За разливы нефти будут наказывать жестче
17 мая 2016, 09:02 [ «Аргументы Недели» ]
Российские власти рассматривают возможность ужесточения санкций за экологические катастрофы. В будущем компании, допустившие аварии на трубопроводах и разливы нефти, ожидают крупные штрафы и продолжительная приостановка деятельности, сообщает «Московский Комсомолец».
Нефтепроводы традиционно считаются самыми экологически неблагополучными транспортными системами в России. Аварии, происходящие на, например, газопроводах или единственном в стране аммиакопроводе, по тяжести последствий для природы несопоставимы с вредом от разлившейся нефти. Эксперты-экологи сходятся на том, что проблема нефтеразливов уже стала «родимым пятном» отечественной нефтяной отрасли.
- Прорывы трубопроводов и возникающее вследствие этого загрязнение окружающей среды нефтепродуктами представляют собой серьезную экологическую проблему, оказывающую негативное влияние практически на все компоненты пораженных биоценозов. От нефти страдают и растения, и животные, и грибы. Конечно, утечки и иных веществ из техногенных систем, как правило, не идут природе на пользу, но тот же аммиак, летучий и быстро нейтрализующийся в воде газ, можно считать чуть ли не безобидным удобрением по сравнению с нефтяным загрязнением, избавиться от последствий которого дорого и трудно, а полностью и практически невозможно, - говорит доцент кафедры ветсанэкспертизы и биологической безопасности МГУПП, доктор биологических наук Иван Савинов.
– По оценкам министра природных ресурсов РФ Сергея Донского, ежегодно в российские реки, почвы, грунтовые воды, Северный Ледовитый океан попадает до полутора миллионов тонн нефти. Этот объем примерно вдвое превышает количество нефти, разлившейся в Мексиканском заливе в 2010 году, — констатирует руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. — На сегодня ситуация выходит из-под контроля, нефтяные компании избегают полной финансовой ответственности и скрывают разливы, которые по сути уже стали бичом российской экономики. Новые меры, которые планируется применять к нарушителям экологической ситуации, готовились вместе с Гринпис Россия – соответствующие предложения по ужесточению законодательства руководству страны сделала наша организация.
Сообщения о разливах нефти и утечках с трубопроводов поступают практически каждый месяц. Это и не удивительно – ведь общая длина нефтепроводов в РФ достигает 70 000 км, и хотя все они находятся под надзором специалистов, техника время от времени дает сбои. Так, прорыв на одном из нефтепроводов в Удмуртии привел к тому, что в землю и реки попала нефтесодержащая жидкость. В Коми огромное нефтяное пятно проплыло по реке Ухте, и потребовалось вмешательство Гринпис России, чтобы привлечь к этой катастрофе внимание чиновников и общественности.
Стоит отметить, что последствия аварий на газо- и аммиакопроводах причиняют природе меньше вреда. Например, когда в прошлом году произошло ЧП на аммиакопроводе Тольятти-Одесса, значительная часть химиката попросту испарилась. Пострадавших среди населения не отмечалось, а уже вечером следующего дня трубопровод работал в штатном режиме.
По словам генерального директора предприятия «Трансаммиак» Андрея Иванова, эта авария стала первой за 30 лет эксплуатации трубопровода. Благодаря слаженной и своевременной работе специалистов ущерб удалось минимизировать, а проведенные затем экспертизы показали, что значительного вреда ни природе, ни населению причинено не было.
То, что из всех трубопроводных систем, действующих в России, именно аммиакопровод Тольятти – Одесса оказался самым безопасным и малоаварийным, объясняется принципиальной позицией руководства «Трансаммиака». Давление в трубопроводе круглосуточно контролируют специальные приборы, сам аммиакопровод заглублен на 1,4 метра в землю, конструкции укреплены стальными кожухами и разбиты на участки, разделенные шаровыми кранами. С их помощью можно в случае необходимости отсечь любой аварийный участок. За ситуацией на трассе трубопровода постоянно следят обходчики, ведется вертолетное патрулирование.
Сходная ситуация и с газопроводами. Даже при масштабных авариях, когда факел сгорающего газа поднимается на сотни метров в атмосферу, природа практически не страдает – ведь газ полностью выгорает или быстро рассеивается, отравления экосистем тяжелыми углеводородами не происходит. Так что нельзя не признать, что ужесточение мер ответственности за экологические катастрофы, вызванные разливами нефти, предложено российским властям как нельзя вовремя.