя было вручено 38-му Донскому казачьему полку 7 мая 1845 года. Главным отличием его от прочих казачьих Гвардейских знамен была жалованная надпись, расположенная по периметру полотнища: «За примерную храбрость / оказанную при победе / одержан. над скопищ. горцев / 3 Июня 1844 года у села Гилли». Данная надпись говорит об активном участии 38-го Донского казачьего полка в Кавказской войне (1817/1829 – 1864 гг.) и об особом отличии его личного состава в бою против горцев (мюридов) у дагестанского аула Гели (Гилли).
Казаки полка отличились в указанном сражении при следующих обстоятельствах. Для наступательных действий русской армии в 1844 году было сформировано 5 отрядов. Одному из них, Дагестанскому, была поставлена задача захватить Ашуку и затем продвинуться в Аварию. Между тем, к концу мая 1844 года мюриды заняли аулы Аймаки, Оглы, Кулицма, Апши, Кадар и Урма. После получения сведений о скоплении горцев, начальник Дагестанского отряда генерал Лидерс выслал авангард генерал-майора Пассека (три пехотных батальона Апшеронского полка, четыре казачьих сотни 38-го Донского полка и четыре горных орудия), который расположился на позиции между Б. Дженгутай и Параул, выдвинув передовой отряд к с. Дургели. Утром 3-го июня для выяснения обстановки на левом фланге, Пассек с казаками и батальоном пехоты двинулся к селам Гели и Параул. Мюриды отступили на высоты к югу от Гели, а Пассек двинулся в атаку. Вначале атака была успешна, казаки сбили горцев и вогнали их в село Кака-Шура, но скрытая здесь неприятельская артиллерия открыла по казакам огонь. В это же время из селения и леса показались густые толпы мюридов, открывших сильный ружейный огонь. Казаки, отстреливаясь, начали отступать. Горцы стали окружать отряд Пассека. По прибытии трех рот Житомирского полка, русские войска перешли в контратаку. После короткой рукопашной схватки мюриды спешно отступили. Русские преследовали их до села Кака-Шура, уничтожив до 250 человек противника.
Поощрение геройского подвига
Достаточно подробно о событиях июня 1844 г. и участии в сражении 38-го Донского казачьего полка рассказывается в воспоминаниях капитана Апшеронского полка А. Вранкена. По итогам боя начальник дагестанского отряда генерал Лидерс доложил командиру Отдельного Кавказского корпуса генерал-адъютанту Нейдгарту об особом отличии «геройским мужеством и неустрашимостью» 38-го Донского казачьего полка подполковника Номикосова, который «стремительными и успешными атаками своими наиболее способствовал успеху сего дела». Здесь же он просил ходатайства главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанта графа Воронцова «о Всемилостивейше пожаловании Донскому казачьему № 38 полку георгиевского знамени, в поощрение геройского подвига его и для сохранения в войске Донском имени полка, заслужившего сию высокую награду». Император Николай I удовлетворил ходатайство главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанта графа Воронцова и 7-го мая 1845 года пожаловал Георгиевское знамя за храбрость 38-му Донскому казачьему полку.
Одна четвертая победного символа
В настоящее время в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва» сохранилась лишь ¼ часть знамени 38-го Донского казачьего полка. При этом стоит отметить, что оно находилось примерно в таком же плачевном состоянии еще в начале XX века, то есть до начала революционных событий 1917 года, когда полк находился еще в составе Русской императорской армии. Сохранилась фотография начала прошлого века со штампом на оборотной стороне «Фотография П.Г. Поповой» с изображением знамени 38-го Донского казачьего полка, где ясно просматриваются разрушения на ткани. Таким же было состояние Георгиевского знамени при поступлении его в фонды Музея обороны Царицына им. тов. Сталина, что подтверждается фотографией знамени сделанной в 40-х годах XX века в экспозиции одного из залов музея.
На сохранившемся древке знамени сохранилось медное кольцо (люверс), которое закреплено в нижней части полотнища. Оно имеет гравировку, на которой кратко обозначены некоторые из этапов «жизни» 38-го Донского казачьего полка. В частности, на нем содержится следующая запись: «I.В. 1570 г. Донские казаки / НI 1835 г. Донской казачий № 38-го полк / 1845 г. За примерную храбрость оказанную / при победе одержанной над скопищем / Горцев 3-го июня 1844 года при селении Гилли / 1870 г. Донскаго казачьяго № 38-го полка».
То есть, данная надпись содержит информацию о следующих исторических событиях:
- «IВ» - вензель царя Иоанна Васильевича (Грозного), а 1570 г. – это символическая дата основания Донского казачьего войска;
- «НI» - вензель императора Николая I, а 1835 г. – это год в котором был сформирован «Донской казачий № 38-го полк»;
- 1845 г. – год вручения полку Георгиевского знамени и развернутая запись о причине пожалования;
- 1870 г. – год 300-летнего юбилея образования Донского казачьего войска, образование Области Войска Донского и введения централизованного управления казачьими частями.
Ввиду того, что в начале XX века 38-ой Донской казачий полк по мобилизационному плану входил в 4-е полковое звено (штаб квартира – ст. Нижне-Чирская, сборный пункт – ст. Качалинская) и формировался из казаков станиц 2-го Донского округа (Иловлинской, Сиротинской, Трехостравянской, Качалинской, Голубинской, Пятиизбянской, Верхне-Чирской), можно предположить, что Георгиевское знамя полка хранилось в одной из станичных (хуторских) церквей. То есть оно могло быть сдано по установившейся казачьей традиции на хранение священнослужителям храма.
Вполне возможно, что во время повсеместного изъятия церковных ценностей, проводившегося в 20-х годах XX века, в том числе и на территориях бывшего 2-го Донского округа, казачьи регалии попали в списки имущества подлежащего изъятию. Изъятые знамена и штандарты казачьих полков, как предметы не представлявшие материальной ценности для лиц проводивших реквизицию имущества, могли быть переданы на хранения в городской музей Сталинграда и таким образом оказаться в фондах Музея обороны Царицына им. тов. Сталина, а затем музея-заповедника «Сталинградская битва».
Сергей ИВАНЮК,
зам. зав отделом МИМ
музея-заповедника «Сталинградская битва»,
кандидат исторических наук