Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Родительское право

, 12:08

Родительское право
фото: globallookpress.com

Трагедия  в Карелии, где во время шторма на озере погибли 14 детей, привлекли внимание всей России к вопросам организации детского отдыха. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок, поехавший в летний лагерь, был не только сыт и весел, но и находился в безопасности. Что нужно иметь ввиду родителям, чтобы быть уверенными в добросовестности руководителей и сотрудников детских оздоровительных организаций? В нюансах  правовой стороны детского отдыха помогает разобраться адвокат Оксана Филачева.  

Договор прежде всего

В первую очередь важно обратить внимание на факт наличия договора в письменной форме, а также на его содержание (см. Полезный аргумент). Его заключение является обязательным (ст. 10 Закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Если фирма-организатор такой договор заключать не хочет, то что-то нечисто и доверять ей не стоит. Кроме того, без договора будет крайне сложно защитить свои права в случае возникновения конфликтных ситуаций. Если из представителей фирмы приходится буквально выбивать информацию с первых минут общения, это лишний повод задуматься  о том, не лучше ли найти организацию,  более готовую к диалогу.  Кроме того, будет полезно навести справки о лагере и фирме у тех людей, кто раньше пользовался их услугами. Конечно, можно ограничиться просмотром отзывов в Интернете, но лучше пообщаться с родителями отдыхавших детей лично. Прежде всего стоит узнать о тех нюансах организации отдыха, которые могут остаться за формальными рамками договора. Поинтересуйтесь качеством питания, жилых помещений, поведением персонала и отдыхающих детей. Безусловно, каждое мнение субъективно, но если сопоставить несколько отзывов, то уже можно составить определенное представление.

Правила есть правила

Когда договор досконально изучен и подписан, родитель должен отдавать себе отчёт в том, что он согласился с изложенными там правилами и обязался их соблюдать. Это касается, в частности, правил посещения.  В большинстве лагерей не рекомендуется посещать детей в первые три – пять дней, так как в это время ребенок адаптируется  к распорядку, осваивает правила поведения. Разумеется, предъявляются требования и к самим родителям – нельзя приходить в детский лагерь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в ночное время суток.  Отказывать во встрече с ребёнком руководство не имеет права, однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что их допустят во все уголки и помещения лагеря.  Например,  из соображений безопасности и санитарии родителей могут не приглашать в столовую или спальню, а приведут ребенка к ним.

Не может руководства лагеря отказать родителям и в возможности проинспектировать место отдыха ребёнка. Однако при возникновении такого желания  нужно серьёзно подумать, а так ли эта проверка необходима, и не устраивать «инспекцию»  без серьёзных оснований. Это может повлиять на поведение ребенка и оскорбить работников лагеря, которые увидят в этом проявление недоверия к их профессионализму и человеческим качествам.

Один из самых острых вопросов, часто возникающих при отправке ребёнка в лагерь – о пользовании мобильными телефонами. Где-то ним относятся весьма демократично, в других  лагерях категорически запрещают.  Например,  кое-где считают, что мобильные телефоны создают угрозу пожарной безопасности, так как дети бесконтрольно используют розетки для их зарядки, провоцируют кражи, не дают детям отвлечься от дома. Обычно правила на этот  счёт оговариваются в договоре об оказании услуг. При этом никаких общих правил не существует – данный вопрос находится в полной компетенции организаторов отдыха. В то же время, администрация лагеря обязана извещать родителей о том, как себя чувствует и чем занимается их ребенок, и родитель должен иметь возможность связаться с ним.

Когда стоит жаловаться

Как показывает практика, при возникновении претензий чаще всего ситуации «разруливаются» ко всеобщему удовольствию. Однако иногда можно наткнуться и на откровенное хамство работников. В этом случае выход один – жаловаться. Прежде всего, можно обращаться в вышестоящие инстанции – например, ели лагерь работает от предприятия или образовательного учреждения. Антисанитария, несоблюдение правил гигиены, низкое качество питания – компетенция Роспотребнадзора. На недостаточную квалификацию персонала можно пожаловаться в органы образования. О нарушениях правил пожарной безопасности необходимо сообщать в органы Государственного пожарного надзора МЧС РФ. В случае краж, употребления алкоголя и  наркотиков следует вызывать полицию. Кроме того, жалобы можно дублировать в органы прокуратуры, аппарат уполномоченного по правам ребенка. Следует помнить и о том, что руководство лагеря может быть привлечено к ответственности, в том числе и уголовной: по статьям ст. 293 УК РФ (халатность») и ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Полезный аргумент

Договор должен обязательно включать:

  • точный адрес и контактные телефоны лагеря
  • сведения о лицензиях, дающих право на данную деятельность
  • точные сведения о самом ребенке
  • данные и контакты одного из родителей
  • Описание предоставляемых услуг:  доставки  в лагерь и обратно, размещения, питания, программы
  • стоимость путевки и дополнительных услуг, порядок оплаты
  • основания для отчисления ребенка
  • перечень прав и обязанностей сторон
  • условия и порядок расторжения договора
  • порядок полного возмещения убытков в случае некачественного оказания услуг
  • порядок разрешения конфликтных ситуаций 

Читайте также:

Другие новости по теме «Общество»

См. все новости дня

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram