Пришли за Хамитовым?
7 июля 2016, 14:34 [ «Аргументы Недели» ]
11 миллиардов рублей. Эта фантастическая сумма, сравнимая со всей доходной частью какого-нибудь региона победнее, ежегодно осваивается только в одной отрасли - жилищно-коммунальном хозяйстве Башкирии.
В республике традиционно сильны институты региональной и муниципальной власти, поэтому не будет преувеличением сказать, что основную роль при распределении этих денег играют представители различных ветвей башкирской власти. Распределение это в последние годы ведется настолько беззастенчиво, что прокуратура региона направила в мае в соответствующие инстанции представление о коррупции в ЖКХ Башкирии, МВД провело обыски в помещениях МинЖКХ РБ, а Федеральная антимонопольная службы неоднократно заводила дела о сговоре чиновников с предпринимателями. Прокуроры прямо утверждают, что ниточки преступных схем ведут «на самый верх». Что вынудило федеральные контролирующие органы пойти на столь беспрецедентное обострение отношении с властями республики? Подробности – в нашем журналистском расследовании.
Регобиратор
Основной объем средств, поступающих от федерального Фонда ЖКХ, а также из бюджетов всех уровней и собираемых с населения республики на поддержание жилищ граждан в комфортном и безопасном состоянии, оседает в созданной правительством Башкирии некоммерческой организации – Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан» (сокращенно НОФ «Региональный оператор» или «Регоператор»). Бизнесмены же окрестили эту структуру «Регобиратор» за манеру работы с бизнесом и населением. Не осталась эта манера и без внимания прокуратуры республики. В мае 2016 года, по итогам проверки Прокуратура Республики Башкортостан направила представление руководству регионального правительства «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».
В представлении сообщается дословно следующее:
«Проверкой установлено, что в НОФ «Региональный оператор», в результате бесконтрольности гендиректора Герасимова Б.П., а также при попустительстве МинЖКХ РБ, Госкомитета РБ по жилстройнадзору допускаются грубейшие нарушения антикоррупционного законодательства».
Конкурсы – только для своих
Далее на шести страницах идет перечень и способы нарушений антикоррупционного законодательства (документ имеется в распоряжении редакции). В представлении отмечается, что Фондом не приняты меры по профилактике коррупции, предусмотренные ФЗ№273 (ст.13.3). То есть, чиновники предпочитали заниматься профилактикой коррупции не по закону, а по собственному усмотрению. Например, в Фонде не были прописаны ограничения по личной заинтересованности сотрудников при исполнении служебных обязанностей. А эта заинтересованность, по мнению прокуратуры, имела место многократно.
Представление прямо утверждает, что уже изначальное постановление Правительства РБ о порядке привлечения Фондом подрядных организаций содержит коррупциогенные факторы.
Процедура приема заявок прописана так, что на поступивших заявлениях не указаны дата и время поступления, что позволяет произвольно утверждать сотрудникам Фонда, что заявка одной из компаний поступила раньше, что, согласно установленной ими же процедуре, дает решающее и единственное преимущество такой компании.
Вопреки требованиям жилищного кодекса, не подготавливается задание на оказание услуг или работ. Отсутствует и локально-сметный расчет, что не позволяет сторонним участникам рынка определить объем работ и подготовить корректное предложение.
Вывод прокуратуры категоричен:
«Вышеуказанные коррупциогенные факторы в Положении используются должностными лицами для допуска к аукционам и заключения договоров подряда с аффилированными организациями». Далее приводятся конкретные примеры подобной аффилированности.
Тендер втроем
Прокуратура назвала Положение о работе с подрядчиками, подписанное Правительством Башкирии, не отвечающим требования закона, однако и в этом документе есть отдельные пункты, направленные на борьбу с коррупцией. В частности, прописано, что конкурсы могут выигрывать только компании, располагающие собственным штатом сотрудников, позволяющим выполнить работы без привлечения субподрядчиков.
Но это требование на деле попросту игнорируется. Так, 4 конкурса подряд в 2015 году выиграло некое ООО «Уфастрой», в штате которого числилось всего… 3 сотрудника, которым, если верить чиновникам, отдавшим эти подряды, вполне под силу провести капремонт систем водоснабжения и водоотведения сразу на нескольких улицах Уфы.
В реальности, разумеется, весь объем по многомиллионному заказу «Уфастроем» был передан подрядной организации – ООО «Строймонтаж». Но и данная компания выполнила работы, подменив материал, предусмотренный сметой на другой (очевидно, подешевле), а в 11 проверенных жилищах замена канализационных труб была и вовсе произведена только на бумаге.
Несмотря на это, чиновники подписали акты выполненных работ и полностью расплатились с подрядчиками, «не заметив», что стены и трубы выглядят лет 30 как никем абсолютно нетронутыми.
Завышенные сметы – разве это преступление?
Прокуратурой приводятся и другие примеры действия, которые можно смело называть, как минимум, халатностью со стороны чиновников. Так, по итоге проверки работы Фонда в городе Туймазы, благодаря бдительности граждан, было выявлено завышение сметы на 775848,05 рублей. То есть, конкретный чиновник Фонда, Денисов О.А. вписал строку, выполнение которой попросту не подтвердилось.
Эти действия, по мнению юристов, попадают сразу под несколько статей уголовного кодекса. Однако, о данном факте в правоохранительные органы сообщено не было. Г-н Денисов может спокойно продолжать разбазаривать народные деньги.
…И тишина
В письме главе правительства Башкирии прокурор республики Андрей Назаров требует привлечь виновных к ответственности и устранить выявленные нарушения. Однако, все руководители, фигурирующие в представлении прокуратуры, продолжают работать, получают премии, распределяют государственные и народные деньги и дальше. Правительство республики собиралось для рассмотрения представления. Максимальное вынесенное наказание за выявленный значительный ущерб – выговор.
Подключение МВД и антимонопольщиков
Прокуратура Башкирии не одинока в противостоянии со спрутом башкирского ЖКХ. В мае 2015 года в рамках расследования дела о возможном сговоре чиновников с предпринимателями МВД по РБ провело обыски прямо в правительственных зданиях, где размещены структуры МинЖКХ. Полиция подозревает руководство министерства в переделе большого и доходного лифтового рынка республики. Имеются оперативные данные с совещания, где заместитель министра Альфред Зинатуллин лично дает задание руководству коммунального комплекса Уфы (формально независимой муниципальной ветви власти) расторгнуть контракт с одной лифтовой организацией – «Уфа Лифт Плюс» и заключить его с другой – «Башкирской Лифтовой компанией».
Позже дела по подобным фактам неоднократно возбуждали и сотрудники ФАС по РБ, которые также дали оценку примерам сговора на рынке. Однако воз и ныне там. Государственная машина Башкирии неумолима – контракты с «Уфа Лифт Плюс» разорваны. Примечательно, что суд оказался на одной стороне с теми, кто звонил и «давал команды» на преференции одним предпринимателям в ущерб других. 24 мая сего года арбитраж вынес решение о законности действий чиновников. Инвестиции в отрасль, произведенные владельцем компании, известным башкирским предпринимателем Артуром Хазигалеевым в размере 250 млн рублей – никто возвращать не собирается.
3000 нарушений без последствий для нарушителей
Этот случай далеко не единичен. Только с начала года прокуратурой выявлено около 3 тысяч нарушений в отрасли ЖКХ. Самые распространенные – завышения смет, то есть попросту – обирание жильцов многоквартирных домов. По подобным фактам уже возбуждено 8 уголовных дел. Однако нет ни одного сообщения о том, чтобы какие-либо чиновники понесли ответственность за отрасль, которой руководят. И, разумеется, нет никакой реакции на все эти события со стороны главы республики Рустэма Хамитова.
Хамитов часто говорит о необходимости улучшения инвестиционного климата в регионе и о борьбе с коррупцией. Когда республиканские СМИ говорят о многочисленных вскрытых фактах коррупции в регионе – принято считать, что глава Башкирии является в регионе главным борцом с коррупцией и сам не имеет отношения к тому, на чем попадаются порой его подчиненные.
Однако в данном случае факты говорят об обратном. Вышеупомянутый уважаемый предприниматель Артур Хазигалеев, вышвырнутый с рынка машиной госвласти, в октябре прошлого года нашел возможность пообщаться с Хамитовым и рассказать ему о спруте башкирского ЖКХ. Глава региона произвел на него тогда впечатление человека, не включенного в явно просматриваемые силовиками и рынком коррупционным схемы.
Однако ничего не изменилось. Вложенные средства никто не вернул, с рынка Хазигалеев выдавлен, а республиканские СМИ попутно обвинили его в рейдерстве и криминальном прошлом. Ни один чиновник, уличенный соответствующими органами, как минимум, в халатности – не уволен. Хотя Хамитов в курсе всех деталей происходящего.
Благотворительность для жены главы республики
Несколько дней назад известный журналист Олег Лурье писал в «Новых Известиях» о благотворительном фонде «Мархамат», возглавляемом женой главы республики Гульшат Хамитовой. Его основными грантодателями назывались представители игорного бизнеса и банкиры, по странному совпадению получавшие преференции на рынке одновременно с жертвованием Фонду жены главы региона.
Наш собеседник, хорошо знающий проблемы ЖКХ в Башкирии, сообщил на условиях анонимности, что не стоит удивляться, если следующим жертвователем Фонда окажется, например, «Башкирская лифтовая компания», в чью пользу неожиданно были разорваны контракты с компанией, инвестировавшей в отрасль сотни миллионов.
Читайте также:
Другие новости по теме «Общество» >>