Аргументы Недели → Общество № 26(517) от 7.07.16

«Крым – это русский Афон»

, 09:12

Сергей Цеков представляет Республику Крым в Совете Федерации. Свой регион он знает досконально: родился и учился здесь, работал слесарем Центральных ремонтных мастерских, а после лечфака крымского мединститута – врачом-хирургом, на счету которого более 2,5 тыс. операций. В политике – с 1990-х годов.

Сенатор рассказал «Аргументам недели» о решении проблем региона, новом направлении крымского туризма и объединяющей роли «Великого русского слова».

– Сергей Павлович, вы периодически проводите личный приём граждан в Крыму. С какими проблемами к вам обращаются?

– В основном это проблемы адаптационного периода. На первом этапе очень много вопросов было по получению российского гражданства. Сейчас поток несколько уменьшился, но не прекратился. Приходят так называемые апатриды – лица без гражданства: они и на Украине проживали, не будучи гражданами, а теперь хотят получить российский паспорт. Некоторым оказывается непросто доказать свое постоянное проживание в Крыму. Процедура же получения гражданства по длинному пути – очень продолжительная и затратная. Чтобы получить разрешение на временное проживание, нужно сдавать экзамен на знание русского языка, истории и географии России. Делать анализы на наличие определённых заболеваний. Потом это необходимо повторить для получения вида на жительство. И наконец – гражданства. А всё стоит денег и вылетает в копеечку, особенно если речь идёт не об одном человеке, а о целой семье.

Мы помогаем в том случае, если есть какие-то бюрократические недоработки. Требуем отнестись к человеку объективно, беспристрастно и оказать ему помощь. Но иногда я сам на приёме чувствую, что оснований для получения гражданства по короткому пути очень мало. У нас неплохо работает миграционная служба: они отслеживают въезды-выезды с территории Крыма на Украину и иногда выясняют, что люди приезжают сюда только для получения российского гражданства, постоянно проживая на Украине при этом.

Много обращений связано с льготами. Например, был человек ветераном труда или воинской службы при Украине, а формальные основания для получения этого статуса в РФ отсутствуют. Мы исправляем ситуацию. Советские звания и награды, конечно, учитываем. Теперь и украинские стали учитывать.

Приходят также с различными имущественными проблемами: по поводу оформления земельных участков, переоформления права собственности с украинского на российское. Но это в основном обращения из-за незнания. В регистрационной службе без труда можно с этим разобраться.

Остальные проблемы – чисто житейские...

– Из глобальных вопросов в жизни Крыма: проблему энергодефицита решить удалось, а как обстоят дела с водоснабжением?

– Действительно, энергодефицита фактически уже нет, преодолели его быстро. Как построим две электростанции, у нас появится избыток 400-500 мегаватт – будем свою электроэнергию ещё Украине продавать! Станем, как они говорят, «энергопостачальниками» – поставщиками, значит.

С водой ситуация сложнее. Питьевой водой мы обеспечены на 100%. Природа нам даёт хорошие запасы в естественных водохранилищах, созданных за годы советской власти. У нас очень большие возобновляемые подземные источники. Правда, в некоторых районах на севере и на западе Крыма высокая минерализация – повышенное содержание соли, но в целом вода хорошего качества. Остро стоит проблема полива – её решение требует больших затрат. Очень много за прошедшие годы мы говорили о технологиях опреснения и очистки воды. После использования для бытовых нужд она может обеззараживаться и идти в дело как техническая – для орошения. Такой метод сейчас частично реализуется. Надеюсь, мы сможем внедрить его повсеместно и, тем самым, окончательно избавимся от глубоководных сбросов сточных и бытовых вод.

Также сейчас разрабатывается система водосбережения. Поменялись культуры для возделывания на те, что не требуют большого полива. Раньше у нас было распространено рисоводство. Значительная часть воды, поступающая на полуостров по Северо-Крымскому каналу, шла на выращивание риса. Теперь он заменен на зерновые, которые у нас великолепны, хорошего качества, твердых сортов, дают высокую урожайность. В прошлом году, например, полтора миллиона тонн зерновых собрали.

Вода нам в серьезных объемах требуется, чтобы выращивать корма для крупного рогатого скота. Пока три года бог помогает: в Крыму хорошие дожди, та же самая люцерна по 3-4 укоса дает.

Но проблема с водой будет решаться ещё не один год.

– Ещё одной больной темой по-прежнему остается транспортная доступность республики. Не в лучшем состоянии дороги. Что делается для улучшения положения?

– Наши крымские дороги строились и ремонтировались во времена советской власти. При Украине они были похожи на трассы для экстремальных видов спорта. Сейчас идёт активный ремонт, но вы должны понимать, что всё делается с чистого листа. Мы вводим новые технологии, открываем предприятия. Года через 3-4 достигнем нормального российского уровня.

В данный момент нужно развивать и придорожную инфраструктуру. У нас только вдоль трассы Симферополь – Ялта и в меньшей степени вдоль трассы Симферополь – Севастополь расположены хорошие объекты общепита. А в направлении Керчь – Симферополь большие проблемы с этим. Замечательные курорты расположены в направлении Симферополь – Евпатория – Черноморское, но там тоже очень мало ресторанов и кафе. Совершенно не освоено южное побережье Азовского моря на востоке Крыма. А здесь уникальные бухты, которые называются генеральскими, отличные условия для отдыха. Так что работы ещё предстоит много.

– Сопряжённая с дорожной ситуацией тема – туризм. В одном из интервью вы сами говорили о том, что «Крым примет столько туристов, сколько сможем привезти». Какие у вас ожидания от этого туристического сезона?

– Я думаю, что рост будет процентов на 20. Под 6 миллионов туристов смело можно ожидать. Самолеты забиты до отказа. Мы в несколько раз расширили терминал аэропорта, будем строить ещё один. Система переправки через Керченский пролив более-менее отлажена, сбоев с каждым годом всё меньше.

Состояние наших рекреационных объектов, конечно, вызывает много вопросов и нареканий. Но разве можно за два года подтянуть Крым до уровня Сочи или Европы? Люди, которые едут сюда отдыхать, не должны иметь завышенных ожиданий. Да, уровень пока не европейский. Но со временем будет и выше. В любом случае Крым – это уникальное место в России, музей под открытым небом. То, что здесь уже раскопано и изведано, я думаю, занимает едва ли десятую часть. Археологам настоящего ибудущего много чего ещё предстоит открыть и показать миру.

 Сейчас мы предметно работаем над вопросами православного паломничества и религиозного туризма, поскольку Крым – колыбель великого русского православия. На какую землю нашей страны ступила нога первого христианина? Андрей Первозванный проповедовал в Боспорском царстве, на территории современной Керчи. Где Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность? В Крыму, в Херсонесе. А где крестился святой равноапостольный князь Владимир? В этом же месте, на территории Севастополя. Сегодня на полуостров приезжает до 100 тысяч паломников. Мы хотим довести это число до нескольких миллионов. Ведь здесь средоточие духовных и культурных ценностей, настоящий русский Афон.

– К вопросу о вечных ценностях. Недавно в Крыму завершился традиционный фестиваль «Великое русское слово». В этом году он проводился в 10-й раз по инициативе общественной организации «Русская община Крыма», которую вы возглавляете. Как фестиваль изменился за эти годы? Раньше основной целью была борьба за русский язык. Сейчас «великий и могучий» сам переходит в атаку?

– И сегодня за русский язык надо думать. Выйдите на улицу, посмотрите вывески. Сколькие из них написаны на латинице! Каждый месяц в нашем лексиконе появляются англицизмы и американизмы. Аварию в системе энергообеспечения Крыма, например, как назвали? Блэкаут. Хотя в нашем языке всегда можно найти аналоги. На фестивале у нас были плакаты на эту тему, объясняющие, что кофе-брейк – это перерыв на кофе, чай; модератор – ведущий; месседж – послание...

Раньше в рамках фестиваля мы говорили о защите русского языка на Украине и в других странах мира. Сейчас мы в России, но наши соотечественники по-прежнему живут за рубежом, и вопрос сохранения родного языка для них важен. Я хочу обратить внимание на то, что работу с соотечественниками нужно усиливать в целом. И это должны делать не только федеральные структуры, но и субъекты РФ. Им нужно иметь свои программы поддержки и соответствующие финансовые возможности.

Хотелось бы, чтобы Крым стал столицей для российских соотечественников, которые бы приезжали из многих других стран мира, чтобы соприкоснуться с российской историей и культурой. И при этом своими глазами увидеть, что происходит в Крыму сегодня.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram