> Дипломаты до 16-ти и чуть старше - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Дипломаты до 16-ти и чуть старше

13 июля 2016, 15:11 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

 

При консерватории им. П. А. Серебрякова уже несколько лет существует уникальный для волгоградского региона хор мальчиков. Недавно коллектив вернулся из поездки в Германию, где дети выступали с концертами и записали компакт-диск. Какие интересы могут оторвать нынешних мальчишек от игр в смартфонах и планшетах? Ответ на актуальный для многих родителей вопрос «Аргументам недели» дал руководитель коллектива «Камертон» Сергей ЛОПАТИН.

 

Иммунитет от негатива

 

- Как вы умудряетесь заинтересовать этих мальчишек хоровым пением, да ещё с таким репертуаром? Это же обычные современные дети, которые не прочь погонять в футбол и посидеть в своих гаджетах?

- Дети самые обычные, кроме разве одного, уже необычного фактора – в них проявлены, прежде всего, слуховые, а так же вокальные данные. Музыка сама по себе воспитывает, помогает расширить горизонты. В старшем возрасте наши дети уже отличаются музыкальным вкусом, они не слушают всякую ерунду. Они фильтруют тот материал, который приходит из окружающего мира: теле, радио, теперь интернет-среды. Неважно, какой будет жанр, они способны понять - хорошая это музыка или не очень, потому что в процессе обучения получают много прекрасного материала. Музыкальное образование - это и иммунитет от всего негативного, чем может быть задета детская психика, возможность видеть мир шире, многограннее.

 

- В обычных классах педагогам сложно, а у вас ведь и не припугнешь: учись, иначе ЕГЭ не сдашь. Нужна другая мотивация.

-  У нас есть задача творческая – научить петь, обучить нотной грамоте. Это дети постигают на уроках сольфеджио, инструмента, музыкальной литературы. По сути, у нас полная программа музыкальной школы с хоровой специализацией. Но изначально и всегда самая сложная задача – собрать коллектив. Один из известных дирижеров и педагогов Николай Покровский как-то сказал: «Хор – это артель, где все работают вместе». Поэтому у нас происходит не только музыкальное образование, но воспитываются и человеческие качества: умение взаимодействовать друг с другом, поддержка, товарищество, чувство локтя. А в совместных поездках как раз и проявляется, насколько сложился коллектив, как преодолеваются возникающие трудности – характеры и темпераменты ведь у всех мальчишек разные.

 

- Чтобы читателям понять ваш уровень, поясните, какой репертуар вы берете?

- У нас сложилось несколько направлений. На ранней стадии обучения, примерно с 6 до 8 лет – это детская классика, русские, советские композиторы. Мальчики повзрослее поют духовную музыку, русские народные песни, имеют место джазовые композиции, опять же классика: русская и советская. Произведения на три-четыре голоса. На раннем этапе жизни музыка, слуховое окружение имеют колоссальное значение. Ребенок, которому мама в детстве пела колыбельные, отличается от ребёнка, который ничего этого не слышал. Родители, не дающие музыкального воспитания ребенку, просто не понимают, насколько они его обделяют в развитии.

 

Лучше хором

- Как вы попали в Берлин?

 - Поездка – это результат давних партнерских связей. Со времени первой поездки, когда я возил детей в Германию, прошло двадцать лет. За это время в Берлине успело побывать уже несколько разных составов. В этот раз было наше восьмое путешествие. Инициатор проекта госпожа Гизела Кренке поддерживает нас много лет,  и её основная цель, начиная с 90-х годов, укрепление дружеских отношений между нашими странами, городами. Это звучит официозно, но сейчас, в период санкций и непонятно каких международных отношений, это невероятно актуально. Опять возникает напряженность, в странах Европы простые обыватели почему-то чувствуют угрозу со стороны нашей страны - так все подано в газетах, на телевидении. Вы себе представить не можете, как наши выступления ломают этот сложившийся стереотип. Когда немцы видят и слышат наших мальчишек, поющих Рахманинова или Чайковского, а мне кажется, у них эти композиторы даже более известны, чем сейчас у нас, когда в церкви или на концертной площадке звучит духовная музыка, исполняемая детьми – эффект потрясающий. Дипломатам надо много поработать, чтобы добиться такого расположения.

 

- Много желающих приходят послушать?

 - Знаете, да. В Европе и в Германии, в частности, очень развито хоровое пение. Люди разных профессий собираются вечером, чтобы петь вместе. Большинство людей являются прихожанами религиозных конфессий и регулярно по выходным ходят в храм, где совершенно свободно поют на два-три голоса. У нас, особенно в последнее время, недостаточно внимания к хоровой музыке. Культура эта, богатейшая, к сожалению, теряется.

 

- У вас было не одно выступление?

- В течение десяти дней было спланировано пять крупных концертов – в церквах, на открытой площадке, в школе совместно с немецким детским хором. Пели мы и акапельно, и в сопровождении органа, и со своим концертмейстером. В берлинской студии записали компакт-диск. Для мальчишек организовали замечательную программу: городская экскурсия по Берлину, по реке Шпрее, с посещением исторических мест, были мы и в рейхстаге, и в опере, и в зоопарке. Провели день в немецких семьях. Я  очень благодарен немецким партнерам, что они нас поддерживают, потому что такая поездка – отличная мотивация детям заниматься музыкой и хоровым пением.

 

Только мальчики

 

-  Среди наших горожан меценатов нет?

- Пока об этом можно только мечтать. К сожаленью, наша поездка омрачилась и неприятной информацией – пришли известия, что хор «Камертон» сняли с бюджетного финансирования. Последнее время мы работали при консерватории им. Серебрякова. Пока непонятно, как и где мы будем жить дальше. Очень надеюсь, что это было опрометчивое решение прежней администрации Волгограда, а сейчас с приходом нового сити-менеджера, мы как-то разрешим эту ситуацию.

 

- Я правильно понимаю, что у вас уникальный для Волгограда коллектив?

- В таком количестве, в такой традиции, мы единственный коллектив в области. Есть детские, школьные хоры. Но такой хор уникален - в полном составе с младшими группами у нас сейчас около 80 человек –  только мальчиков и юношей. Обычный детский коллектив с девочками было бы собрать проще, и управляться с ними легче. Мальчики – это живая, движущаяся конструкция, требующая постоянной коррекции. К тому же, можно так выразиться, что век их недолог. Только-только ребёнка научишь чему-то, только он достигает результата – начинается мутация. А после неё вообще космос, непонятно, что останется от голоса, куда он вырулит.

 

- В чём ценность такого пения? У мальчиков особенные голоса?

- Ответ можно найти в истории, в богатейших традициях. Глуховская школа во времена наших царей отбирала со всей России талантливых детей, и капеллы мальчиков уже в семилетнем возрасте пели литургии. Это поразительный звук. По голосовым возможностям мальчики очень крепкие, они намного ярче по тембру, могут звучать более насыщенно. Хотя достичь качественного пения с ними гораздо труднее. Наверное, поэтому хоров мальчиков так мало.

 

Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

 

https://www.youtube.com/watch?v=1fsnSbQwvIE

 

СА
  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте