«Аргументы недели» подготовили материал к 100-летию немецкой газовой атаки под Сморгонью. Сморгонь ныне – белорусский райцентр. Небольшой, ухоженный, симпатичный городок. Но в Первую мировую ходила поговорка: «Кто под Сморгонью не бывал – войны не видал».
Для немцев эта химатака была фантастически удачной – у русских из строя выбыли 46 офицеров и 3800 нижних чинов. Цифра совокупная, сводящая воедино урон разных частей, но в целом это примерно численность тогдашнего полка. Полк – за одну ночь! Погибли 4 офицера и 282 нижних чина. Причина столь больших потерь – трагическое совпадение обстоятельств.
Сначала немцы обстреляли Сморгонь химическими снарядами, потом пустили из баллонов первую волну газов. Из-за темноты её скорее ощутили, чем заметили. Позже, когда чуть просветлело, стало ясно: газы – это когда от немецких окопов выползает серо-зеленоватое облако. Оно накатывает на наши позиции и, гонимое ветром, идёт дальше – в тылы. Газ пускался с разных точек, в целом накрыл территорию примерно в 10 кв. километров. Так что вдали от передовой люди тоже пострадали.
К чести белорусов подвиги героев Первой мировой там не забыты. В Сморгони ныне – мемориал. Выходят книги, ставятся памятники, создаются музеи. В одном из таких созданных энтузиастами музеев корреспонденту «АН» показали увесистую палку с ребристым набалдашником из корпуса тогдашней гранаты. Объяснили: это немецкая дубинка-«моргенштерн» (утренняя звезда). У одного из местных колхозников с прадедовских времён в сарае валялась. После газовых атак немцы такими добивали ослепших русских солдат.
Читайте также:
Другие материалы по теме "История"
Все новости дня