Аргументы Недели. Екатеринбург → Общество

Одной ногой уже «дома»

, 17:27

В прошлом номере «Аргументы недели. Урал» уже писали о том, как суицидально настроенный гражданин Грузии спровоцировал панику в центре временного размещения мигрантов в Кольцово. Волнения удалось предотвратить без последствий, а спустя неделю спецучреждение с проверкой посетили общественники и сотрудники прокуратуры.

 

Напомним, ЧП произошло 16 августа в Кольцово, в общежитии специального учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (СУВСИГ) главного управления по вопросам миграции. Здесь содержатся граждане иностранных государств, ожидающие депортации из России.

Рано утром жители окрестных домов услышали крики со стороны общежитий. Вскоре туда прибыли кареты «скорой» и полиция. Поначалу в СМИ звучали предположения, что незаконные мигранты устроили бунт на объекте СУВСИГ и даже якобы кого-то убили. Однако вскоре ситуация прояснилась.

Выяснилось, что гражданин Грузии, некто Адоев вдруг начал кричать в окно «Помогите!», «Убивают!» и т.д., нанося себе раны на руках и животе. По комнатам центра распространилась паника. Другие содержанты также начали кричать. Однако даже оперативно прибывшим на место происшествия тележурналистам никаких конкретных требований не высказывалось, кроме просьб помочь с оформлением документов на депортацию (это зависит от иностранных консульств).

Что же касается Адоева, то, по мнению силовиков, это была показательная акция с целью избежать депортации. «А возможно, его выходка связана с нежеланием посетить экспертизу на отцовство – именно перед поездкой на данную экспертизу и произошел данный инцидент», – предположили в полиции.

Как бы то ни было, инцидент был быстро урегулирован, а спустя неделю на место событий выехала проверка: члены Общественного совета при ГУ МВД России по Свердловской области Кирилл Бердюгин и Иван Морозов, старший помощник прокурора Екатеринбурга Максим Власов, помощник прокурора Октябрьского района Екатеринбурга Елена Сукнева, заместитель председателя региональной Общественной палаты Владимир Винницкий и руководитель Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Ашурбек Манасов. Для них провели экскурсию по всем этажам учреждения, даже позволив пообщаться с мигрантами тет–а–тет.

Всего на момент проверки в учреждении находилось 204 мигранта (в том числе 14 женщин и двое детей), из них 95 – без документов. Подавляющее большинство: граждане Узбекистана и Таджикистана, впрочем, нашлись здесь даже четыре девушки из Нигерии (их задержали за проституцию). 

Стоит отметить, что контингент там содержится самый разный: от уголовников, которых сюда поместили непосредственно после освобождения из мест «не столь отдаленных», до вполне приличных семей с детьми, у которых возникли проблемы с продлением их пребывания на территории РФ (забыли продлить визу и т.д.). Если первым жаловаться грех (условия содержания в СУВСИГ гораздо мягче тюремных), то для вторых содержание в спецучреждении показалось, мягко говоря, непривычным (по сравнению с домашними условиями)держание в спецучреждении показалось, мягко говоря, непривычным.

оформлениеменно после освобождения из мест "лось, кроме прос).

К примеру, в одной из комнат живет гражданка Узбекистана Ирода Мамаджонова с ребенком. Она прожила в России девять лет, родила здесь троих детей, и сейчас ей грозит депортация (мужа уже отправили на Родину). 

– После родов у меня умер ребенок, не было возможности продлить регистрацию – не до этого было. Работала на рынке, в киоске. У меня еще двое детей, они учатся в российской школе, но сейчас уехали в Узбекистан, – рассказывает женщина и просит о помощи (участники инспекции пообещали разобраться в ситуации).

Недалеко содержится Махманазар Абдуллоев. Его сюда поместили непосредственно после отбытия срока по ст. 228 УК РФ (хранение и распространение наркотиков). Жалоб у него не имеется: молиться разрешают, дискриминации нет. Здесь же содержится тот самый Адоев – «герой» событий недельной давности. С участниками проверки он не разговаривает.

– Порезы были «показушными», и ко всей этой «бойне» в лице одного человека стоит относиться достаточно взвешенно, – считает член Общественного совета при ГУ МВД России по Свердловской области Иван Морозов.

– Духота, народу полно, окна не открываются, дышать нечем. В тюрьме лучше кормят, чем здесь. Прогулка 5-10 минут, смысл туда-сюда по лесенкам бегать? В колонии было лучше, – заявляют соседи Адоева.

Надо понимать, что это спецучреждение, а не санаторий или отель, чтобы кондиционеры ставить. Вы представляете, что сейчас в СИЗО на Репина творится? Жуть! Здесь же условия вполне человеческие – сделан ремонт, стоят телевизоры. В ежедневном режиме проходит прием начальником центра, юристами, сотрудниками консульств, разрешают телефонные звонки. Завтрак, обед, ужин – по расписанию. Если сравнивать со спецприемником для административно задержанных на Елизавете, то это небо и земля, – говорит Иван Морозов.

Большинство обращений касаются недостаточно быстрого оформления документов на депортацию, и лишь часть – функционирования центра. Начальник Центра временного содержания иностранных граждан Владимир Благодарев признает, что проблема имеет место быть, но ряд консульств работают недостаточно оперативно.

– Я бы мог заранее оформлять документы, но материалы не поступают вовремя. Существует практически безвыходная ситуация для граждан Армении, Казахстана, Молдавии, Грузии и Узбекистана – консульства в медленном темпе все делают, поэтому граждане находятся здесь длительное время (среднее время содержания в центре составляет 33 дня. – Прим.). Таджикистан, Киргизия, Украина – к ним претензий нет, – прокомментировал ситуацию Благодарев.

 

Особое мнение

 

В целом, все участники проверки, и общественники, и сотрудники прокуратуры, претензий к работе сотрудников Центра не имели.

Председатель ОНК Свердловской области Ашурбек Манасов, к примеру, отметил, что выявлено много недочетов в части взаимодействия с консульствами и ФСИН, но они устранимы.

– У многих лиц отсутствуют документы, и до решения этого вопроса они вынуждены здесь находиться. По условиям содержания, по режиму были некоторые высказывания из числа содержащихся лиц, но они требуют дополнительной проверки, – добавил Манасов.

Однако у Владимира Винницкого мнение сложилось диаметрально противоположное.

– Жалобы носят массовый характер. В первую очередь, это неудовлетворительное питание, медицинская помощь практически не оказывается, прогулочный дворик не соответствует количеству содержащихся лиц, многочисленные проблемы с документами. Это свидетельствует о том, что работа ведется недостаточно настойчиво. У меня складывается впечатление, что вашу работу пока мы не можем признать удовлетворительной, – обратился Винницкий к начальнику центра полковнику Владимиру Благодареву.

Однако с ним не согласились даже его коллеги–общественники. Дело в том, что объективные данные показывают, что содержатся мигранты в соответствии со всеми нормами, а претензии их следует «делить на восемь».

– Надо фильтровать все то, что говорят содержащиеся в центре граждане. Это категория людей, которая после отсидки мыслит уже другими терминами, другими идеями, бредит воровскими понятиями и тому подобное. Не надо быть наивными, они лапшу на уши вешать горазды, – эмоционально заявил Иван Морозов.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram