Ловушка для авиаторов
У «Аэрофлота» попытались отсудить 212 тысяч рублей
1 июня 2016, 13:37 [ «Аргументы Недели» ]
Разбирательство о штрафе, наложенном судом на «Аэрофлот» за инцидент с отсутствием пассажира в списках на вылет, разрешилось совсем иначе, чем описывали некоторые СМИ.
Как сообщает «Комсомольская правда» , сумма штрафа составила не 212,5 тысяч рублей, а почти в пять раз меньше. Кроме того, специалисты не исключают, что в данном случае авиакомпания могла столкнуться с мошенничеством.
Вся эта история началась с того, что год назад житель Екатеринбурга купил через компанию-билетного агента билет на рейс авиакомпании «Россия» Санкт-Петербург – Екатеринбург. Затем пассажиру потребовалось вылететь в другое время, и он оформил новый билет в билетном офисе. Но уже в аэропорту «Пулково» мужчине сообщили, что его нет в списке на вылет. Возмутившись, он отправился добиться справедливости, только не в авиакомпанию «Россия», выполнявшую этот рейс, а почему-то к представителям «Аэрофлота».
Сначала екатеринбуржец предложил рассмотреть дело в досудебном порядке, но затем с купленным у агента билетом обратился в суд, где его иск удовлетворили в первой инстанции и постановили взыскать с авиакомпании больше 210 тысяч рублей. После того, как со стороны авиаторов последовала апелляция, суд второй инстанции более детально разобрался с этим делом и принял решение уменьшить штраф почти в пять раз.
Как выяснили в «Комсомольской правде», вся эта чехарда с билетами возникла после того, как пассажир поменял через компанию-агента «Билет-СВ» время вылета. Выписав новый билет, ее сотрудник не сделал необходимую в таких случаях пометку в системе бронирования авиакомпании при оформлении документа, поэтому обновленная информация об изменении рейса не была закреплена, и имя пассажира не попало в списки на вылет.
В «Билет-СВ» признали ошибку и даже демонстративно уволили сотрудницу, допустившую столь грубый просчет. «Кассир нашего субагента в г. Санкт-Петербург по неизвестным причинам при обработке очереди удалила сегменты. В июле 2015 года кассир была уволена. Установить детально причины сложившейся ситуации не представляется возможным» - объяснила причины инцидента генеральный директор агента Е. О. Самохвалова в письме на адрес авиакомпании «Аэрофлот».
Однако, считают специалисты, винить во всей этой ситуации лишь кассира субагента было бы недальновидно. Прежде всего, удивляет адрес претензий пассажира – вместо компании «Россия», выполнявшей рейс и так же не получившей деньги от агента за неправильно оформленный рейс, он решил засудить именно «Аэрофлот».
Стоит отметить, что существующая под разными названиями с 1934 года авиакомпания «Россия» в 2014 году стала дочерней компанией ОАО «Аэрофлот». В марте 2016 года «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии», также являющиеся «дочками» группы «Аэрофлот», объединились с «Россией» в новую авиакомпанию под одноименным общим брендом. Этот перевозчик рассчитан на средний ценовой сегмент и располагает флотом из 74 самолетов, на которых планирует перевозить 10 млн пассажиров в год. Ее базовым аэропортом остается петербургский аэропорт «Пулково». За последний год авиакомпания разработала новую собственную ливрею для своих воздушных судов, а также внедрила традицию присвоения самолетам имен российских городов: «Санкт-Петербург», «Ростов-на-Дону», «Волгоград».
Таким образом, несмотря на свое участие в группе «Аэрофлот», «Россия» - это самостоятельная авиакомпания с собственными стандартами услуг. Искать в этом случае компенсации у «Аэрофлота», по меньшей мере, странно.
Объяснением итогов этой истории может служить обычное мошенничество, полагают журналисты. Например, если имел место сговор между пассажиром и компанией-агентом, или жульничество этой компании. Слишком много черт мошеннической схемы проступает в операции с переоформлением даты и незанесением данных в систему бронирования авиакомпании. Удивительно, что за такое серьезное нарушение наказали только увольнением сотрудника, совершенно не потрудившись «установить детально причины сложившейся ситуации».
Между тем, в СМИ вся эта история с пассажиром, «засудившим авиакомпанию», приобрела несколько громких, но далеких от реальности фактов. Например, авиакомпанию «Россия», не получившую денег за купленный у агента билет, многие издания даже не сочли нужным упомянуть, сосредоточившись лишь на «Аэрофлоте». Итоги суда второй инстанции также оказались незаслуженно забыты.
Если действительно авиакомпания «Россия» стала жертвой спланированной мошеннической схемы, ей стоит организовать собственное расследование и задействовать для него правоохранительные органы, чтобы не допустить подобных ситуаций в дальнейшем.