Санкт-Петербург, город, водная акватория которого даёт широчайшие возможности для развития парусного спорта и который и в царские, и в советские времена имел огромное количество яхт и яхтсменов, сейчас переживает критический упадок яхтенного дела. Виной этому – очень привлекательные для застройщиков прибрежные территории городских яхт-клубов. Сегодня остро стоит вопрос будущего существования старейшего в городе Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов.
Основатель города на Неве царь Пётр Первый в своё время буквально заставлял своё окружение ходить под парусами. Иначе оно могло лишиться расположения царя к своей персоне. Так он прививал подданным любовь ходить под парусами. И ему это удалось сделать аж на 300 лет вперёд. Пришедшая на смену царской власть советская изменила много, но парусный спорт при ней хуже не стал. С её приходом яхт-клубы перешли на баланс нового государства. Яхты были в основном ведомственными, и сотрудники этих ведомств могли в своё удовольствие и за государственный счёт ходить под парусами. Так, по воспоминаниям опытных яхтсменов в 80-е годы прошлого столетия в Ленинграде в секции парусного спорта ходило порядка трёх тысяч детей. А на соревнования ранга чемпионата города выходило по 200–300 яхт.
Реалии и перспективы
Сегодня цифры совершенно иные, на городские гонки выходит в среднем по 10–20 яхт. А в парусном спорте всего задействовано несколько сотен человек. Вину за данный упадок проще всего свалить на события начала 90-х. Когда с крахом СССР яхт-клубы перестали быть на балансе предприятий, и людям стало попросту не до парусов. Но те проблемы удалось в какой-то степени выровнять в начале нулевых. Яхт-клубы пережили сложности того времени, и популяризации парусного спорта было уделено внимание. Морские фестивали, регаты по Неве, развитие сети Интернет, давшее информацию об открытости парусного спорта, всё это привлекло население к парусам, и люди к ним потянулись. Но на смену старым пришли новые проблемы – от частных инвесторов-застройщиков.
Несложно понять, прибрежная территория, с видом на воду, да ещё и в элитной городской черте, действует на застройщика, как на кота валерьянка. Именно на такой земле, например, и находится Санкт-Петербургский центральный яхт-клуб профсоюзов. Петровская коса, почти центральная часть города, и при этом тихое малолюдное место. И ощущение загорода, и за 10 минут на машине до Дворцовой площади. Чем не идеальное место для элитного жилья? Вопрос банальный, не правда ли?
И такой инвестор пришёл в лице компании «ЭкоХолдинг». Далее вопрос встал двояко и вызвал ряд споров и противоречивых мнений. Главная же, как говорится, «заковыка» в том, что земля, на которой находится яхт-клуб, выделена профсоюзам для целевого использования – исключительно для развития парусного спорта в городе.
С одной стороны, клуб сейчас находится в удручающем состоянии. Последний серьёзный ремонт в нём производился ещё в советские времена. Далее ЛФП (Ленинградская федерация профсоюзов), которая владеет клубом, его не развивала, а лишь поддерживала, причём не в лучшем состоянии. На его территории она «поселила» 13 дорогих ресторанов и кафе, деньги с аренды которых, по словам председателя ЛФП Владимира Дербина, идут исключительно на поддержание и развитие яхт-клуба. Но, по словам яхтсменов, которые ежегодно должны платить по две тысячи рублей в виде членских взносов, этого развития не видно. Ничего не ремонтируется и не улучшается.
Не так давно вышеупомянутый Владимир Дербин собрал пресс-конференцию, на которой совместно с представителем компании-застройщика была представлена новая концепция развития данного яхт-клуба. По их словам, после её реализации клуб ждёт всё только хорошее, доброе и красивое. Однако яхтсмены единогласно выступают с резкой критикой этих нововведений. Приводя ряд своих не менее весомых контраргументов.
Курс на часовню?
Яхтсмены Санкт-Петербурга уже знают примеры, когда в клуб под эгидой развития и улучшения приходил частный инвестор. Когда сначала были красивые слова, а потом яхты банально выгоняли из клуба. Так было, например в Стрельне. Разумеется, никто из них не желает повторения «такого банкета». Вместе с этим не совсем ясно, как будет функционировать яхт-клуб, когда он станет стройплощадкой.
Но главное недовольство у яхтсменов вызывает желание сноса зданий яхт-клуба, которые ныне используются по прямому назначению. При этом застройщик обещает не только сохранить всю парусную инфраструктуру, но и как следует её модернизировать. Но при этом он желает возвести на территории яхт-клуба постройки, которые к парусному спорту не только не имеют отношения, но и совершенно не нужны.
Например, построить часовню с маяком, которая, по словам застройщика, будет служить маяком и помогать яхтам заходить в гавань. По словам моряков, такая постройка у самой воды будет им только мешать. В гавань и так все и всегда заходили без труда. А строение высотой 32 метра будет лишь искажать направление ветра, что только осложнит заход в гавань под парусами. К тому же рядом с предполагаемым православным маяком находится линия старта для детских парусных гонок, и, когда маяк будет искажать ветер, место старта и проведения гонок придётся переносить.
Планируется и строительство гостиницы на 240 мест, которая, по ожиданиям застройщика, будет принимать яхтсменов, пришедших из других городов и стран. Увы, застройщики не знают, что почти во всех портах мира нет гостиниц, они там попросту не нужны. Яхтсмены могут прекрасно ночевать на яхте, ведь все яхты для дальних походов оборудованы спальными местами и подключаются к любым коммуникациям. Вместе с этим навигация в нашем городе не круглогодичная, зимой яхтсменов и вовсе нет.
Планируют построить тут и галерею бутиков, подобно той, что есть в Москве рядом с Красной площадью. Сложно думать, что туристы и богатые жители Санкт-Петербурга будут массово ездить в эти бутики. Особенно удивляет возможное соседство этих бутиков и гостиницы с клубной ремонтной зоной, где в рабочей одежде с краской и досками ходят яхтсмены и чинят или готовят к навигации свои яхты.
По нашим данным, проект ещё не получил разрешения на свою реализацию. Но застройщик готов потратить на него 6 млрд рублей и окупить за 12–15 лет. Имея хоть минимальный яхтенный и девелоперский опыт, сложно верить в неубыточность такого строительства. И нет никакой уверенности, что яхтенная составляющая клуба после этого не уменьшится.
В итоге пока стороны ещё не пришли к компромиссу, застройщик желает как можно быстрее получить все необходимые согласования и начать работы, а яхтсмены всеми силами пытаются начала этих работ не допустить. Одно можно сказать точно – клуб действительно находится в удручающем состоянии и требует ремонта. Главное, чтобы этот ремонт не сказался на судьбе парусного спорта.
Точка зрения
Редакция связалась с председателем Совета капитанов яхт-клуба Игорем Михайловичем Дементьевым и попросила его прокомментировать эту ситуацию с точки зрения членов общественного объединения «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба»
- Удивительно прежде всего то, что руководитель профсоюзов, устраивая пресс-конференцию, на которой решил поведать журналистам о том, как будет дальше развиваться крупнейший в городе яхт-клуб, забыл пригласить яхтсменов. Похоже, задача была в том, чтобы ошеломить горожан размахом этого проекта, суммой инвестиций и убедить в том, что масштабное жилищное строительство у залива вполне может уживаться с деятельностью яхт-клуба. Проект, который всячески лоббирует председатель ЛФП Дербин, с нашей точки зрения, лишь окончательно угробит яхт-клуб, который существует с 1860 года.
Мы сразу же обратились с письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, который, кстати, возглавляет общественную организацию «Морской совет Санкт-Петербурга». Мы обратили его внимание на то, что город, стоящий у моря, может лишиться самого большого яхт-клуба, ведь за последние 10 лет в Петербурге прекратили своё существование 9 яхт-клубов по одной и той же причине: их территории потребовались для строительства элитного жилья у воды. Я обошёл на яхте всю Европу, побывал практически во всех портах, но нигде не видел, чтобы в угоду алчным застройщикам городские власти могли бы принести в жертву яхт-клубы.
Письмо губернатору подписали 780 официальных членов клуба, а за его сохранение в Интернете проголосовало более 4 тысяч человек. После этого состоялось заседание специальной комиссии «Морского совета», но окончательного решения так и не было выработано. Но тот напор, с которым проталкивается решение о строительстве на Петровской косе, заставляет нас волноваться. Кто-то может сказать, что в городе кроме нашего осталось ещё 4 яхт-клуба: ВМФ, «Балтиец», «Морской яхт-клуб» и «Геркулес». Но они малочисленны и в какой-то степени закрыты для простых горожан вследствие своей элитности. Наш же клуб самый доступный для петербуржцев. Мы видим перспективу его развития лишь в спортивной составляющей. Здесь, на Петровской косе, нужно и можно было бы построить многоцелевой стадион, эллинги – словом, всё то, что нужно яхтсменам, а не гостиницы с церковью-маяком и дорогие бутики.
Под парусами – дети
Жить у моря и не мечтать ходить под парусами практически невозможно. Вот почему для сотен юных петербуржцев Речной яхт-клуб на Петровской косе с детских лет является местом сильнейшего притяжения. Конечно, многие из них приходят сюда заниматься яхтингом по примеру родителей, но для кого-то это и просто воплощение детской мечты. А начинается всё с «Оптимиста» – одноместного гоночного швертбота длиной чуть-чуть больше двух метров. Класс этот создан специально для обучения детей основам парусного спорта.
В этом году до старта нового сезона серии регат «Оптимисты Северной Столицы – Кубок Газпрома» остаётся уже чуть больше месяца. Главной целью организации соревнований являются развитие и популяризация детского паруса в Санкт-Петербурге, вот почему даже самые юные яхтсмены неравнодушны к судьбе родного яхт-клуба.
Кстати, для них нынешний год начался особенно интересно. Им довелось побывать в Монако, где проходили традиционные командные соревнования «Оптимистов». В этой регате принимала участие и команда Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов. За четыре дня было проведено 120 матчей. Россияне неопытны в командных гонках, поскольку они довольно редко проводятся в нашей стране. В итоге юные спортсмены Санкт-Петербурга заняли 15-е место. Но эти соревнования для них стали серьёзной вехой в их спортивной карьере