Плата за капремонт для собственников жилья, который ввели в Москве летом прошлого, 2015 года, бесит практически всех. Кроме, естественно, самих чиновников. Формально в столице начали собирать деньги на капитальный ремонт последними из всех регионов, что было подано с помпой, исключительно как забота о горожанах. На самом же деле нынешние власти города опять «отличились» даже в сравнении с другими регионами, где также, называя вещи своими именами, происходит банальная обдираловка. Впрочем, обо всем по порядку.
Принцип коммунизма: плати не только за себя, но и за других
В 2012 году российские власти изменили Жилищный кодекс, обязав платить за капитальный ремонт домов собственников жилья. Плату собирают каждый месяц. Чиновники субъектов Федерации сами решали, как именно им собирать эти взносы, федеральный закон устанавливает лишь общий порядок.
Так от с 1 июля в квитанциях москвичей появилась новая графа – плата за капитальный ремонт. Минимальный взнос составляет 15 рублей за квадратный метр. Самый высокий в стране. Для сравнения: в Питере эта ставка 2,5 рубля, в Челябинской области – 6 рублей, в Ханты – Мансийском автономном округе – 8,8 рубля.
Нетрудно посчитать, что за однокомнатную квартиру с каждого жильца дополнительно взимается 550 – 600 рублей, за «двушку». – 850 – 950, за «трешку» - 1400 рублей. То есть в среднем платеж увеличится на 1000 рублей.
При этом программа капитального ремонта в городе Москве рассчитана на 30 лет! Московские муниципальные депутаты, в частности Александра Андреева, говорят, что схема с фондом капитального ремонта похожа на финансовую пирамиду.
Жильцы домов, которые будут ремонтировать в первую очередь, скорее всего, окажутся в выигрыше — работы оплатят за счет чужих взносов. Но совершенно непонятно, хватит ли денег на дома в конце очереди. Пока до них дойдет дело, с деньгами может произойти многое — например, их может съесть инфляция. Не говоря уж о том, что люди могут элементарно до этого не дожить, исправно, выплачивая свои кровные в фонд капитального строительства, который создан в Москве. О котором, мы также еще поговорим. Многих возмущает, что эта схема заставляет людей, по сути, платить за содержание чужого имущества, а это, по их мнению, противоречит Гражданскому кодексу.
Куда делись деньги от приватизации?
Некоторые приватизированные дома должно ремонтировать государство — по закону о приватизации, власти обязаны выполнить все ранее взятые на себя обязательства по капитальному ремонту. Непонятно, почему жильцы этих домов все равно должны платить взносы.
Чтобы не быть голословным сошлемся на документы.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», первый капитальный ремонт после приватизации проводится за счет государства. Можно обсуждать, в какой степени государство должно участвовать в оплате этого капитального ремонта – полностью или только за тот период, когда квартира или комната находилась в его собственности.
В любом случае, его обязанность принять участие в оплате этого капитального ремонта закреплена и Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и договором передачи квартиры от государства частному собственнику, который подписывается при приватизации.
Кстати, следует напомнить, что в постсоветский период в течение многих лет оплата капитального ремонта входила в структуру платы за квартиру. Как минимум с 2005 по 2012 год, согласно статье 154 редакции Жилищного кодекса РФ, действовавшей в тот период, строка платежки «содержание и ремонт жилого помещения» включала в себя 3 позиции: содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт. Интересно узнать, куда делись эти деньги?
Плати, но не контролируй
Вообще если коротко проанализировать общую ситуацию с капремонтом, то очевидно, что власти столицы узурпирует право определять сроки капитального ремонта, список работ, выбор подрядчиков. Собственники здания, оплачивающие ремонт из своего кармана, не могут выбрать ни время проведения ремонта, ни его содержание, ни исполнителей работ! Кроме того, чиновники оставляют за собой право менять сроки ремонта (то есть откладывать его на неопределенное будущее). При этом совершенно не гарантируется защита денег от инфляции , не гарантируется сохранность денег в случае банкротства банка или махинаций его сотрудников, то есть никакого страхования вкладов.
В результате собственники помещений оказываются незаконно ограничены в праве пользования, владения и распоряжения своим имуществом – то есть в том, что составляет понятие собственности.
Но даже если власти установили какие-то сроки его ремонта, они не обязаны их выполнять. Они также не обязаны согласовывать с вами перечень работ по капремонту и сдавать вам работы, то есть позволять вам проверять его качество.
Закон позволяет держать деньги на отдельном счете дома, но при этом собственники все равно не могут решать, когда и как проводить капитальный ремонт — эти вопросы решают чиновники.
В связи с этим у людей, конечно же, возникает ряд вопросов. Например, можно ли отказаться платить за капитальный ремонт?
Теоретически — да. Та же депутат Андреева считает отношения с фондом капитального ремонта сделкой и, соответственно, требовать согласования условий, ссылаясь на Гражданский кодекс. По закону, если стороны не могут согласовать условия сделки мирно, этот вопрос решается в суде. Но проблема в том, что власти не считают сборы на капитальный ремонт сделкой. Это федеральный закон, по которому все граждане обязаны оплачивать содержание своего имущества.
Соответственно опять же вопрос Что будет, если не платить деньги именно по этой отдельной графе? И тут людей, что называется «нагибают» по полной программе: должникам начисляются пени, которые потом взыскиваются через суд.
И еще один пикантный момент. Если вдруг собственник продаст квартиру, то никаких уже затраченных денег ему не вернут! Все взносы перейдут следующему собственнику. Причем не ему лично, а в тот самый фонд капитального ремонта! Просто будет считаться, что он владеет долей в общем фонде.
Засекреченный фонд
Даже на фоне общего драконовского федерального закона, Москва умудрилась стать единственным в стране регионом, где не был принят посвященный капремонту закон субъекта РФ. В столице этот момент регулируется не законом, а постановлением мэра.
Региональными законами можно хоть как-то смягчить абсурд Жилищного кодекса. В Псковской области, например, в региональном законе облегчили процедуру ухода от общего котла через специальный счет своего дома, обязали государство финансировать процентные ставки по кредитам на капремонт, обязали создавать попечительские советы с целью контроля, наделили собственников помещений правом подписывать акты о приемке работ. В Москве ничего этого нет, так как нет закона. А поскольку нет закона, то фонд капитального ремонта Москвы не публикует свой бюджет!
Такого действительно не приходилось встречать нигде и никогда, даже с поправкой на перманентную отечественную коррупционную составляющую.
Неизвестно точно, сколько фонд собрал с населения. Отчёт обещают выпустить только летом. То есть практически год деньги уходят неизвестно куда, кому и за чем! Каков размер субсидий, получаемых из бюджета на организацию работы фонда, какие зарплаты и премии у руководства? Тайна, покрытая мраком.
Прокручивание или «мертвый» груз?
Некоторые СМИ уже сообщали, что средства с капремонта будут оседать в нескольких «избранных» банках.
В случае с Москвой всё еще сложнее и интереснее. По московскому законодательству фонд открывает счёт в Департаменте финансов Москвы. Причём, ежегодно фонд может израсходовать на капремонт только 90% средств. А 10% должны оставаться на счету. Если мэрия не прокручивает эти деньги, то спрашивается, зачем гарантированно сохранять в кубышке порядка 3,5 миллиардов?
Вице – премьер Дмитрий Козак утверждает, что по России за 2015 год собрано порядка 97 миллиардов, а потрачено на капремонт только 25.
Спрашивается, куда пошли остальные?
По уставу московского фонда и действующему законодательству собранные с населения средства вроде как нельзя расходовать ни на что, кроме капремонта Но опять же куда уходят те самые 10 процентов, которые кладут на депозит? Получается, либо на сборы капают банковские проценты, а те уже расходуются непонятно на какие цели, либо деньги просто лежат на счету департамента финансов мёртвым грузом и «тают» от инфляции.
Знакомые все лица
А кто же регулирует и отвечает, так и хочется сказать «рулит» фондом и всей ситуацией с капремонтом? Вернемся на несколько лет назад. До принятия закона 2012 года, капремонт выполнялся за счет бюджетных средств. Программа была провалена: по данным контрольно-счетной палаты Москвы ремонт вёлся без обследований домов и подготовки проектной документации (то есть ремонтировали не то, что реально нужно).
По данным Контрольно – счетной палаты, в 2008 году, в торгах участвовала 461 организация и только 16 из них подавали заявки в двух административных округах. Все остальные работали только в одном округе, каждая при своем друге-префекте.
И тогда согласно опросам, 66% москвичей, у которых проводился капремонт, указали, что не довольны его качеством.
Так вот ответственными тогда были Артур Кескинов – глава департамента капремонта и Петр Бирюков – заместитель мэра по ЖКХ . И именно они отвечают за все это и сейчас! Бирюков в той же должности заммэра, а Кескинов теперь глава того самого фонда капитального ремонта! Те, кто провалил предыдущую программу и из-за кого ее во многом свернули, отвечают за то же самое!
Кстати сведений о зарплатах и премиях директора фонда и его многочисленных замов тоже нет. Закон их предоставлять не обязывает, как и декларации о доходах и имуществе. Примечательно, что по действующему законодательству фонд выведен из системы госзакупок и проводит свои тендеры, контролирует которые по документам ГКУ Москвы.
То есть нынешние власти создали некий «междусобойчик», элитарный клуб, где кого хотят, назначают, меняют. А финпотоки за капремонт идут в этот элитарный фонд теперь из кармана собственников жилья, то есть из нашего с вами.
Читайте также:
Лолита Милявская не платит за капремонт и готова голой выйти к Думе с пикетом
Другие новости по теме «Общество»
См. все новости дня