Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Железнодорожники-рационализаторы: в любой профессии есть место творчеству!

, 14:11

Российские железные дороги – это не только бессчётные перпендикуляры рельсов и шпал, не только покоряющие просторы страны поезда, главное достояние компании – это люди. Труд железнодорожников – не из простых, он требует профессионализма и серьёзнейшей ответственности за жизни тех, кто пользуется услугами железных дорог. 

Инновационная деятельность железнодорожников направлена на выполнение двух основных задач: повышение надежности и безопасности перевозочного процесса. Достижение этих целей возможно только за счёт научно-технического прогресса – активной работы по творческому преображению действительности. Ведь настоящее творчество возможно не только в искусстве: место ему находится и в сугубо профессионально-технических сферах. На железной дороге – в том числе. Поэтому на Приволжской магистрали всячески поощряют инициативу на местах, поддерживая рационализаторские предложения сотрудников. На дороге действует целый ряд мер для организации и развития технического творчества работников, организована система оперативного внедрения новых идей и решений, учреждены специальные конкурсы среди рационализаторов. В Волгоградском регионе ПривЖД только в первом полугодии 2016 года около 250 новаторов предложили свои разработки. Надо отметить, что 234 предложения были внедрены и сейчас с успехом применяются на предприятиях, а экономический эффект составил более 5 млн  рублей.

Обладатель нагрудного знака «Лучший изобретатель ОАО «РЖД» Игорь Анатольевич Сячин работает в Волгоградском регионе ПривЖД с 2002 года. Окончил Ростовский государственный университет путей сообщения и сразу пришёл на железную дорогу. Свой собственный «путь» он начал на станции Верхний Баскунчак, с 2006 года трудится на станции им. М. Горького. Игорь – потомственный железнодорожник, его отец и дедушка были машинистами, а мама – электромеханик СЦБ КИП РТУ. СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка) – это комплекс технических средств, повышающий пропускную способность железных дорог при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. Важнейшее средство железнодорожной автоматики, применяемое повсеместно.

В 2016 году Игорь Анатольевич назначен заместителем начальника дистанции, до этого работал механиком радиосвязи, диспетчером, ведущим инженером технической документации. Но какую бы должность он ни занимал, его деятельность была направлена на повышение надёжности работы устройств, снижение отказов и увеличение пропускной способности. Поэтому и стал рационализатором: «Планирую всю дальнейшую жизнь связать с железной дорогой. Мне не просто нравится моя работа, стараюсь принести реальную пользу компании и обществу. У меня много рационализаторских предложений, которые позволяют улучшить типовые схематические решения с учетом конкретного участка железной дороги. Ведь просто невозможно предусмотреть все нюансы, возникающие в процессе работы. И подобные «узкие места» нуждаются в корректировке, чтобы все начало работать на полную мощность».

Игорь Сячин рассказал, что свободное время старается уделять семье, предпочитает активный отдых, принимает участие в общественной жизни, а главным увлечением назвал совершенствование своего мастерства.

Кстати говоря, отношение к своей профессиональной деятельности как к хобби – не редкость среди железнодорожников. Например, Николай Григорьевич Щедриков, электромеханик Волгоградской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, настолько увлечён радиотехникой, что для него нет секретов в устройстве самых разнообразных радиоэлектронных приборов, как бытовых, так и, разумеется, профессиональных. Свою страсть Николай осознал ещё в юном возрасте, соответственно ей избрал и специальность – автоматика телемеханика и управление на железнодорожном транспорте. В 2004 году, будучи студентом Волгоградского техникума железнодорожного транспорта, пришёл на железную дорогу – сначала как практикант, затем как продолжающий учиться работник, а уже после получения диплома как электромеханик.

И здесь его ждал успех – 3-е место по России в конкурсе железнодорожников-рационализаторов, завоёванное в 2010 году. Стендовое оборудование для проверки и ремонта стрелочных электродвигателей, за которое Николай получил свою награду, сейчас внедрено на пяти дорогах, а экономический эффект от разработки оценивается в более 700 тыс. рублей.

Михаил Петрович Шуликин – тоже потомственный железнодорожник, и тоже выбрал свою будущую профессию по велению сердца. Его специальность – организация перевозочного процесса и управление перевозками. Трудовой путь на железной дороге Михаил начал сразу после окончания учёбы: в 2009 году стал дежурным на станции Зелёный Бор в Московской области. Затем вернулся в родной Саратов, где работал ведущим технологом технологической группы отдела по работе со станциями Саратовского центра организации работы железнодорожных станций. Именно здесь его ждал первый успех как рационализатора: в прошлом году Михаил Шуликин в числе других железнодорожников был награждён Почётной грамотой Саратовской городской Думы за добросовестный труд, высокий профессионализм, а также в связи с празднованием Дня изобретателя и рационализатора.

Спустя месяц Михаил Петрович был назначен главным инженером станции Волжский. Останавливаться на достигнутом он не собирается: «Нравится работать настолько, что не вижу границы между работой и хобби. В свободное время читаю книги по технологии своей деятельности, например, наш профессиональный журнал «Пульт управления».

Работа в железнодорожной отрасли регулируется многочисленными правилами и инструкциями, ведь цена ошибок здесь чрезвычайно высока. Однако пример наших героев, как и тысяч других инноваторов и рационализаторов, показывает, что места для творчества  на железной дороге достаточно. Главное – наличие идей и желания приносить пользу компании и обществу в целом.

Владимир СЛОБОДИН

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram