Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Владимир Талалыкин: «Все обязательства по переселению будут выполнены!»

, 11:07

Программа переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 г., выходит на финишную прямую. Непосредственное участие в её выполнении принимает госкорпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Благодаря её финансовой поддержке и институциональным преобразованиям квартирный вопрос уже решён для сотен тысяч граждан. Однако до окончания срока реализации программы осталось совсем чуть-чуть – она должна быть завершена к 1 сентября 2017 г. Что будет дальше, что мешает в её реализации и когда наше ЖКХ перестанет быть «ящиком Пандоры» – об этом «АН» поговорили с первым заместителем генерального директора госкорпорации, Владимиром Талалыкиным.

– Владимир Михайлович, до завершения программы переселения из аварийного жилья остаётся чуть больше года. Каковы сегодня темпы её реализации?

– Исполнение программы идёт с определённым напряжением. Из того, что запланировано сделать к сентябрю 2017 г., пока что сделано чуть больше половины. То есть из 11,4 млн. кв. м. аварийного жилья расселено на сегодняшний день около 6 млн. кв. м. Тем не менее, по итогам 2016 г. мы должны выйти на установленные распоряжением правительства РФ показатели. Должен отметить, что, начиная с 2013 г., мы их ни разу не срывали. Другое дело, что эти показатели достигались за счёт перевыполнения программы в одних регионах и недовыполнения в других.

– В начале каждого года мы слышим о низких темпах исполнения программ переселения, однако уже несколько лет выполнение целевых показателей реализуется с опережением. С чем связана такая ситуация?

– Связано это с тем, что был изменён подход к решению проблемы. В 2008 г., когда был создан Фонд, мы занимались сразу двумя программами – капитальным ремонтом и переселением граждан из аварийного жилья. При этом региональные власти сами решали, как им потратить деньги, которые выделялись на эти цели. С выходом в 2012 г. майских указов Президента задачу переформатировали совершенно в другом плане. Была поставлена конкретная цель, что жилье, признанное до 1 января 2012 г. аварийным, должно быть расселено до сентября 2017 г. Именно с появлением плана связана та разница в объёмах расселения до 2013 г. и после.

– То есть пока Президент не сказал, не было акцента именно на переселении?

– Не совсем так. Проблема переселения и капитального ремонта одинаково важны были и тогда, и сегодня. Но на первом этапе акцент делался на капремонт, потому что власти были просто завалены жалобами на состояние домов. После того как уже были созданы региональные институты сбора средств на капремонт и появились дополнительные источники финансирования можно уже было сконцентрироваться на новой задаче.

– По итогам первого полугодия 2016 года 4 региона (Саратовская обл., Республика Карелия, Забайкальский край, Республика Тыва) расселили аварийный фонд в рамках региональных программ менее чем на 25%. Ещё 21 регион – в пределах 25-50%. С чем это связано?

– Как я уже сказал, в целом мы достигали плана переселения. При этом порядка 20 регионов недотягивали до нужных годовых показателей. В рамках закона мы, конечно, можем предъявлять к этим субъектам и финансовые претензии. Но ситуация с отставанием этих регионов зародилась ещё в 2013 г.

Дело в том, что длительное время все надеялись на рынок. Ожидалось, что именно застройщики дадут жильё и необходимые метры, а власти приобретут либо уже готовые квартиры, либо присоединятся по схеме долевого строительства. Однако рынок, если иметь в виду объёмы ввода жилья, очень сильно разнится от региона к региону. Например, Москва, Санкт-Петербург и ещё 8 регионов вводят половину объёма жилья от всей программы. В остальных же областях уровень застройки довольно непростой.

Когда задача переселения была поставлена, то оказалось, что во многих регионах строительный рынок развит слабо. В некоторых муниципальных образованиях коммерсанты уже десятилетиями ничего не строили, а аварийное жильё там есть! Вместе с этим во многих муниципальных образованиях не было структур, например, Управления капитального строительства, которые бы имели опыт решения таких проблем. Такие Управления в своё время были ликвидированы из-за того, что в конце 90-х начале 00-х не было денег. Поэтому сегодня пришлось заново создавать эти структуры. Всё это во многом и послужило причиной тому, что многие регионы оказались в ряду отстающих.

Кто не успел, тот опоздал

– Есть ли уверенность в том, что эти субъекты РФ подтянутся, и указ Президента будет выполнен в срок?

– Наверное, два региона не успеют. Думаю, Карелия точно справится. Что касается Саратовской области, то здесь произошло серьёзное проседание в финансовых источниках. Но вместе с Минфином мы нашли способ, чтобы оказать дополнительную финансовую помощь этим регионам за счёт средств Фонда. У Саратовской области шанс есть – рынок здесь работает. Они могут попытаться не заниматься строительством, так как это долгий процесс, а сконцентрироваться на приобретении готового жилья.

Сейчас у застройщиков ситуация тоже не простая – многие квартиры пустуют и на них нет спроса в силу разных причин. Особенно это характерно для столиц субъектов РФ. При этом застройщик часто не хочет продавать квартиры по той цене, которая устанавливается Минстроем для регионов. Но вопрос сближения этих позиций существует и он не безнадёжен. Застройщику ведь тоже невыгодно, чтобы их жильё простаивало.

– Что будет, если часть регионов не успеет?

– Программа должна быть выполнена – никто не говорит, что если сроки не будут соблюдены, то это дело бросят. Все публичные обязательства перед гражданами будут выполнены. Возможно, что в некоторых регионах это произойдёт позже. Не к сентябрю 2017, а к 1 января 2018 г.

– Чего ожидать после завершения переселения домов, которые признали аварийными до 1 января 2012 года? Будет ли новая программа?

– Конечно, на этой программе всё не должно заканчиваться. Сейчас идёт мониторинг аварийных домов, их реестр пополняется, и мы за этим внимательно следим. На сегодняшний день уже свыше 7 млн. кв. м. жилья признаны аварийными после 1 января 2012 г. Это число, естественно, будет расти, ведь, ничего вечного не бывает.

Поэтому главная цель – это выработать долгосрочную систему постоянного решения вопросов с появляющимся аварийным жильём. Понятно, что это будет новый закон, а механизмы будут более дифференцированные, чтобы решать проблему не только за деньги регионов и бюджета федерации. Привлекать нужно внебюджетные инвестиции.

Например, аварийный дом стоит в очень выгодном месте, в центре города на дорогой территории. Почему бы застройщику, в обмен на его обязательства по переселению, не передать этот участок? Кроме того сегодня нет никакого законодательного барьера в том, чтобы собственники сами могли решить проблему переселения. Жильё, которое находится в хорошем месте – может заинтересовать и застройщика. Земля под их домом – это их земля и они имеют право ей распоряжаться. За этот земельный участок жильцы могут договориться либо о реконструкции дома, либо о переселении. Декларативная модель этого уже есть – осталось только законодательно более подробно прописать подобный механизм взаимодействия, чтобы были гарантии у той и другой стороны.

Вдобавок, необходимо, чтобы публичные структуры на уровне муниципалитетов брали на себя обязательства заказчиков по строительству на основе контрактов на подряд. Для этого целесообразно использовать типовые проекты домов. Это гораздо дешевле, чем покупать готовое жильё у застройщика. Постепенно подобные структуры сейчас создаются.

Знак качества

– Ранее были сообщения о том, что переселенцам предоставляют жильё не лучшего качества. Кто следит за этим? Много ли на сегодняшний день нареканий к домам, которые строят взамен аварийного фонда?

– Нельзя говорить, что качество жилья плохое именно для переселенцев. На самом деле – это сегодняшний уровень нашего строительного комплекса. Плохо могут строить для всех.

Мы отслеживаем все обращения граждан по вопросам качества жилья для переселенцев, собираем информацию, ведём мониторинг и реагируем в случае каких-либо нарушений. Процесс проверки качества жилья у нас строго регламентирован, вплоть до того в какие сроки должны быть устранены недостатки.

Большая доля претензий касается именно отделочных работ. Дело в том, что основная масса коммерческого строительства идёт без отделки. А в нашем случае мы должны передать переселенцам полностью готовые квартиры, в которых не нужно делать ремонта, чтобы граждане могли сразу заселиться.

Хотя, есть и вопиющие случаи, когда строительная система, которую муниципалитет подписал в контракте, заведомо не отвечает современным стандартам. Был момент, когда малоэтажное строительство не подпадало под обязательность прохождения государственной экспертизы проекта, а за этим сразу следовала необязательность архитектурно-строительного надзора за помещениями. И мы набрали много негативного опыта именно по малоэтажным объектам.

С одной стороны, конечно, правильно, что были предприняты шаги, чтобы уменьшить число административных барьеров, в получении разрешений на строительство и ввода их в эксплуатацию. Но оказалось, что это ошибка. Барьеры нужны и не все из них плохи. Особенно если это влияет на качество жилья. Фонд был одним из инициаторов вернуть надзор в эту сферу.

Что касается количества претензий граждан, то у нас сейчас на контроле находится информация по 863 МКД в 66 субъектах РФ. Система такая – обращение заносится в реестр. В каждом регионе есть специальная комиссия, которая работает с ними. Затем даётся 2-месячный срок исправить нарушения. Для усиления контроля в этой сфере мы регулярно проводим селекторные совещания – в первом полугодии 2016 г. их было 33 по 42 субъектам РФ. Устраиваем также плановые проверки и различные контрольные мероприятия. В случае вопиющих нарушений информация доводится до органов прокуратуры, ГУЭБ и ПК МВД. Как следствие, заводятся уголовные дела и дела об административных правонарушениях.

– А есть ли регионы, которые подходят творчески к решению проблемы переселения?

– В их числе обычно те субъекты РФ, которые вовремя достигают нужных показателей по программе. Челябинская обл., например, централизовала переселение – они построили 5 домов в столице региона и из 14 муниципальных образований перевезли граждан в столицу региона. Лишь 5% не согласилось – им дали жильё на вторичном рынке в местах, где они проживают. Такой подход – это решение проблемы, когда застройщик попросту не идёт в небольшие муниципальные образования.

С качеством, как правило, у них тоже полный порядок. По опыту они уже сами понимают, какие строительные системы заведомо будут ненадлежащего качества.

В других регионах из-за безысходности от того, что уже годами в их городах ничего не строилось, рады вообще любому застройщику. В итоге возводят дома как у поросят Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. Например, в Николаевске-на-Амуре построили какие-то этажерки из металлоконструкций заполненные пенопластом. Как до такого додумались непонятно, ведь, нельзя такое жильё вообще допускать?! Благо, что наше вмешательство сработало, и дома не вошли в нашу программу. Но лучше вообще не строить, чем строить такое.

Опытные регионы подобное сразу отсекают. Хотя, это тоже не просто сделать – у нас есть 44-ФЗ о закупках, который предъявляет требование не ограничивать конкуренцию. Но мы будем продолжать настаивать, что, в случае выполнения подряда по программе переселения, должны проводиться конкурсы, а не аукционы. Именно они позволяют более широко сформулировать задачу и не допустить ненужные системы.

Дом – объект управления

– В 2016 году Фонд активно включился в процессы модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Какие направления здесь наиболее приоритетны и каковы объемы их финансирования?

– Мы об этой проблеме начали говорить в 2013 г. Со всех регионов мы слышали, что если они не займутся прямо сейчас городской коммунальной инфраструктурой, то догонять потом будет уже поздно. Износ только нарастает.

Первым шагом было выделение денег на то, чтобы субсидировать процентную ставку по заимствованиям инвесторов на модернизацию инфраструктуры. Но это не сильное оружие, для того чтобы привлечь бизнес. Дело не только в том, что деньги дорогие – банки давали на это дело кредиты под 18% годовых! Беда в том, что не обеспечивается возвратность этих денег, ведь, окупаемость этого мероприятия нулевая. Поэтому без покрытия части прямых затрат за счет бюджета в разумный срок ни один инвестор на это не пойдёт.

Теперь будем пытаться делать это вскладчину. В 2016 г. мы рассмотрели 39 заявок и приняли по ним положительное решение. Но мы финансируем только города с населением менее 250 тыс. чел. Потому что в крупные города инвестор прийти ещё может – там для него есть финансовый интерес.

Фонд предоставляет поддержку по этой программе на следующие цели. Первое – подготовка проекта модернизации (5% от стоимости проекта, но не более 5 млн. руб.); второе – реализация проекта модернизации (60% от стоимости и не более 300 млн.); третье – субсидирование кредитной ставки по кредитам и облигационным займам (65% от ключевой ставки Банка России).

Этот проект касается водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с ТКО – всё это актуально и важно для муниципальных образований. Первые заходы на финансирование будут уже в октябре месяце. Суммарно постановлением Правительства нам прописаны около 12 млрд. руб. на эти цели, но в этом году мы можем выделить только 4,83 млрд., остальные 7,5 в следующем.

– Фонд содействия реформированию ЖКХ оказывает поддержку и в области капитального ремонта. Расскажите подробней, в каком объёме оказывается эта помощь. Недавно глава Минстроя России Михаил Мень предложил выдавать льготные кредиты на капремонт. Фонд будет участвовать в этом процессе?

– В вопросах капремонта мы начали помогать с 2008 г. Тогда примерно 140 млрд. руб. было выделено на эти цели субъектам РФ. Но сейчас ситуация другая. Сегодня созданы региональные системы капитального ремонта и установлены обязательные взносы с каждого квадратного метра для граждан. Что и стало основным источником финансирования. Регионам теперь просто нет смысла просить помощи у Фонда. Во-первых, слишком большой пакет документов нужно собрать. А во-вторых, объём нашей помощи слишком мал по отношению к сборам за капитальный ремонт. Судите сами, в 2015 г. на эти цели у нас было выделено 1 млрд. руб. в то время как, сбор на капремонт с населения в 2014-2015 гг. составил 96 млрд.

В итоге эти деньги у нас остались, но мы планируем сделать так, чтобы за счёт этих средств шло стимулирование кредитования на капремонт. Необходимо это для того, чтобы граждане не ждали по 10-15 лет, пока им заменят кровлю или лифт согласно срокам программы. Нужно создать ситуацию, чтобы можно было брать деньги у банков в счёт этих будущих платежей.

Кроме того мы планируем стимулировать капремонт с элементами повышения энергоэффективности. Сегодня мы имеем огромный потенциал снижения платежа граждан за отопление. Обсуждается вопрос, что если будет проведен капремонт в этих целях, то таким ответственным ТСЖ выдавать грант. Такой подход – это попытка стимулирования перехода домов из общего котла финансирования, на работу со спецсчетами по каждому отдельному дому. Но, к сожалению, у нас слишком много «молчунов», которые не готовы проявлять инициативу. Хотя по-хорошему, дом должен быть объектом управления.

Читайте также:

Другие новости по теме «Общество»

См. все новости дня

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram