Аргументы Недели → Общество № 28(519) от 21.07.16

Кухарка со скальпелем

, 08:18

Взятками за обучение никого в России не удивишь: каждый слышал про порядки в школах, вузах, на курсах ГИБДД. Почему-то граждане вполне спокойно относятся к покупке диплома будущим инженером, учителем или экономистом, но возмущаются, когда то же самое делает хирург или пилот самолёта. На самом деле коррупция в системе образования по своей природе не оставляет белых пятен. Если нет системной борьбы с явлением, спрос не останется без предложения.

Купленное небо

В июне 2016 г. в Петербурге на скамью подсудимых сел бывший директор авиацентра «Крылья Невы» Андрей Кочарыгин. По версии следствия, он торговал правами лётчика – в деле фигурируют 70 (!) эпизодов покупки свидетельства пилота гражданской авиации. По информации СМИ, Кочарыгин активно сотрудничает со следствием и будто бы рассказал о 158 своих преступлениях. Суд, похоже, немного смутился: большинство случаев в дело не попали из-за истечения срока давности, а чтобы избежать разглашения имён покупателей материалы дела закрыли.

Кочарыгина повязали в 2013-м после продажи лётных прав оперативнику ФСБ. До этого в течение нескольких лет он за 50 тыс. рублей лично оформлял пакет документов, необходимый территориальной комиссии для присвоения квалификации пилота-любителя. Обладатель такой ксивы мог садиться за штурвал, например, частной «цессны», и по уведомительному порядку лететь, куда вздумается. А за 150–200 тыс. рублей «Крылья Невы» помогали получить уже звание пилота коммерческой авиации, дающее право работать в экипаже воздушного судна. Обязательная для таких случаев лётная практика просто фальсифицировалась.

Один из «клиентов» Кочарыгина всплыл в авиакомпании «Россия». Следствием установлено, что челябинец Анд-рей Манеев в 2011 г. за 150 тыс. рублей приобрёл в «Крыльях Невы» удостоверение, с которым в статусе второго пилота совершил 48 рейсов с пассажирами на борту в Москву, Симферополь, Тель-Авив.В Следственном комитете считают каждый из этих рейсов законченным преступлением: процесс по «делу Манеева» начался в Питере в марте.

В какой-то мере ситуацию с продажей прав провоцирует дефицит пилотов пассажирских авиалиний. В 2014 г. ситуацию несколько поправил закон, позволяющий перевозчикам брать на работу иностранцев. Тем не менее сегодня около трети пилотов коммерческой авиации – выходцы из небольших авиацентров вроде «Крыльев Невы», эволюционировавших из клубов ДОСААФ. На рынке перевозок командир пассажирского самолёта получает 300–400 тыс. рублей в месяц, второй пилот – 150–200 тыс. – о такой работе многие мечтают. Но получить лётное удостоверение через университет – долго, дорого и хлопотно. Обучение длится пять лет и стоит не менее 2 млн рублей. Врачебно-лётная экспертная комиссия, например, очень жёсткая. Получается дикий российский парадокс: классный пилот с небольшой близорукостью сидит на земле, а на его место садится выпускник «Крыльев Невы».

Ещё один важнейший момент: за использование поддельных удостоверений пилота толком не наказывают. В 2015 г. Росавиация поймала 150 пилотов с «проблемными» правами: то данные налёта преувеличены, то какая-нибудь справка фальшивая. За это положен административный штраф в размере 500 рублей, и Росавиация добивается его повышения в 600 раз – до 3 млн рублей. Но даже клиент «Крыльев Невы» Сергей Цурупа, получивший от Кочарыгина фальшивое свидетельство за те же 150 тыс. и устроившийся работать в «Уральские авиалинии», отделался лёгким испугом – 300 тыс. рублей штрафа по приговору суда. В 2013 г. в Красноярске завершился суд, очень похожий на «дело «Крыльев Невы». Руководитель местного авиационного учебного центра Владимир Фефелов продавал лётные свидетельства и сертификаты. В ходе расследования удалось выявить более 60 пилотов и бортпроводников, которые летали по поддельным документам, следствием доказаны 32 эпизода. 62-летнего Фефелова в итоге приговорили к 5 годам лишения свободы условно.

Стоит ли удивляться, что спрос находит предложение. В Питере задержали главу врачебной лётной экспертной комиссии авиакомпании «Россия» Виктора Ермакова, который получил от бортинженера 27 тыс. рублей за справку о годности к лётной работе. 30 пилотов из двух российских авиакомпаний представили в Тюменский филиал Росавиации подложные сертификаты об уровне языковой подготовки (4‑й уровень ИКАО). А «человеческий фактор» остаётся главной причиной 75% авиакатастроф. Летом 2015 г. над Истринским водохранилищем столкнулись вертолёт и гидроплан, за штурвалом которого сидел пилот с купленными правами. А катастрофа в 2011 г. под Ярославлем, похоронившая хоккейную команду «Локомотив», во многом определилась тем, что лётчики не полностью прошли переподготовку с одного самолёта на другой.

Книга – друг студента

Если мнительный обыватель от такой информации может перестать летать самолётами, то отказаться от лечения он вряд ли сможет. Почему-то правоохранительные органы, изучающие Интернет и карающие за твиты и перепосты, особо не интересуются информацией о мздоимстве в ведущих медицинских вузах. Даже если эта информация выложена на официальной вузовской странице в соцсети.

В 2011 г. в Интернете гуляли скриншоты форума студентов одного из главных медвузов страны – Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. Показательно, что студенты не ругают, а хвалят «Мечку»: мол, с нас тоже дерут деньги, но по-божески и сначала дают сдать самим. Зачёт стоит от 1 до 2,5 тыс. рублей. И абсолютно всем форумчанам (и выпускникам, и студентам) знаком термин «синий томик»: покупаешь книгу преподавателя с автографом за 5–7 тыс. рублей – это и есть гарантия сдачи экзамена. Один из участников отмечает, что без «синего томика» сдают экзаменационный тест 2% студентов. А другой вспоминает, как один из авторов книжки, почтенный профессор, отчитывал старосту группы: мол, все вы неучи и поступили сюда за взятки.

В том же 2011 г. академию объединили с другим ведущим вузом – МАПО, и было, видать, не до разбора полётов. В результате слияния образовался гибрид – Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова.

– После слияния кафедрам запретили самостоятельно продавать методички и учебники, – рассказывает одна из студенток. – Зато приходится платить за всевозможные курсы. Это происходит вполне законно, через кассу вуза, с чеком, но реально в чём разница? Всё равно ведь без этой проплаты не сдать. У всей нашей группы просто не смотрели контрольные работы, ставили «два», не разворачивая бумаги. Или через старост групп собирают списки тех, кто готов заплатить, а остальных валят. «Ты в списке?» – все студенты понимают, о чём идёт речь. Ходят слухи, что кафедрам и деканатам выставили планы по сбору средств посредством вполне легальных платных услуг. Сами преподаватели стали осторожнее: их можно поблагодарить накопительной картой одного из спортивных гипермаркетов: видимо, существует возможность потом обналичить эти деньги. Да и цены за платные курсы растут каждый год.

Хотя комментарий руководства «Мечки» нам получить не удалось, многие студенты не подтверждают наличия такой системы. Боятся? Или действительно мы слышим лишь поклёп ленивых и отстающих?

На странице студенческой группы Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Павлова (в просторечии – Первого меда) выставлен соцопрос на тему: «Платили ли Вы когда-нибудь за зачёт/экзамен?» В опросе приняли участие 1649 студентов, из них 741 человек выбрал ответ «посмотреть результаты», что говорит об интересе студенчества к проблемам коррупции. Из реально ответивших 908 человек (69%) считают взяточничество неприемлемым и ни разу не платили за экзамен. Однако с коррупцией всё равно сталкивается каждый пятый: 10% респондентов к оплате за зачёт/экзамен вынуждал преподаватель, 14% проплачивали по собственной вине (не успел сдать, выучить) и 8% хотели бы заплатить, но не было денег.

По словам главы студенческого совета Первого меда Шерали Джамилова, писем с сообщениями о коррупции студсовет не получал. А платные дополнительные циклы сделаны для удобства самого же студента: если он из-за пропусков не смог закрыть один из предметов, то можно не отчисляться, а за свои деньги прослушать курс в следующем семестре. Правда, даже при отсутствии жалоб в студенческий совет, в ноябре 2014 г. за взятку осудили одного из сотрудников Первого меда. Суд установил, что ассистент кафедры анатомии человека СПбГМУ им. И.П. Павлова Ровшан Тахмезов взял 25 тыс. рублей от студентки за получение зачёта. А следующий «занос» в размере 80 тыс. рублей за похожие услуги он получал уже от участника оперативно-розыскного мероприятия, которого Тахмезов считал гонцом от группы студентов. Преподаватель не признал вины, получил 4 года условно и 3,5 млн рублей штрафа. Неудивительно, что обвинений в мздоимстве в вузах побаиваются.

В том же Питере в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности помнят не более десятка сообщений о взяточничестве – все анонимные. Жалобы касались как незаконных требований преподавателей, так и поборов заведующих общежитиями при распределении комнат.

Конечно, купленный экзамен по анатомии ещё не означает, что молодой хирург во время операции не найдёт селезёнку. Но купить экзамен в ГИБДД ничем не лучше покупки права пилота. А некомпетентность конструктора, архитектора или строителя может обойтись не менее дорого, чем просчёт капитана корабля, промахнувшегося мимо пролёта моста.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram