Аргументы Недели → Общество № 19(510) от 19.05.16

60 лет в профессии – не фантастика!

, 08:25 , Обозреватель отдела Промышленность

На свете очень мало людей, которые имели бы самое непосредственное отношение к длиннющему списку самолётных, вертолётных и даже ракетных двигателей. Но Александр САРКИСОВ один из тех, кто свой человек в знаменитых центрах авиационного двигателестроения Санкт-Петербурга, Уфы, Рыбинска, Москвы, Запорожья – настоящий конструктор. И надёжный партнёр для таких же, как он сам, самолёто- и вертолётостроителей.

Всегда подтянут, всегда доброжелателен и переполнен знаниями. При первом знакомстве совершенно не производит впечатления монстра конструкторской мысли. Откуда только у этого интеллигента взялись целых два ордена за модернизацию и создание новых двигателей для истребителя МиГ-21? Потом – Ленинская премия за маршевые двигатели сверхзвуковых крылатых противокорабельных ракет «Базальт» и «Гранит». Впервые старт из-под воды! «Граниты» и по сей день стоят на вооружении атомных подводных крейсеров. И снова авиация – главный инженер 3-го Главного управления (двигателестроительного) Минавиапрома. Помимо прочего принимал участие в создании и доводке двигателей для истребителей 4-го поколения – МиГ-29 и Су-27. Штурмовик Су-25 ему тоже может быть благодарен за исключительную надёжность силовой установки.

В 1988 году по решению правительства СССР и ЦК КПСС А. Саркисов был назначен генеральным конструктором – генеральным директором НПО им. В.Я. Климова. И опять море работы, особенно по вертолётной тематике. Это сегодня генеральные конструкторы поставлены в зависимость от прихотей «эффективных менеджеров» и уровня компетенции непосредственных начальников, частенько смутно представляющих себе, чем и кем руководят. Вот в 2003‑м генерального конструктора А. Саркисова и убрали из «климовской фирмы» – он был категорически против приватизации предприятия, которое выстояло под его руководством в 90-е.

Как жаль, что в новой России два с лишним десятилетия старательно уничтожали содержание гордой и страшно ответственной должности – генеральный конструктор. Тогда как в нашем недавнем прошлом человек, облечённый этим званием, имел исключительные права, вплоть до прямого выхода на руководителей государства. Под идеи «генеральных» давали ресурсы и в кратчайшие сроки создавались стратегические бомбардировщики, ракеты, истребители. В том числе машины, что по сей день являются гордостью страны и основой оборонной мощи. То, что мы видим на парадах и в небе той же Сирии, – в лучшем случае глубокая модернизация образцов той, советской техники.

Одна из самых удачных работ генерального конструктора Саркисова – двигатель ТВ7-117 едва не пал жертвой реформ. На Ил-114 в Ташкенте начали ставить канадские движки, Ми-38 во второй половине 90-х страстные поклонники международной кооперации радостно зарядили «Пратт энд Уитни». Но Госдеп США наложил эмбарго, канадские моторостроители встали по стойке смирно, и после первого полёта Ми-38 в 2003 году, «всего» через 10 лет, третий лётный экземпляр вертолёта поднялся на отечественных двигателях. Детищу Александра Александровича повезло – двигатель ТВ7-117, несмотря на годы полузабвения, будет выпускаться крупной серией, устанавливаться на вертолёты, региональные лайнеры Ил-114-300 и перспективные военно-транспортные самолёты Ил-112. Иначе зачем будоражить страну и говорить о возрождении отечественной авиации? Недалёкие пиарщики министров и госкорпораций называют двигатель «новейшим». Не врут – заложенные в ТВ7-117 конструкторские решения и сегодня позволяют говорить, что он и сейчас лучший в классе.

Александру Саркисову 19 мая, в день выхода очередного номера нашей газеты, неожиданно стукнуло 80! Кто с ним знаком, с трудом верит в эту цифру и лезет проверять в справочники. Вот и «Аргументы недели» сначала проверили, а теперь поздравляют конструктора новейших российских авиационных двигателей Александра Александровича Саркисова с юбилеем. А «племя младое, незнакомое» пусть завидует.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram