На примере ТнВ «Пугачёвское» «Аргументы недели» много лет пытаются донести до крестьян, фермеров, крупных производителей зерна, чиновников и учёных-аграриев мысль, что хлеб можно выращивать с огромной выгодой без химической составляющей. Что преступно убивать землю плугом и трамбовать её тяжёлой техникой до состояния армейского плаца. Как говорит наш герой, «землю надо бережно рыхлить».
«Пугачёвское» – виды на урожай
Пензенская область, Мокшанский район, село Красное Польцо, тёплая встреча у порога конторы с Анатолием Ивановичем Шугуровым, бессменным руководителем ТнВ «Пугачёвское»:
– О, Владимир Владимирович, здравствуй, дорогой!
Хозяйство знаменито тем, что с 1982 года отказалось от плуга, перешло на безотвальную обработку земли, без переворота пласта, по методу русского учёного позапрошлого века Е. Овсинского. Результат не заставил себя ждать – стабильные, часто рекордные урожаи, высочайшее качество зерна. И фантастическая рентабельность, до 300%. Объяснение этому простое: обрабатывать плоскорезом-сеялкой землю на глубину 5–7 сантиметров гораздо дешевле, чем ворочать плугом тяжёлые пласты земли. Трактору легче – ниже расход топлива. Эта же технология позволила полностью отказаться от химии – тоже не надо тратиться. Семенной фонд свой, никаких импортных семян – истинная импортонезависимость. Техника вся отечественная, старая и новая – не нужны бешеные деньги на техобслуживание и запчасти. Счёт в банке позволяет не брать кабальные кредиты. В итоге получилось хозяйство с замечательной экономикой и экологически чистой продукцией.
Зима, считает Шугуров, выдалась идеальная, весна идёт очень хорошая, как в 2009-м. Тогда хозяйство на круг получило 42,3 центнера с гектара, на уровне чернозёмов Кубани, где без химии никак. Спрашиваю, как вам Александр Ткачёв в роли министра сельского хозяйства?
– Во времена его губернаторства в Краснодарском крае нашу технологию поверхностной обработки почвы запрещали. Много делегаций было оттуда, изучали наш опыт, они и рассказали. Позиция предельно ясная – есть хороший урожай, вот и работайте, как всегда, с плугом и химией. Поле – не место для экспериментов.
Но в среде земледельцев у Шугурова всё больше последователей. Во многом благодаря публикациям в «АН».
Что такое ТнВ?
«ТнВ» расшифровывается просто – «Товарищество на вере». Имеется в виду не религия, а доверие. Колхозники во времена, когда на селе старательно выкорочёвывали советскую систему хозяйствования, создали новую структуру, вошли в неё земельными паями и по сей день выходить не желают. По сути, типичная артель. Минимальный управленческий аппарат – генеральный директор, у которого нет даже секретаря, и главный бухгалтер материально отвечают за результаты деятельности перед всем товариществом. Спрос с рядовых исполнителей тоже соответствующий.
Каждый участник товарищества обязательно владеет несколькими специальностями. Так, в «Пугачёвском» на молочной ферме нет ветеринара – за бурёнками хорошо ухаживают, животных кормят экологически чистыми кормами, вот они и не болеют. Зачем тогда содержать лишнего человека? Главного агронома тоже нет – его обязанности блестяще исполняет генеральный директор. Все говорят, что Анатолий Шугуров стратег, под его руководством нет авралов, провалов, долгов, а есть урожай, развитие и солидный счёт в банке. Здесь выбрали самую экономически эффективную систему хозяйствования и землепользования. Вот и живут в Красном Польце по меркам не только российской деревни замечательно.
Перемелется – мука будет
В апреле взяли очередную высоту – начали собственное зерно превращать в муку. Спрашиваю Анатолия Ивановича: как решились? Столько лет всем твердили: «Вот зерно, берите сколько хотите, у нас и так всё в порядке!»
– По просьбе трудящихся России (смеётся). Со всех сторон звонят и просят продать кому 50 килограммов зерна, кому 100, кому 200… И все упрекают, как и вы, почему у вас нет мельницы, почему не реализуете муку, а только зерно.
Мука – дополнительная прибыль и так безубыточному хозяйству. Мельницу поставили рядом с конторой, благо нашлось свободное помещение. Работают на ней четыре человека. Отечественная обошлась относительно недорого, меньше чем 6 млн рублей. Шугуров оборудованием доволен – могут делать!
– Тут недалеко есть турецкая мельница, ездил, смотрел – наша значительно лучше, – сказал он.
Переработка всего урожая элитного зерна ТнВ «Пугачёвское» в элитную муку – дело ближайшего будущего. Уже появились «ходоки»-коммерсанты и начали уговаривать Шугурова увеличивать посевы продовольственной пшеницы, спрос гарантируют. Бизнес почувствовал, что потребность в настоящем хлебе высочайшая. А дальше – дело техники. Не зря же у Анатолия Ивановича от звонков со всех концов страны разрывается телефон.
Вопрос качества хлеба стоит остро – куда ни посмотришь, в основе часто дрянная фуражная пшеница, которая выращена непонятно как, со всякими ядами, в муке – клейковина-улучшитель, которая идёт из-за границы. Потому звонят в «Пугачёвское» родители детей-аллергиков: «У нашего малыша аллергия на хлеб, печенье, ничего не может есть, помогите…» Многие просто плачут в трубку.
Мнение профессионала
Вот что пишет о работе ТнВ «Пугачёвское» в самый «суховейный» год Николай Лагуткин, агроном, кандидат экономических наук, директор по науке ЗАО «Пензаагрореммаш»:
– Директор А.И. Шугуров три десятка лет в своей практике творчески, а не шаблонно применяет агробиологическую систему земледелия и добивается отличных результатов. В условиях 2010 года с апреля по август не было дождя. Благодаря минимальной обработке в почве была сохранена и разумно использована осенне-зимняя влага, а её было 220 мм, т.е. 2200 тонн на гектаре, что и дало возможность получить с посеянного гектара по 20,4 центнера зерна. Важно отметить, что себестоимость одного центнера зерна составила 179 рублей (по области – 412 рублей), а цена реализации – более 800 рублей. Работая в земледелии по шугуровской технологии, область могла бы дополнительно получить миллион тонн зерна и сэкономить на снижении себестоимости более миллиарда рублей.
От редакции добавим – в тех хозяйствах, где землю перепахали плугом, влага вообще испарилась, урожай «сгорел». К слову, «Пензаагрореммаш» – то самое предприятие, которое производит агрегаты для бережливой обработки земли по шугуровской технологии.
Южная проблема
Как обеспечить всю страну «чистым» от химии продуктом? По мнению Шугурова, южные регионы страны, традиционные лидеры по зерновым, с этой задачей не справятся – с Кубани в «Пугачёвское» тоже за зерном едут. Там химия присутствует повсеместно. Даже в хозяйствах, где мечтают произвести экологически чистый продукт. Свирепствуют вредители: шведская муха, совка, хлебная блоха, налетает саранча. Если химию не применять, то есть риск потерять весь урожай:
– Приезжали ребята из Волгоградской области – та же история. Всё им рассказали, показали. И вот волгоградские хлеборобы выносят вердикт: «Как вы, работать не можем. Безотвальная обработка почвы без плуга – не проблема, а что делать с вредителями?» Их в южных областях значительно больше, и потери без обработки инсектицидами будут неприемлемые. Вот и пусть наш юг кормит заграницу.
После страшной засухи 2010 года южные насекомые-вредители добрались и до Пензенской области. «Пугачёвское» тоже пострадало. Но вернулись нормальные зимы, и популяция насекомых-вредителей постепенно сошла на нет. В северных регионах проще выращивать пшеницу, рожь, овёс, ячмень по экологически чистым технологиям и накормить всю Россию. Пензенская область, по меркам земледельцев, – северный край, уверяет Шугуров:
– К нам вредители, бывает, и долетают, наносят урон, но мы смирились с этим уроном, и им хватает, и нам – делимся. Там, где другие впадают в панику, начинают бороться и опрыскивать посевы, у нас никакой химии. Тем более что урон небольшой, считаные килограммы с гектара, не стоит рисковать репутацией – «Пугачёвское» сертифицировано как производитель экологически чистого зерна. Приезжает инспекция из Москвы, не дай бог флакончик с какой-нибудь дрянью обнаружит – лишат сертификата. А мы первые в России получили биосертификат под №1 и №2.
У аграриев миллиарды рублей уходят на химию. А в «Пугачёвском», наоборот, на химию не тратятся и восстановили природные показатели почвы. Более 30 лет без плуга и химии – сейчас она красавица, в руки брать приятно. Даже цвет густой, органический. Как, уверяет Шугуров, «со всеми положенными жучками, паучками, червячками»:
– Они работают на наши урожаи. У нас на гектаре где-то 30 тонн живых организмов. Никакими удобрениями их работу не заменить. А был песок с глиной. Те же, кто работает с химией, уничтожили всё живое, биоту в том числе, грибки, бактерии. Про плуг то же самое сказать могу. Почва как устроена? Вверху – аэробы, бактерии которые органику делают, внизу анаэробы. Всё на своём месте, все при деле. А плуг всех вывернет, перевернёт и погубит. Нельзя пласт переворачивать, нельзя поверхностные организмы, которым нужен воздух, опускать на глубину 25–30 см. Они там гибнут. Как эту аксиому людям, крестьянам, донести? Рыхлить – да, можно. На глубину 5–7 сантиметров. Учёные приезжают, смотрят, копают и восхищаются. Спрашивают, почему до сих пор не доктор наук. А я не хочу, зачем?
Были в Красном Польце люди из Новосибирской области, там с пшеницей традиционно не получалось, занимались рожью. Шугуров им всё объяснил, рассказал, показал, дал семена. Получили они у себя 32 центнера с гектара. Руководитель хозяйства оформил патент на «Технологию выращивания пшеницы в Новосибирской области». «Молодец, – говорит Шугуров, – не жалко! Пусть остальные у него учатся». Некоторые губернаторы зазывают его со словами: «Помоги нам убедить людей перейти на вашу систему земледелия». Кое-где получается.