Есть своё
21 июля 2016, 12:13 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Многочисленных гостей, пожаловавших в наш город на 8-ой Всероссийский форум предпринимателей «Движение только вперёд», встречала выставка «Волгоградское качество». Перед представителями волгоградской пищевой промышленности поставили задачу создать своего рода витрину достижений регионального хозяйства, показав лучшие образцы своей продукции. Достижения, бесспорно, есть, и отдельными образцами продукции мы действительно можем хвастаться. Однако также бесспорны и системные трудности, с которыми сегодня сталкивается пищевая промышленность региона.
Качество и количество
Словосочетание «Волгоградское качество» знакомо горожанам: именно такое название получила созданная в 2011 году общественная организация социально-экономического развития региона. Ею был разработан специальный знак, которым волгоградские производители могут маркировать свою продукцию. К этой инициативе подключилась власть: говорилось много речей о «повышении узнаваемости местных брендов», «увеличении доли волгоградских продуктов на местном рынке», обещали «содействие в расширении рынков сбыта» и т.п. Однако маркировка – это только информационная поддержка, которая хотя и необходима, но сама по себе малоэффективна.
Требуется и финансовая поддержка, но она в нашем регионе весьма несовершенна. Так, существует программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области», в рамках которой на субсидии могут рассчитывать и производители продуктов питания. Но субсидирование осуществляется в форме государственной услуги, из-за чего разработка и утверждение административных регламентов и принятие нормативных правовых актов занимает значительное время (от 2,5 до 4,5 месяцев). В других регионах – Белгородской, Брянской, Воронежской областях – механизм иной, и поддержка там заметно эффективнее. Характерно, что за три года действия программы (2012-й, 2013-й и 2014-й) общий объем неиспользованных средств составил более 290 млн рублей, из которых 194,5 – федеральные средства. В 2015-м и начале 2016 года ситуация существенно не изменилась.
В этом контексте стоит обратить внимание на общее количество предприятий пищевой промышленности региона. В 2010 году оно достигло пика – 720 штук, а затем начало неумолимо снижаться: 711, 661, 643, 638... Рост объёмов производства всё это время был нестабилен, то немного показываясь над нулём, то снова опускаясь в отрицательные величины. Программа поддержки, как видим, помогла не сильно.
Благоприятный момент
В 2015 году количество пищевых предприятий выросло до 651, хотя объяснить это можно, скорее, достаточно благоприятными внешними условиями. Дело в том, что поставщиком сырья для пищевой промышленности является сельское хозяйство, а оно сейчас на подъёме. К тому же конкуренция со стороны импорта оказалась ослаблена: продуктовое эмбарго на товары из Евросоюза и, что важнее, удорожание импорта из-за девальвации рубля неизбежно сокращают его долю на российском рынке и делают менее привлекательным для покупателей.
Однако здесь есть проблема.И животноводство, и растениеводство как основные поставщики ресурсов имеют довольно длинные производственные циклы, поэтому удовлетворение их продукцией внутреннего спроса не является сиюминутным делом. К тому же, должны ещё сложиться межрегиональные торговые связи, ведь далеко не всегда предприятия региона обеспечиваются внутренним сырьём. И Волгоградская область – один из таких регионов. Самодостаточно у нас только производство муки, хлебобулочных изделий и круп, а вот с переработкой мяса дело обстоит неважно, ведь поголовье скота сокращается уже два десятилетия. Некоторые регионы смогли выбраться из сырьевого дефицита, а мы – нет.
Как же с ним бороться? Многие крупные производители продуктов питания стремятся к вертикальной интеграции предприятий отрасли, когда под одной «организационной крышей» встречаются сельскохозяйственное производство и промышленная переработка. Пример – «Царь-продукт», приобретший несколько животноводческих хозяйств. Но, к сожалению, существует и другой путь. По словам исполнительного директора Национального союза производителей молока Артема Белова, в течение многих лет объём производства сырого молока практически не рос, в то время как потребление молочных продуктов росло на 3-5% в год. Понятно, что прирост потребления обеспечивался в основном за счёт импорта, который теперь оказался «вне закона». А теперь некоторые отечественные производители попросту занялись фальсификациями, например, используя растительные жиры вместо молочных. И это по своему логично, когда объём производства сыра за год вырастает на 30%, а надои на 4%.
Уповаем на контроль
Отсюда понятно, почему качество отечественных продуктов питания вызывает множество нареканий у россиян. Вероятно, рынок со временем всё отрегулирует: фальсификаторы проиграют конкуренцию за покупателей, а дисбалансы спроса и предложения на сырьё придут в норму. Но мы вправе рассчитывать и на уже существующие механизмы контроля качества пищевой продукции. Важную работу здесь делают специальные государственные ведомства (например, Роспотребнадзор). Но есть и другой субъект контроля – сети розничной торговли. Попадание на их прилавки в условиях усиливающейся торговой централизации – цель любого производителя продуктов, ведь создать сеть собственных фирменных магазинов под силу не каждой компании, да и линейка товаров для экономической целесообразности такой формы сбыта должна быть внушительной. В свою очередь, сетевики тоже заинтересованы в сотрудничестве с местными компаниями, ведь это позволяет им решить некоторые проблемы, например, заместить «выпавший» импорт или оптимизировать логистику.
При этом существуют определённые правила, которые «пищевики» должны соблюдать. Их обозначил Максим Свидров, директор Регионального центра качества Волгоградской ТПП: «Прежде всего, речь идёт о менеджменте качества. Единые требования к контролю за качеством продукции призваны повысить доверие между всеми участниками производственно-торгового процесса. Гипермаркеты хотят быть уверенными в надёжности партнёров и поставщиков, а потому выдвигают требование внедрять на производстве современные системы менеджмента качества, в частности, ИСО». Однако соглашаются на выполнение этих условий далеко не все производители. По словам Свидрова, дела с этим в Волгоградской области обстоят неудовлетворительно, и от других регионов мы существенно отстаём. Конечно, важнейшая причина этого – не зломыслие предпринимателя, а отсутствие средств на создание систем менеджмента.
Потребительский патриотизм
Любой магазин стремится, прежде всего, к увеличению выручки. Но и репутация при нынешнем уровне конкуренции между сетями дорогого стоит. Таким образом, потребители и торговые сети оказываются во многом союзниками в борьбе за качество продуктов. Создание условий для появления на полках местной продукции – тоже способ привлечь покупателя, которому товары родного региона часто кажутся привлекательнее прочих. От того, придётся по душе товар местной публике или нет, зависит успешность его дальнейшего продвижения по стране, ведь сети имеют возможность вывести товар на федеральный уровень.
Константин СМОЛИЙ