Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Восьмое марта в сентябре

, 16:14

 

С подачи главы администрации Волгоградской области Андрея Бочарова женщин в политике день ото дня становится больше. Чем руководствуется губернатор: общемировым трендом или собственными политическими мотивами?

 

Расстановкой женских фигур на политической шахматной доске увлекались и предыдущие региональные главы, но ни при одном из них это не носило столь массового характера. Едва заступив на вахту, Бочаров сменил региональных представителей Совета Федерации: вместо «тяжеловесов» - мужчин Максюты и Плотникова там появились руководитель общественной организации многодетных семей Елена Попова и олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева.

Не будем в этой статье перечислять фавориток на различные региональные посты, которые тоже имеются, для полноты картины откроем списки кандидатов от «Единой России» в Госдуму будущего созыва. Тех, кого мы будем выбирать в сентябрьский единый день голосования. Почему только «ЕР»? Да потому что любой, следящий за выборными процессами, подтвердит, что у представителей этой партии, если не случается чуда, сегодня наибольшая вероятность прохождения. И эти кандидаты, если не выдвигаются непосредственно губернатором, то обязательно им утверждаются и проходят согласование. То есть кандидатки эти, не без подачи губернатора, без пяти минут депутаты.

И что мы видим? В списочном составе от Волгоградской области из четырех выдвиженцев две дамы: Нина Черняева и Ирина Соловьева. В одномандатниках - три из четырех: Татьяна Цыбизова, Ирина Гусева и Анна Кувычко. В шахматах таким ходам названия не припомним, а в одной карточной игре это называется ёмко – перебор.

Может, Андрей Бочаров следит за общемировыми тенденциями? В Европе сегодня солирует немка Ангела Меркель, великая Британия махнула не глядя Кэмерона на Терезу Мэй, да и в Соединенных Штатах, претендующих на роль дирижера мировой политики, к власти рвётся госпожа Клинтон.

Политический консультант Александр Сайгин констатирует утрату миром мускулинности:

- В нашествии женщин в политику нет ничего странного и страшного. Европейская цивилизация стоит перед глобальными изменениями. В частности, это проявляется в утрате миром мускулинности. Мужское начало всё слабее. Мужчины всё меньше похожи на мужчин. Соответственно, их место занимают женщины. Проявляется это во всех сферах жизни и в искусстве. Даже в пресловутой «Игре престолов» к 6-му сезону семью королевствами начали заправлять женщины. То же происходит и в европейской политике. Если посмотреть на Россию, то чаще в политике слышно женщин. Даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что президентом России может стать женщина, - напоминает господин Сайгин. - Поэтому нет ничего удивительного, что ключевые посты в Волгоградской области занимают женщины, а в Госдуму от «Единой России» на три одномандатных округа из четырёх выставлены женщины. Сегодня «слабый пол» выглядит гораздо сильнее мужчин. Не боится высказывать своё мнение, твёрже проявлять характер. Не забывает и про простую женскую хитрость. Вероятно, в администрации Волгоградской области кто-то полагает, что женщинами будет проще управлять. Но это крайне ошибочное суждение.

Социолог, специалист по предвыборным коммуникациям, кандидат философских наук Сергей Вовченко уверен, что чем больше в политике разнообразия: типов личностей, темпераментов, интересов, тем более адекватна и более представительна власть, которую политический процесс формирует:

- Множество особенностей, и половозрастных в том числе, формируют баланс, а баланс есть условие стабильной власти. Главное – не уйти в другую крайность и не лишить политику мужского лидерства. Так что пусть мужчины и женщины свободно конкурируют в поисках поддержки мужчин и женщин.

В переносе мировых тенденций на региональную почву сомневается  лишь один из трех экспертов - Татьяна Гусева, общественный деятель, имеющий большой опыт работы в региональном избиркоме:

- Нашествие женщин в политическом региональном пространстве сегодня - это  не положительный индикатор демократизации политических процессов в регионе, а техничное очковтирательство, скрывающее депрессивное состояние социально-экономического развития области. Прошедшие праймериз наглядно показали, что женский электорат наиболее отвечает запросам власти в качестве послушного и исполнительного «труженика тыла», - считает госпожа Гусева.- Тот же подход используется губернатором при рекомендации и назначении в СФ, думы, Общественную палату, профсоюзы. В Волгоградской области нет самостоятельных женских объединений, созданных вне государственных структур. Как и нет самостоятельных женщин в политике и власти, т.к. власть и ресурсы в руках мужчин. А губернатор Волгоградской области ведёт политику «хитрого лиса», скрывая за женскими лицами слабые управленческие решения.

У «Единой России» в Волгоградской области непростая выборная история. Может, губернатор решил подстраховаться и двигает женщин, чтобы за них проголосовало женское большинство? В мировой практике обычно так и происходит.

Что касается особенностей гендерного голосования, то эксперты сходятся во мнении, что принципиальных электоральных различий здесь нет:

- К тому же этот вопрос крайне плохо изучен в России. Да, женщин больше, потому что они дольше живут. Но выбирают не из гендерных предпочтений. Основания другие, более поверхностные. Тут можно говорить об идеологии, внешней привлекательности, месседжах, посылаемых обществу. О том, что особенностей гендерных предпочтений нет, говорит хотя бы тот факт, что партия «За женщин России» так и не провела своих депутатов ни в одно заксобрание по России и не выставила списков на выборы депутатов Государственной думы, - считает Александр Сайгин.

- Я уже 26 лет занимаюсь избирательными кампаниями и не заметил каких-либо чисто гендерных предпочтений при голосовании. Во всяком случае, в Волгоградской области, - комментирует Сергей Вовченко. - Существует давний миф, что, якобы, женщины голосуют за кандидата женщину, а женщин в структуре населения большинство. Выдвинем женщину и победим! Ничего подобного! Статистика выборов говорит, что это миф.

Татьяна Гусева видит за губернаторскими протеже лишь иллюзию продвижения женщин:

- На самом деле он хорошо понимает, что за каждой из них «суровая» мужская кампания. И как факт: женщина-избиратель слабо голосует за женщину-кандидата, исключение - админресурс, врачи, учителя, соцработники. А в деструктивном регионе поднять самосознание женского электората, без определённых выборных технологий, сложно.

Вообще же, в женщине заключена великая сила, об этом рассказывал ещё древнегреческий драматург. Его Лисистрата, которая, впрочем, политиком не была, но применив женскую хитрость, смогла объединить подружек, чтобы победить мужские амбиции и агрессивность. Эх, если бы женщины всей Земли вместе собраться вот так же смогли! Или это только красивая легенда, придуманная Аристофаном?

Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram