1 июня – Международный день защиты детей, учреждённый Всемирной демократической федерацией женщин на Парижском конгрессе в 1949 году. Собравшись вместе, матери мира, пережившие страдания и гибель своих детей, заявили, что учреждают этот день не только в память безвинно погибшего детства, но и стремясь к спасению человечества от грядущих угроз. Первый раз этот праздник прокатился по всему миру, включая СССР, в 1950 году, 66 лет назад. А 29 лет из них, с 1987 года, существует Российский детский фонд во главе с его бессменным лидером, известным писателем, академиком РАО Альбертом ЛИХАНОВЫМ. С ним встретился главред «АН» Андрей Угланов.
- Альберт Анатольевич, что подразумевается, когда мы употребляем это выражение: защита детей?
– Не новый и ничем не отменяемый вопрос, который в разные времена наполнен разным содержанием. Например, когда создавался наш фонд, тогда ещё Советский детский, мы были озабочены нарастающим сиротством (1 миллион 200 тысяч детей во всём Советском Союзе) и не очень-то высоким уровнем состояния домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов. На помощь им и были направлены наши основные усилия. В качестве разумной альтернативы, но не тотальной замены мы создали семейные детские дома, когда семейные пары, благополучно воспитавшие собственных детей, брали из детдомов под опеку и попечительство сразу не меньше пяти детей. При этом они считались государственными работниками и получали так называемый социальный пакет.
Мы создали в России 368 таких семей, которые приняли больше 4 тыс. ребятишек и благополучно поставили всех их на ноги, выпустили во взрослую жизнь. Увы, юридически наши СДД были неразумно ликвидированы в России в 1996 году. Хотя в Белоруссии и Украине успешно действуют, став хорошим общественным подспорьем государствам. У нас же все наработанные практики затмили приёмные семьи, куда детей-сирот берут по договору подряда с органами опеки. Такая одномерность решения не может не вызывать нашего несогласия. В прежние времена решали мы и иные масштабные задачи. Снизили младенческую смертность детей в СССР на 16%, а смертность малышей второго года аж на 55%. 880 ребятишек с пороками сердца – при медицинском, самом профессиональном участии Лео Антоновича Бокерии, возглавляющего Институт А. Бакулева – мы бесплатно отправили и бесплатно прооперировали в США.
– Такая энергетика общественной организации не может не впечатлять. Сейчас себя афишируют множество фондов и фондиков, разноимённых организаций в пользу детства, но каков толк, кроме множества заявлений?
– Говорят, в стране зарегистрировано 400–500 тысяч разновеликих общественных организаций. Это значит, что объективно измерить даже консолидированную помощь детям невозможно. В каких-то случаях узкая специализация полезна, но возможно ли осуществить её на пространстве страны – сомневаюсь. Мы в 2009 году объявили программу «Детский туберкулёз», собрали 12 миллионов рублей пожертвований, оказали поддержку 19 туберкулёзным детским санаториям в Сибири и на Севере. Из 150. Мало! Тут бы нам и помочь – хоть бюджету, хоть олигархам. Лишь один добрый человек, продав коллекцию старинных книг, перевёл на программу 1,5 миллиона, да одна строительная компания – миллион. Все остальные доноры этой программы – пожилые люди, пенсионеры, честь им и хвала! Они-то знают, что значит оказаться в беде, особенно малому человеку.
Но как же мыкаются маленькие организации, особенно объединяющие родителей больных детей! Большие же, как, например наш фонд, имеющий больше 70 отделений и работающий 29 лет, мог бы рассчитывать и на серьёзную, плановую, ежегодную поддержку, а не на конкурсные прыжки за мелкими грантами, которые приносят хлопот больше, чем пользы. Ведь мы подтверждаем свой профессионализм всякий раз, когда приходит беда, будь то давнее уже Спитакское землетрясение, разлив нефти в Коми, Бесланская трагедия, дети Южной Осетии, попавшие под огонь, пожары в Сибири, наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке. Неужели защита детства в современном понимании, это только катастрофы и стрельба? Нет, мы утверждаем обратное. Именно потому наши программы «Духовная защита» или «Детская библиотека» посвящаются воспитанию патриотизма, знанию родины, выработке внутреннего иммунитета у растущего человека ко всякого рода мерзостям окружающей жизни.
– Какова ваша общая оценка взаимоотношений мира детей и мира взрослых? Ведь смысл защиты всегда содержит вопрос – кого и от кого?
– Очень своевременный вопрос, который тревожит нас многие годы и о котором мы не устаём напоминать обществу и государству. Однако, похоже, здесь требуется какая-то духовная власть. И она внутри нас самих. И я веду речь о неубывающей жестокости в нашем мире, о нарастающей ожесточённости. Мы теряем доброту не как сюсюканье при виде сытых и хорошо одетых деток, а как внутренний порог, через который немыслимо переступить.
Вот цифры государственной статистики за прошлый год. 103 тысячи детей подверглись насилию, 2062 ребёнка убиты, из них 1900 – родственниками. Это, увы, не снижающиеся показатели. Так что умножьте эти средние цифры на 10 лет, что получится? Миллион изнасилованных несовершеннолетних! Не слишком ли?! Да если ещё принять во внимание сидящие внутри этих цифр совсем уж отчаянные показатели, к примеру, суицид, т.е. детские самоубийства. Я читаю в статистических отчётах, что убивают себя 500–700 ребят в год! По мне, так и одного самоубийства человека, лишь начинающего жить, – трагически много! Довести ребёнка до самоубийства, избить, изнасиловать, развратить порнографией, сожительством – и уголовные, и моральные преступления. Но, похоже, они становятся даже модными. Не грехом неискупимым, а отвагой, смелостью становятся прегрешения свойства дьявольского, ведь о них всё равно расскажут по телевидению, и ты станешь знаменит. Подобная мотивация давно утверждает себя.
Конечно же, люди сатанеют от повышения цен, от пресловутых «услуг», торговля которыми бурно идёт – что в школе, что в вузе, что в больнице, да вообще на каждом углу! А платят – пусть косвенно, часто недоказуемо в суде, потому что нет прямых улик, – дети, безвинные и никогда ни в чём не виноватые. Виноваты всегда мы, взрослые. Ведь в конечном-то счёте как бы нам ни доставалось в этой жизни, мы для того и рождены, чтобы жизнь свою продолжить детьми, а значит, защитить их.
– Альберт Анатольевич, чем защитит ребят Российский детский фонд 1 июня?
– Праздником и реальной подмогой. На сайте нашего фонда вы найдёте фотографии и сообщения о больных ребятишках, которых вместе с мамами фонд бесплатно отправляет в разные больницы нашей страны и за границу. Действуют по всей стране наши волонтёры. А в Москве в 29-й раз подряд состоится грандиозный праздник для детей России и Москвы. Мы приглашаем 11 тысяч ребятишек. Нынче я обратился к президентам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и ещё нескольких стран с предложением прислать к нам в гости детские делегации, состоящие из сирот. Кстати, группу ребят из Белоруссии возглавит мама-воспитательница из успешно работающего семейного детского дома, о которых мы говорили. Прибудут делегации из 26 российских регионов. Ждём группы детей сотрудников посольств, аккредитованных в Москве, – Сирии, Франции, США, Германии, ведь День защиты детей – международный. Приедут выздоравливающие пациенты Республиканской детской клинической больницы; ребята, чьи отцы погибли при исполнении служебного долга; воспитанники сиротских, социальных государственных и церковных учреждений. Будут и кадеты.
Торжественное открытие праздника произойдёт почти одновременно на 14 сценических площадках главных театров Москвы, но главным остаётся Большой театр России, который все 29 лет остаётся в этот день плечом к плечу с Детским фондом. Там пройдёт редкий концерт – учеников и выпускников Московской академии хореографии, нового поколения русского балета. Все 11 тысяч детей получат памятные подарки фонда, дети, приехавшие издалека, пообедают в 30 лучших ресторанах столицы, начиная с «Метрополя», и все эти обеды – тоже благотворительные подарки этих незаурядных учреждений.
Иной спросит – к чему всё это? Да к тому, что для детей, которых мы отбираем по принципу социальной и духовной справедливости – прошу простить за высокопарность критерия, – ничего не жаль, если мы думаем о будущем страны. Для большинства ребят – а я в этом убедился за 29 лет таких съездов – приезд в Москву, знаменитые театры, принимающие их с любовью, Красная площадь, музеи Кремля, поездки на корабликах по Москве-реке, Третьяковка, храм Николы в Толмачах, где хранится подлинник главной святыни России – икона Богородицы Владимирской, – вовсе не развлечение, не удовольствие, а истинный катарсис, освобождение от несчастливых тягот, указание на то, что есть другая жизнь, к которой нужно стремиться, надежда на будущее, которое обязательно состоится.
Мы верим в непрерывное обновление детства и служим ему как можем. По всей стране в этот день Детский фонд приголубит больше 100 тысяч ребятишек. А в сущности вся наша работа – жизнь в защиту детства. В атриуме Большого театра при стечении российской и мировой общественности состоится вручение Международной Золотой медали Льва Толстого – высшей награды нашей организации, которой отмечены выдающиеся защитники детства из самых разных стран. Среди удостоенных ранее, например, католическая монахиня мать Тереза из Калькутты, замечательная шведская писательница Астрид Линдгрен, американский врач Альберт Сэбин, создавший противополиомиелитную сыворотку. Мы вручим нашу награду французскому медику Ксавье Эммануэли, одному из начинателей организации «Врачи без границ», учредителю системы «Самю сосиаль» («Скорая социальная помощь»), которая теперь работает и в Москве.
Это событие – важная часть нашего международного сотрудничества, которое стремительно развивается, ведь Российский детский фонд – член Совета по социальному и экономическому сотрудничеству ООН – ЭКОСОС, где только что одобрен наш четырёхлетний отчёт.