24 июля этого года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося учёного и авиаконструктора Гая Ильича Северина.
Невозможно одной фразой обозначить сферу деятельности Г.И. Северина. Ведь он руководил очень многими, часто не пересекающимися друг с другом направлениями исследований и конструкторских разработок в области систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов.
Именно Гай Ильич первым пришёл к мысли, что все системы жизнеобеспечения лётчика должны быть согласованы между собой и унифицированы – от катапультного кресла до противоперегрузочного костюма и кислородного оборудования, чтобы лётчик, пересаживаясь с одного самолёта на другой, не должен был заново изучать и осваивать эти системы. То же самое относится к оборудованию космических кораблей и орбитальных станций.
Но самое главное, что он не только раньше других это понял, но и, несмотря на все объективные и субъективные трудности, сумел воплотить этот принцип в жизнь!
После окончания МАИ Гай Ильич начал свою трудовую деятельность в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ), где прошёл хорошую школу лётных испытаний опытной авиационной техники. Там же начался и его научный путь. Защитив кандидатскую диссертацию, он уже в 30 лет стал начальником крупной научной лаборатории.
Под его руководством в ЛИИ совместно с ОКБ В.М. Мясищева была проведена большая работа по испытаниям и внедрению систем заправки самолётов в полёте.
В процессе создания авиационными фирмами катапультных кресел Г.И. Северин возглавил работы по их лётным испытаниям.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов под его руководством в ЛИИ была проведена уникальная работа по созданию катапультного кресла для первого пилотируемого космического корабля «Восток».
Будучи назначенным в 1964 году Главным конструктором завода №918 и возглавляя его более сорока лет, Г.И. Северин добился того, что предприятие, впоследствии получившее наименование «Звезда», стало уникальным в авиационной и космической отрасли. Ему удалось объединить там всю тематику, связанную с обеспечением жизнедеятельности и безопасности лётчиков и космонавтов, повышением живучести самолётов и длительности их полётов. При этом предприятие проводило не только научно-исследовательские и конструкторские работы, но также создавало и испытывало свою продукцию.
К этому можно добавить, что результатами его работ с успехом пользовались и пользуются не только лётчики и космонавты, но и люди, работающие в совершенно иных областях – от медицины до сельского хозяйства.
Огромная заслуга Г.И. Северина в том, что в трудные 1990-е годы, когда наша авиакосмическая отрасль переживала не лучшие времена, он, проявив свои незаурядные организаторские способности, сумел полностью сохранить предприятие, что не удалось сделать многим авиационным фирмам.
Отмечая талант Гая Ильича Северина как учёного, конструктора и организатора, нельзя не отметить его потрясающих человеческих качеств – умения работать с людьми любого уровня, прислушиваться к их мнению, смелость и решительность в принятии решений, готовность идти на риск, нежелание что-то копировать, а стремление всегда быть впереди!
Закалке его характера и стремлению всегда добиваться поставленной цели в немалой степени способствовал горнолыжный спорт, в котором Гай Ильич в молодости достиг больших успехов, став двукратным чемпионом страны в скоростном спуске и с которым не расставался до конца жизни.
Фамилия Северин хорошо известна в мировом авиационно-космическом сообществе. Она стала своеобразным брендом лучшего в мире катапультного кресла К-36, спасшего жизни более тысячи лётчиков, иногда в самых невероятных ситуациях.
Гай Ильич пользовался заслуженным авторитетом среди известных учёных и руководителей авиационных и космических ОКБ, дружил со многими космонавтами и лётчиками-испытателями, к мнению которых относительно создаваемых им систем был очень внимателен. Он не раз встречался с первыми лицами государства, смело и аргументированно отстаивая перед ними свои позиции.
Мало есть таких наград и званий, которых бы не был удостоен в течение своей яркой жизни Гай Ильич Северин. Он – Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственных премий, награждён многими орденами и медалями, но главная его награда – это благодарность тысяч людей, которым его системы спасли жизнь, и неослабевающая с годами память о нём как о выдающемся учёном и прекрасном человеке среди его соратников, друзей, близких и всех, кто его знал.