Международный авиационно-космический салон (МАКС) в 2019 году имеет все шансы стать беженцем из Жуковского – подковёрные интриги выталкивают это уважаемое во всём мире мероприятие в подмосковную Кубинку. Что будет означать, как минимум, потерю авиасалоном заработанного за четверть века лица.
Буря в «мёртвый сезон»
Слева от центральной проходной легендарного Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова (ЛИИ) притулилось небольшое светлое двухэтажное здание, известное всем участникам и журналистам, хоть раз побывавшим на МАКСе. Чтобы попасть внутрь, не требуется выписывать пропуск – нажимаешь звонок, и дверь открывается. Это ОАО «Авиасалон», бессменный и единственный устроитель знаменитого праздника неба, организатором которого значится Минпромторг России. В дни проведения авиасалонов коридоры и кабинеты гудят от наплыва людей, а сейчас тут идёт обычная рутинная работа. Руководители планируют, юристы проверяют, бухгалтерия считает то, что будет на очередном МАКСе-2017. Но за внешним спокойствием уже возникла напряжённость, иначе не стоило тащиться сюда по забитым транспортом дорогам.
На втором этаже дверь в кабинет с табличкой «Почётный президент МАКС М.О. Толбоев». Хозяин уже ждёт. Как всегда, подтянутый, энергичный, со стальным рукопожатием. И тут же от него узнаю, что МАКС, оказывается, является объектом интеллектуальной собственности. Российским авторским обществом (РАО) в 2000 году по всем правилам была зарегистрирована «Авторская программа проведения авиакосмических салонов в г. Жуковском». И один из соавторов – герой России, лётчик-испытатель Магомед Омарович Толбоев. Вот он и бьётся за то, чтобы МАКС навеки остался именно в Жуковском. Не потому, конечно, что он автор, а потому, что этого требует история нашей авиации, которая начиналась в 1910 году.
В феврале, когда слухи о переносе авиакосмического салона достигли пика, госкорпорация «Ростех» (соорганизатор МАКСа) вышла с опровержением: «Информация о переносе МАКСа со ссылкой на неназванные источники является недостоверной. Согласно распоряжению правительства в 2017 году мероприятие пройдёт на прежней площадке, в Жуковском». Так и есть. Но сегодня не без оснований говорят, что МАКС-2017 станет для Жуковского последним. Кстати, ОАО «Авиасалон» является одним из крупнейших налогоплательщиков для бедного наукограда – большинство организаций платят налоги в Москве.
МАКС – скоро четверть века
В 1992 году по распоряжению вице-президента РФ Александра Руцкого на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова впервые прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92» (11–16 августа). С 1993 года в соответствии с указанием президента Бориса Ельцина единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М.М. Громова, а сами выставки стали регулярно проводиться раз в два года по нечётным годам.
МАКС будет послан на запад?
Сейчас территория, где размещаются непосредственно экспозиция, павильоны, шале и трибуны, напоминает город-призрак, как выразился Магомед Толбоев – «потёмкинскую деревню». Возникает ощущение какой-то заброшенности – праздничный лоск убран с глаз долой, и на зданиях отчётливо видны следы времени. Впервые понял, что часть выставочного комплекса авиасалона МАКС располагается на укороченной взлётно-посадочной полосе, которая сегодня служит фундаментом для сравнительно лёгких построек – на ней когда-то испытывали самолёты вертикального взлёта. Она была изначально предоставлена ОАО «Авиасалон» в качестве вклада ЛИИ им. М.М. Громова с разрешения государства в уставный капитал в пользование без указания срока и платы. Сюда так просто, как в «контору», не попасть, аэродром – режимная территория, а конструкции авиасалона расположены в самом его сердце. Но если вы думаете, что авиасалон задумали отсюда убрать, потому что он мешает лётной работе, – заблуждаетесь.
Чтобы понять, что «день грядущий МАКСу готовит», надо вернуться в прошлое. На 15-летии МАКСа чиновники решили – «Какое дело «пропадает», пора брать!» 20 февраля 2008 года был издан Указ Президента РФ №217 «О Национальном центре авиастроения» (НЦА) в г. Жуковском. Где же ещё? Именно здесь сконцентрировалась авиационная мысль России, расположены ведущие КБ и научные авиационные институты бывшего СССР.
Но коммерсанты в этот нужный и важный для страны Указ сумели втиснуть паразитный пункт о создании «Транспортно-выставочного комплекса «Россия» (ТВК). Паразитный потому, что на свет появился не транспортно-выставочный комплекс, а коммерческая организация – ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия», куда государство передало в качестве взноса землю, которая ранее числилась за ЛИИ им. Громова. В том числе 42 гектара выставочного комплекса МАКС, включая ту самую укороченную взлётно-посадочную полосу. Доля ЛИИ им. Громова в уставном капитале ОАО «Авиасалон» (50%) перешла в собственность ТВК. И в «Авиасалоне» вместо лётчиков стали рулить коммерсанты. Аркан был накинут и сейчас медленно затягивается на шее МАКСа.
С этого дня Толбоев начал битву за МАКС:
– ТВК – это рантье «Авиасалона». Всё, что до сих пор сделано, построено на средства ОАО «Авиасалон» к МАКСу-2005, задолго до появления ТВК в Жуковском.
Акционерное общество ТВК «Россия», по его словам, занято одним – сбором арендной платы, в первую очередь с устроителя МАКСа – ОАО «Авиасалон», чьим основным акционером и является. С 2011 по 2015 год с авиасалона сняли 167 млн рублей. С таким положением вещей Почётный президент и акционер «Авиасалона» категорически не согласен:
– Во-первых, у нас изъяли земельный участок без какого-либо изучения документов, изданных ранее. Во-вторых, ТВК «Россия» получил федеральные земли целевого назначения для развития выставочного комплекса, а не для нецелевого коммерческого использования – извлечения прибыли за счёт аренды.
Следует напомнить, что МАКС проводится раз в два года, и за эти шесть дней формируется единственный источник средств устроителя. С заработанных денег надо готовить следующий авиасалон, поддерживать инфраструктуру – дорожки, системы кондиционирования (40 промышленных кондиционеров, без них в августе в павильонах находиться невозможно), водо- и энергоснабжение. И платить налоги, в том числе за имущество, принадлежащее ТВК, которое «Авиасалону» совсем не нужно, но упорно навязывается, чтобы увеличить арендную базу.
Сейчас, похоже, авиакосмический салон ТВК «Россия» стал неинтересен. На переданных ТВК землях появились новые объекты, с которых можно брать деньги. Вырос терминал бизнес-авиации (Международный центр деловой авиации) и построена четвёртая воздушная гавань столицы – аэропорт Раменский. После завершения всех этапов развития общая площадь терминалов составит 60 000 кв. метров, а пропускная способность достигнет 12 млн пассажиров в год. Зачем коммерсантам какой-то МАКС, от которого одни проблемы? Значит, можно не сопротивляться и «отправить» МАКС в Кубинку, тем более что у Минобороны существует неприкрытое желание заполучить себе этот авторитетный авиафорум. Наступили времена PR-менеджеров, PR-генералов, PR-чиновников. Отчаянно пиарятся все. А что самое главное для них? Конечно, выставки! А уж Международный авиакосмический салон, готовый и раскрученный бренд, точно занимает вершину российской выставочной пирамиды.
Герой России против «эффективных менеджеров»
Магомед Толбоев считает недопустимым нецелевой увод денег из ОАО «Авиасалон» в ОАО «ТВК» в объёме около полумиллиарда рублей. При этом ТВК, не стесняясь коллектива, который работает уже 25 лет, устроил странную чехарду с назначениями генеральных директоров «Авиасалона». Посидел человек на должности полтора-два года, от МАКСа до МАКСа, а при увольнении (по собственному желанию!) – «золотой парашют». Забирают с собой порядка 5% от прибыли, а это 7–8 миллионов рублей. Остаётся гадать, что это – кумовство, отсутствие в ТВК профессионалов или просто оригинальный способ ротации кадров?
После встречи доверенных лиц (М. Толбоев один из них) с президентом страны в марте 2013 года вышло поручение Правительству РФ и Ростеху. Ни один пункт не был рассмотрен с участием М. Толбоева:
– Шесть раз я обращался с просьбой о встрече с главой Ростеха Сергеем Чемезовым – безрезультатно. Что тогда делать рядовым гражданам, если обращение Героя России в соответствии с Законом «О статусе Героев Советского Союза и Российской Федерации» абсолютно игнорируется? Невольно навалится состояние безысходности и бессилия. Я оставляю за собой право напрямую доложить В. Путину о пренебрежительном отношении руководства Ростеха к Указу и Поручению Президента РФ.
Как победить в бою за МАКС
Почему наши небожители так и норовят сломать всё, что работает? Есть Международный авиационно-космический салон МАКС, место паломничества сотен тысяч граждан нашей страны. Тех, кто верит, что наша Родина была и есть великая авиационная держава. Ну должны же мы хоть чем то гордиться? Лётчики Уточкин, Нестеров, Чкалов, Громов, Кожедуб, Покрышкин… Авиаконструкторы Сикорский (эмигрировал, но остался своим вместе с гениальным, первым в истории тяжёлым четырёхмоторным бомбардировщиком «Илья Муромец»), Поликарпов (Король истребителей!), Туполев, Ильюшин, Лавочкин, Микоян, Сухой, Яковлев… А космос! И тут поползли слухи – МАКС переносят в Кубинку. Главный вопрос – ведаете ли вы, что творите?
Город Жуковский и взлётно-посадочные полосы Лётно-испытательного института им. М.М. Громова – место буквально намоленное. Поколениями лётчиков, испытателей, инженеров, конструкторов и учёных. В конце концов, именно здесь по Указу президента формируется Национальный центр авиастроения, в центре авиационной науки ЦАГИ в дни МАКСа проходят научные конференции и симпозиумы. Сюда на постоянное местопребывание планирует «переехать» ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация).
А тут демонстрацию возможностей российской авиационной науки и промышленности, её военной и гражданской составляющих собираются перенести за сто километров (это по прямой) в Кубинку. Никакой логики. Следует напомнить, что в мире особым уважением пользуются аэрокосмические салоны с историей, привязкой к конкретному месту – Фарнборо (с 1948 г.), Ле Бурже (1908), Берлинский (1910).
Магомед Толбоев, как основатель МАКС, говорил с президентом Владимиром Путиным о судьбе Международного авиакосмического салона. И верит, что если В.В. Путин спас Россию от развала и унижения, сохранил её суверенитет, то спасёт и МАКС. МАКС нужен не столько акционерному обществу «Авиасалон», МАКС нужен стране:
– Есть надежда, что МАКС распоряжением президента России будет затверждён на своём историческом месте раз и навсегда. В 1995 году было распоряжение президента страны Бориса Ельцина, но то, что происходит сегодня, снова требует вмешательства первого лица государства. Нужно поручение правительству и Минпромторгу такого рода: «В честь 25-летия и высоких показателей по продвижению отечественной авиационной промышленности, космических технологий и продукции военно-промышленного комплекса утвердить местом проведения Международного авиационно-космического салона город Жуковский Московской области, пересмотреть земельные отношения между ТВК и «Авиасалоном». Повторяю, раз и навсегда. Да и главе Ростеха Сергею Чемезову тоже нужно напомнить, что МАКС в Жуковском – это визитная карточка российской авиации и космонавтики. А что сделало полезного ТВК за 8 лет своего существования? Каков промежуточный итог? Какова стратегия? Сейчас доильный аппарат для авиакосмического салона в виде компании «ТВК «Россия» является дочкой именно госкорпорации «Ростех». Поэтому прошу считать эту статью личным обращением к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину.