В нынешние времена санкций и откровенной неприязни между Западом и Россией тяжело поверить в то, что Европа будет инвестировать в наши производства. И тем более трудно представить, что популярное нынче импортозамещение может происходить ещё и за счёт привлечения иностранного капитала.
Однако совсем недавно 23 июня российский завод «Потенциал», который выпускает каждую третью розетку в нашей стране, отметил свой полувековой юбилей, куда пригласили и «АН». Судьба и успех «Потенциала» тесно сплетены с французской компанией Schneider Electric, которая выкупила его в 2008 году.
Впрочем, для начала стоит рассказать о судьбе завода «Потенциал», который был основан в далёком 1966 году в республике Марий Эл в городе Козьмодемьянск. Его непростая история – это буквально отражение того, что происходило в СССР и России за последние 50 лет.
Сначала это предприятие занималось вовсе не выпуском розеток и выключателей, а производило резисторы, реостаты и потенциометры (откуда и название завода). Однако в годы перестройки картина стала постепенно ухудшаться в радиоэлектронной промышленности и продукция «Потенциала» становилась всё менее востребованной. Во-первых, из-за устаревания самой технологии, а во-вторых, начали появляться зарубежные аналоги лучшего качества.
Уже после распада СССР остро встал вопрос – что крупнейшему городскому предприятию, от судьбы, которого, зависела жизнь многих семей в Козьмодемьянске, начинать выпускать, чтобы не кануть в лету, как десяткам, а то и сотням производств в стране? Пробовали делать конструкторы типа «Лего», стаканы, домино и многое другое. Но безрезультатно – рынки были уже заняты.
Вторая жизнь
В 1994 году появляется первая розетка российского производства с заземлением и защитными шторками, которую выпустил «Потенциал». Её образец и по сей день лежит в музее завода, пожалуй, как символ возрождения предприятия. Новый вектор работы вдохнул в завод вторую жизнь – постепенно увеличивалось число линеек продукции и в конечном итоге «Потенциал» начинает постепенно занимать базовый и средний сегменты российского рынка розеток и выключателей. Сегодня этот завод выпускает около 90 млн. изделий в год, а в сутки 360 тыс.! Получается, что каждая третья розетка или выключатель, выпущенные в России, сходят с конвейера «Потенциала».
Конечно, подобный успех это не только грамотные инвестиции Schneider Electric и Wessen (первоначальный владелец завода, вошедший в состав Schneider Electric в 2008 г.), но и отличные кадры, которые, как известно, решают всё. Во время экскурсии по «Потенциалу», по его цехам литья, штамповки, покраски и сборки можно было воочию видеть крепкую руку настоящего хозяина Валерия Кудри, директора завода, который работает здесь уже больше 30 лет и руководит заводом последние 11 лет. Здания, построенные ещё в СССР, в нормальном состоянии, хорошее оборудование, порядок на территории – видно, что человек тратит много сил на то, чтобы создать качественные условия труда для своих подчинённых.
Забегая вперёд, хочется отметить слова нового Президента Schneider Electric в России и СНГ, Йохана Вандерплаетсе, который сказал, что то, что он увидел в Козьмодемьянске – производство и сборка – практически не отличается от того, как это организовано на аналогичном заводе Schneider в Швейцарии. А автор этих строк и сам убедился во время мастер-класса насколько просто, с технической точки зрения, организована сборка розеток. Допустить промашку и сделать некачественный продукт практически невозможно! К слову, о качестве продукции, в прошлом году процент бракованной продукции составил всего 0,02% (из 90 млн. штук!). Чаще всего связан он с монотонностью труда во время сборки. Однако и здесь нашлось решение, как психологически разгрузить сотрудников – сменой деятельности. На конвейере всегда есть два-три свободных места, так что работник может при замыливании глаза просто перейти к сборке на другом этапе.
Более того, В. Кудря активно проводит и социальную политику. Например, для работников «Потенциала» в открытом доступе спортзал, тренировки в котором помогают активно участвовать в местных спортивных состязаниях и ежегодно занимать призовые места. А цены в столовой чуть ли не меньше, чем в Госдуме – всё готовится из продуктов местных фермеров и продаётся буквально по себестоимости. Так что потратить больше 100 руб. на салат, первое блюдо, котлету с гарниром и компот вряд ли получится. Накорми вкусно сотрудника, и он будет работать с двойным усердием.
Если же говорить о финансовом успехе завода, то лучшего мерила, чем сухие цифры не сыскать. С момента покупки «Потенциала» Schneider Electric годовой оборот завода вырос в 3 раза!
Локализация – ключ к успеху
Подобному успеху во многом поспособствовало несколько факторов, среди которых и локализация производства у нас в стране. На «Потенциале» практически всё делается и собирается у нас в России, за исключением, пожалуй, пластика. К сожалению, отечественные производители не могут обеспечить должное качество, поэтому приходится покупать материал у немецкой компании Bayer.
О других ключевых моментах и российском бизнесе «АН» поговорили с прекрасно говорящим по-русски Президентом Schneider в России и СНГ Йоханом Вандерплаетсе, бельгийцем по происхождению, который вот уже более 20 лет живёт и работает в России.
– Йохан, вы говорили, что ощущаете себя практически русским. А за какую сборную болели на Чемпионате Европы по футболу?
– Хитрый вопрос (смеётся)! Моя жена русская и поэтому мы болеем и за Россию, и за Бельгию. Я, естественно, болел за свою родную команду. Несмотря на то, что я безумно люблю вашу страну, мне всё-таки было жалко видеть, как играла сборная России. Без обид! Но думаю 99% россиян со мной согласны.
– Расскажите о том, как вы оказались в Schneider Electric.
– До Schneider я 7 лет был вице-президентом компании Emerson Process Management в Восточной Европе. Когда я пришёл в эту организацию, она была ещё не совсем зрелая, но, тем не менее, мы многое сделали и построили новый завод «Метран» в Челябинске. Но спустя 7 лет я просто захотел заняться чем-то новым.
Как раз в тот момент, когда я размышлял, чем заниматься дальше, мне сделал предложение Schneider Electric. Я искал именно глобальную компанию, которая реально считает, что Россия для неё это приоритетный рынок. А для Schneider Electric Россия является четвёртым по размеру рынком в мире. Кстати, сейчас наша цель – догнать и перегнать Францию и стать уже третьим рынком. У компании сегодня 6 заводов в России, работает 12 тысяч сотрудников, инвестиции за последние пять лет составили около 1 млрд. долларов! Мне очень понравилось то, что эта компания инвестировала в российское производство ещё до санкций и продолжает делать это сейчас. Президент компании Жан-Паскаль Трикуар часто бывает в России и ни разу не отказывался от приглашений – например, недавно принимал участие в Петербургском международном экономическом форуме. Кроме того, Schneider ведёт бизнес честно и открыто. Так что после знакомства с компанией у нас случилась любовь с первого взгляда.
– Вы сказали о честности компании, какие для вас самые главные принципы в бизнесе, которые помогают достичь успеха?
– В первую очередь бизнес должен быть прозрачным и этичным. В этом Schneider Electric не приемлет компромиссов. Это красная линия поведения компании, а значит либо мы работаем честно, либо вообще не работаем. Подобная позиция это ещё и этакий знак качества. Партнёры, которые заключают с нами контракт, понимают, что это честная сделка. И мы гордимся тем, что рост Schneider абсолютно прозрачный.
Да, многое говорят о коррупции – она есть и в России, и за рубежом. Но мой личный опыт говорит о том, что в России действительно можно заниматься бизнесом прозрачно, без нарушения закона, взяток и откатов.
Второй принцип – это развивать свой бизнес, делая акцент именно на качестве своих товаров и развитии кадров, которые решают всё. Плюс к этому, вести лоббирование, в правильном смысле слова, своих интересов во власти. Мы ведём плодотворный диалог с высшим руководством страны о локализации производств Schneider Electric. По этому поводу я встречался недавно с министрами Д. Мантуровым и А. Новаком, а наш глобальный руководитель с Владимиром Путиным. – С Министерством промышленности и торговли мы сейчас готовим специальный инвестиционный контракт, предполагающий расширение наших российских производственных мощностей.
Ещё один ключ к успеху – это локализация. Вы сами видели завод в Козьмодемьянске. Это производство, на котором степень локализации достигла 60%. Мы верим, что если мы хотим успешно работать в России, то нам и самим нужно быть русской компанией с русским производством. Конечно, достичь 100% уровня локализации в одной стране – это, как правило, невозможно и нецелесообразно. И это относится не только в России, но и к другим государствам. Но как только местный поставщик достигает достаточного уровня качества, мы начинаем покупать комплектующие у него.
– Ещё несколько лет назад вы говорили, что репутация у России за рубежом, как места где можно вести бизнес, просто ужасная. Ситуация не поменялась?
– Меня, как человека, который прикладывает много сил для того, чтобы сломать стереотипы в отношении России, всё это очень раздражает. К сожалению, в западной прессе в 90% случаев о России пишут негатив. Да, освещаются и реальные проблемы, но очень редко, когда СМИ рассказывают о том огромном успехе и прогрессе, который есть в России. Правда и российские СМИ тоже зачастую об Америке и Европе высказываются негативно.
Поэтому я против концепции санкций и контрсанкций и считаю, что бизнес в этом вопросе может и должен играть роль в строительстве мостов между Западом и Россией.
Если обратиться к истории, то можно вспомнить зарождение Евросоюза. Идея ЕС появилась спустя 6 лет после окончания Второй Мировой войны. Казалось бы, европейцы совсем недавно убивали друг друга. Но Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Италия понимали, что им нужно забыть прежние распри и объединяться в экономическом плане. Сначала появилось объединение угля и стали, затем сообщество по атомной энергии– с этого и начинался ЕС. Но тогда во многих странах было поколение сильных лидеров и политиков, веривших в то, что для того, чтобы процветать, необходимо заниматься экономической интеграцией. Сейчас же людей подобных великим Жану Монне и Поль-Анри Спааку (одни из отцов-основателей ЕС) практически нет. Поэтому сегодня вместо конструктивного диалога между странами идут разговоры о санкциях. Это очень печально. Нам нужно вспоминать прошлый опыт.
– А санкции сильно мешают работе?
– Напрямую на наш бизнес это никак не влияет. Единственные трудности, которые косвенно создают санкции, это финансовые сложности для некоторых заказчиков, чьи проекты не могут привлечь инвестиции из-за рубежа. И тогда это естественно влияет и на нас. Но прямого воздействия на Schneider от санкций нет. Во многом это было возможно благодаря тому, что процесс локализации производства у нас начался задолго до того, как это слово стало модным. Такой подход дал нам огромное преимущество перед конкурентами, себестоимость продукции которых зависит от курса валют. Например, стоимость продукции «Потенциала» выросла в среднем за два года всего на 17%, в то время как импортные аналоги подорожали в 2 раза
– Есть уже какие-то планы перенести какие-то технологии производства из-за рубежа в Россию?
– Конечно! Сейчас мы собираемся подписать специнвестконтракт с Минпромом и разрабатываем дорожную карту новых инвестиций в локализацию производств. Как только мы подпишем этот контракт – мы начнём строительство нового здания на заводе «ЭлектроМоноблок» в Ленинградской обл. в пос. Коммунар. Там мы собираемся производить последнее поколение устройств для автоматизации и энергетики, например, автоматические выключатели, которые управляются с мобильного телефона. Это совершенно новые технологии Schneider Electric, а инвестиции составят около миллиарда рублей.
Кроме того недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью» в области энергосбережения. В рамках договора будем внедрять комплекс решений, которые снизят потребление энергии, а также совместно займёмся локализацией энергоэффективных технологий в России. С компанией «Росатом» мы также совместно работаем над производством оборудования по нашим технологиям на предприятиях российской госкомпании.
И это лишь малая часть наших проектов.
– Должно ли государство, по вашему мнению, активно принимать участие в развитии бизнеса?
– Оно должно выступать в роли регулятора и инвестора в современные технологии. Например, связанных с энергосбережением или сокращением выбросов углекислого газа. Однако главная задача государства – создать бизнес-климат, который будет привлекать инвестиции извне. Причём не только деньги крупных компаний, но и среднего бизнеса. Образец в этом плане Германия. Вся сила немецкой экономики – в так называемом «mittelstand». Это тысячи средних и мелких, но инновационных немецких компаний. На моей родине в Бельгии нет крупных фирм. Но у нас очень много динамичных средних компаний.
Поэтому я считаю, что действительно государство должно больше помогать и защищать средних предпринимателей, которые готовы работать с нуля и реализовывать блестящие идеи.
– Кроме этого у нас всё ещё постоянно упирается в нехватку финансов и неадекватные кредитные ставки для бизнеса. Естественно в Европе, и в частности в Бельгии, такого в помине нет?
Действительно, кредит у нас – это не дорого. Частное лицо, которое хочет получить ипотеку, а возможность купить жильё естественно влияет на строительный рынок, может получить деньги на 20 лет по ставке 2-2,5%. Если же предприниматель хочет взять кредит на развитие своего дела, то он может получить его по ставке 3-4%.
– Вы представитель российско-бельгийского бизнес-клуба. Расскажите о своём участии в нём.
– В его состав входят представители бельгийских компаний (около 50-60 человек), которые очень интересуются бизнесом в России. В рамках клуба мы обсуждаем актуальные темы, которые могут касаться, например, финансового рынка, инвестиций и многого другого. Это неформальная организация, где мы обмениваемся опытом с целью показать позитивную сторону бизнес-климата в России. Поэтому мы также организуем брифинги для представителей компаний, которые посещают Россию впервые, знают о вашей стране только со страниц «The Financial Times» и считают, что в России всё очень плохо.
Благодаря такому сообществу мы реально видим, как бельгийские компании, в том числе средние и малые, открывают магазины и строят небольшие производства в России. Я считаю, что когда нет диалога и согласия между политиками, бизнесмены должны играть роль дипломатов в примирении стран. Кроме того, я активный участник французско-русского клуба и являюсь представителем Бельгии в европейском бизнес-клубе. Поэтому платформы, через которые можно говорить правду о России есть. И очень приятно, что они активизировались именно в последние два года. Я уверен, что те компании, которые начнут инвестировать в эти кризисные времена в Россию – 100% выиграют от этого в будущем.
Справка «АН»
Йохан Вандерплаетсе родился в 1968 году в городе Тилт (Бельгия). С отличием закончив юридический факультет Гентского университета, поступил в Европейский колледж (Брюгге, Бельгия) на факультет европейского права. В 1992 году изучал русский язык в Государственном институте русского языка имени А. С. Пушкина в Москве. Также отлично владеет голландским, английским, немецким, французским языками.
Свою карьеру в сфере юриспруденции начал в компании Alcatel в 1994 году, спустя два года возглавил юридический отдел одного из филиалов компании в России. В период с 1996 по 1998 работал в инвестиционном фонде, учрежденным Европейским банком реконструкции и развития в Казахстане. Он вернулся в Alcatel в 1998 году в качестве директора по России и СНГ и впоследствии возглавил компанию в должности президента по СНГ, Центральной и Южной Европе.
В 2009 году Йохан начал работать в Emerson Process Management в должности вице-президента по региону Восточная Европа, который включал, в том числе Россию и СНГ. С июня 2016 г. – президент Schneider Electric в России и СНГ.