Волна публикаций о создании единого университетского кампуса за пределами города буквально захлестнула городские газеты и взбудоражила общественность. Ещё бы, известие о том, что в грядущем будущем с Университетской набережной вполне могут исчезнуть студенческие лица, равнодушным вряд ли кого оставит. А представить себе картину, как по знаменитому 275-метровому коридору здания Двенадцати коллегий вместо студентов, спешащих в библиотеку или на лекции, будут разгуливать неизвестно кто, и вовсе не хочется.
Ещё будучи студентом, меня уже однажды мучил вопрос о переезде университета. Тогда все только и гадали, а не переведут ли в Петергоф и наш журфак из тесного дома с двором-колодцем, стоящим во дворе главного здания. Но принятое тогда решение о переезде ЛГУ в Петергоф и создании там некоего подобия советского Оксфорда наш факультет не коснулось. Первым из города уехал матмех, потом – химический факультет, а через несколько лет идею переселения ЛГУ с Васильевского острова посчитали ошибочной, и строительство в Петергофе прекратили. А как память о том неудачном проекте осталась железнодорожная платформа «Университет». Теперь все снова гадают: на какой железнодорожной ветке появится аналогичная вывеска.
В университете вспомнили графа Бобринского
На официальном сайте университета можно прочесть, что «в настоящее время для осуществления своей основной деятельности университет использует несколько сотен объектов недвижимости. Вопрос о создании единого кампуса университета стоит на повестке дня уже более 100 лет. Так, ещё в 1915 году его рассматривала Высочайше утверждённая комиссия, работавшая под председательством графа Алексея Бобринского. А в 2013 году по поручению Правительства Российской Федерации при Минэкономразвития была сформирована межведомственная рабочая группа для проработки предложений по созданию единого университетского городка.
Рабочей группой рассматриваются различные варианты размещения единого кампуса – в том числе на территории Санкт-Петербурга и с использованием существующих университетских зданий, а также на территории Ленинградской области, граничащей с Санкт-Петербургом».
Естественно, что после каждого заседания рабочей группы происходит выброс новой информации в СМИ. По словам информированного источника «АН» в университете, до окончательного решения ещё очень много времени, сейчас рассматриваются все варианты, но переселение состоится неизбежно – есть поручение правительства РФ, а его глава, как известно, – выпускник ЛГУ.
С одной стороны, позиция нынешнего ректора университета Николая Кропачёва вызывает понимание: есть поручение правительства и последние два года он убедительно говорит о необходимости создания единого кампуса, который позволит наконец преодолеть разрозненность и объединить весь университет в одном месте. С другой стороны, ректор активно добивается передачи СПбГУ новых объектов в исторической части Санкт-Петербурга. Например, всеми силами старается присоединить к университету Институт акушерства и гинекологии им. Отта и Библиотеку РАН, другие исторические здания. Одновременно ректор заявляет о том, что «многие его исторические здания вообще не приспособлены для современных исследований», а «решением вопроса может стать единый кампус для всего университета: такое предложение обсуждалось на всех уровнях и получило поддержку». Тогда зачем бороться за исторические здания, если предстоит строить университетский кампус в чистом поле? Уточнять, сколько будет стоить та недвижимость, которую получил и ещё получит СПбГУ, не стоит – деньги огромные. Затраты на новое строительство рассчитывают частично покрыть «за счёт продажи или сдачи в аренду ныне закреплённых за университетом объектов» (всех, кроме здания Двенадцати коллегий) – что, как утверждается, «позволит вузу заработать около 40 миллиардов рублей».
Согласно данным, представленным на сайте вуза, «сегодня на правах бессрочного пользования у СПбГУ 67 земельных участков общей площадью 471 га (на Петербург приходится 25 га), 347 зданий и сооружений общей площадью свыше 800 тыс. кв. м, 57 из которых имеют статус памятников».
В начале нынешнего года после обсуждения вопроса на совещании под руководством зампредседателя правительства РФ Ольги Голодец комиссия приходит к выводу, что для размещения нового кампуса требуется территория площадью 150–200 га, а такие возможности отсутствуют на ранее предлагавшихся земельных участках.
Ольга Голодец поручила администрации города и области рассмотреть иные варианты: в частности, возле Гатчины, по соседству с планируемым городом-спутником Южный, а также земельные участки в Курортном районе у станции Горская по обе стороны железной дороги на Сестрорецк.
Кстати, это место ранее предполагалось для переезда из центра города Военно-Медицинской академии, которой также вдруг стало не хватать помещений. Но с приходом нового министра обороны ситуация изменилась и ВМА осталась на своём историческом месте.
Переезд в район Горской не так прост. Собственник на землю здесь не один, как в Ленобласти, и договариваться гораздо сложнее.
Главное же и в том и в другом случае, что стоимость этой затеи велика – ориентировочно от 50 до 100 млрд рублей.
В Ленобласть?
Потратить такие деньги, чтобы перетащить известный на весь мир университет из Санкт-Петербурга на просторы между деревнями Дони и Верево можно лишь с одной перспективой: сделать, как это у нас часто бывает, кого-то ещё богаче. Стремление оторвать студентов и преподавателей от Санкт-Петербурга, сделать их духовно беднее, может обернуться в будущем большими проблемами. Словом, замаячили Нью-Васюки да и только! Однако серьёзные и влиятельные заинтересанты в этом проекте не могут не присутствовать. И они, конечно, есть как в лице областного правительства, которому необходимо развивать регион, так и в лице известных девелопментских групп, обладающих как раз необходимыми для университетского кампуса площадями и имеющих проблемы с иными строительными проектами. Они обещают сделать здесь «мировой центр науки и ядерных технологий с высококлассной городской средой, современной инфраструктурой, вновь создаваемыми креативным кварталом, конференц- и бизнес-центрами, гостиницами и пр.».
В областном правительстве уточнили, что «речь идёт о территории в 134 га в районе Дони-Верево, где предполагается возвести свыше миллиона квадратных метров недвижимости под все факультеты СПбГУ. Построить и перевести сюда университет обещают за 10 лет!
В десять лет, судя по нынешней экономической ситуации, авторы идеи, конечно же, не уложатся. У нас один лишь стадион строят уже 10 лет! И цена его только растёт. Так что будущим абитуриентам, которые нынче пойдут в первый класс, беспокоиться о том, что им придётся учиться в другом субъекте РФ, не нужно.
Затягивает решение о переезде молчание петербургского правительства. Косвенно это подтвердил в интернет-газете «Фонтанка» вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов, сообщив, что «в его аппарат поступало письмо с просьбой рассмотреть варианты переезда вуза, однако проработкой его он пока не занимался».
Остров науки
Когда готовился этот материал, мне довелось говорить о переезде университета с разными людьми. С теми, кто когда-то учился или работал здесь, с теми, чья жизнь связана с университетом сегодня, да и просто с рядовыми петербуржцами, для кого этот вуз – один из значимых символов города. Так вот, хорошо понимая необходимость развития и роста университета, практически никто не выразил восторга от переселения столь значимого для России вуза в другой субъект Российской Федерации или курортный пригород. Город и университет неразделимы. И разделить их – просто очередная ошибка, которая, несомненно, будет стоить дорого. Каких учёных и специалистов мы вырастим между Верево и Дони, которые, живя в изолированном мире кампуса, не смогут впитать в себя дух культурной столицы России?
Как-то придя со своими гостями на колоннаду Исаакия, мы слушали по трансляции экскурсию. И когда экскурсанты остановились напротив здания Двенадцати коллегий, рассказ о Васильевском острове начался именно с университета, действительно одного из символов города. А рядом с ним – здание Академии наук, Кунсткамера, поблизости – Пушкинский дом. И естественно, глядя с высоты на зелёный Васильевский остров, так и хотелось назвать его Островом науки. А почему бы не помечтать, например, об этом? Как-то мало верится в то, что не изыскать здесь необходимых университету площадей. Ведь построили же на Васильевском десятки новых современных сооружений. В здании одной только новой Биржи можно было бы легко разместить юридический факультет, а её, например, переселить поближе к строящемуся «Лахта-Центру» – месту будущего сосредоточения деловой жизни Санкт-Петербурга. Есть на Васильевском и большой удобный отель, который мог бы принимать научные конгрессы и симпозиумы. Вернуть математиков и химиков – тоже не вопрос. У нас есть теперь прекрасный «Экспоцентр» на юге города, а что будет на территории «Ленэкспо»? Престижное жильё? А почему, собственно, не матмех или химический факультет? Будем продолжать намывать и застраивать Финский залив под что? Квартиры с видом на море? А может быть, под студенческие общежития, обитателям которых предстоит заглянуть за горизонт ХХI века?
Кстати, одна из газет недавно напомнила своим читателям, что нынешний ректор университета Николай Кропачёв, ныне так радеющий за его переезд из города, всего лишь пять лет назад рассказывал её корреспонденту, что «решение, принятое 40 лет назад, было тяжёлым ударом по нашему университету. […] Когда академику Фаддееву присваивали звание почётного гражданина, его спросили, о чём он мечтает. И он сказал, что мечтает именно о том, чтобы учебный процесс вернулся на Васильевский. Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса, тоже рассказывал мне, как он жалел о времени, потраченном на дорогу в Петергоф, и как мечтал о том, чтобы факультеты вернули на Васильевский. Недавно я обсуждал ситуацию с ними обоими, и вы бы видели, как горели у них глаза – потому что мечта начала сбываться».
Увы, мечтам академиков не суждено будет сбыться...