Если бы получилось вернуть в бюджет средства, которые украдены и разбазарены чиновниками, все граждане России могли бы ежегодно получать дотацию 13 тысяч рублей. А если бы правительство решило сосредоточиться на поддержке старшего поколения, каждый российский пенсионер стал богаче уже на 45 тысяч. Достаточно, чтобы два раза в год поправить здоровье в доме отдыха или освободить себя от выплаты коммунальных платежей.
Это не наши беспочвенные фантазии, а простой математический расчёт. Он вытекает из тех цифр, которые на днях привёл кандидат в депутаты Государственной думы Андрей Горохов.
Воруют триллионами
– Индексация пенсий в России замедлилась, заработные платы вообще пошли в минус. Нужно срочно искать внутренние резервы для наполнения бюджета, выполнения социальных обязательств, для спасения экономики. Один из резервов очевиден: навести наконец порядок с коррупцией. Сегодня чиновники воруют не миллиардами – триллионами! – эмоционально заявил Горохов 24 декабря на дебатах, приуроченных к праймериз «Единой России».
В своём выступлении Горохов сослался на главу Счётной палаты Татьяну Голикову, которая сообщила об умопомрачительном количестве средств, утекающих из российского бюджета. Раньше ситуацию можно было хоть как-то терпеть. Но во время кризиса, когда правительство считает каждую копейку, коррупция становится неподъёмным бременем для страны.
– Вопрос ставится ребром: или мы уничтожим коррупцию, или она уничтожит нас, – жёстко формулирует Андрей Горохов.
Президент говорит: «Повесить»
Характерно, как изменилась риторика первых лиц государства в отношении нерадивых чиновников. Всегда подчёркнуто вежливый Владимир Путин заявил 18 марта в Крыму: «Должен быть конкретный человек, который лично отвечает за результаты работы и расходование государственных денег… которого можно будет повесить, если он не сделает ничего».
Это было сказано в шутливой манере. Но шутка явно оказалась сквозь зубы. Речь шла о строительстве стратегической трассы Керчь – Симферополь. Точнее, о срыве всех сроков строительства. Причём выяснилось, что невозможно установить конкретного чиновника, ответственного за произошедшее. Одно ведомство кивает на другое, один уровень власти на другой... «Сколько «схомячил» подрячик?» – спросил президент, прекрасно понимая, какова истинная подоплёка всей этой истории. Ему ответили: «схомячить» планировалось 280 миллионов.
Буквально неделю назад Дмитрий Медведев впервые допустил, что будет возвращена конфискация имущества как наказание за чиновничье воровство. Похоже, борьба с коррупцией в России вышла на новый виток.
– Что касается конфискации, её нужно возвращать однозначно! – комментирует Андрей Горохов, который сам давно выступает с этой инициативой. – Взяточник должен понимать, что рискует не только своей свободой. Многие ведь думают так: разок хапну, зато детей на всю жизнь обеспечу. Государство должно показать – не получится! Неправедно нажитое тобой отберут и у твоих детей.
Высокая миссия российского чиновника
Идея Андрея Горохова заключается в том, чтобы внушить российской бюрократии одну простую мысль. Работаешь честно – почёт тебе и уважение, а также достойные условия жизни до конца дней. Но если ловят на взятке, ты и твоя семья мгновенно лишаетесь всех льгот, привилегий и положения в обществе. Вы оказываетесь на грани нищеты.
– Человек на гражданской службе – тот же «служивый», только его ответственность ещё выше, – говорит Горохов. – Оба присягнули Отечеству, но чиновник отвечает не только за жизнь, а ещё и за благополучие людей. Такой труд должен быть щедро оплачен государством, чтобы госслужащий не думал, как прокормить семью, и целиком сосредоточился на выполнении своей высокой миссии.
Достойные зарплата и пенсия, медицинское обслуживание в хороших отечественных клиниках, бюджетная квота для детей на поступление в хорошие отечественные вузы – всё это слуга народа должен иметь в обязательном порядке. Только тогда ему будет что терять. И только тогда он всерьёз задумается, брать ли взятку.
Конечно, здесь ещё нужен дополнительный стимул. Он называется неотвратимость наказания. Мировая практика показывает, что лучше всего эту неотвратимость обеспечивает гражданское общество.
– Взглянем на соседнюю Финляндию, которая входит в пятёрку самых некоррумпированных стран мира, – продолжает Горохов.
– А знаете, как финнам удалось сделать своих чиновников символом честности и эффективности? Государство там стало выплачивать людям премии за сообщения о коррупции. Узнал о том, что кто-то берёт взятки, – звони в полицию. Государство установит ущерб и выплатит тебе десять процентов. Или отдаст десятую часть конфискованного имущества чиновника.
Горохов уверен, что если мы последуем по финскому пути, в России немедленно выстроится такой широкий антикоррупционный фронт, который будет в сто раз эффективнее, чем все общественные советы.
Сажайте – и вырастет
Самый разрушительный удар коррупция наносит по экономике России. «Попрессовали, обобрали и отпустили» – так президент Путин охарактеризовал страшные цифры, которые привёл в прошлогоднем президентском Послании. В 2014 году следственными органами возбуждено 200 тысяч уголовных дел по экономическим составам, а приговором закончились лишь 15%. В итоге 83% предпринимателей полностью или частично потеряли бизнес.
– Я всю жизнь посвятил промышленному производству и знаю, каково это, когда к тебе с голодными глазами один за другим приходят пожарные, экологи, инспекция труда, налоговики, Роспотребнадзор. И каждый может остановить твой завод на недели, а то и месяцы! – говорит Горохов. – Так что статистика, которую озвучил президент, для меня не сухие цифры. Это яркая картина того, как десятки тысяч сотрудников разорённых предприятий пополнили армию безработных. Это потери бюджета, недосчитавшегося десятков миллиардов рублей налогов. И это сотни миллиардов, которых лишилась обескровленная российская экономика.
Одной из своих основных задач в Государственной думе кандидат в депутаты считает принятие законов, которые сняли бы удушающую административную петлю с экономики. Например, Андрей Горохов заявляет о необходимости ввести личную ответственность чиновников за необоснованные проверки бизнеса. В случае нанесения ущерба в крупном размере ответственность должна быть уголовной. И обязательно с конфискацией имущества.
– Российским чиновникам нужно гарантировать хорошую зарплату, полный соцпакет и высокую пенсию, – завершая выступление на дебатах, Горохов вновь вернулся к главной своей идее. – А требовать нужно только одного – честной работы на благо граждан. Но требовать, невзирая на чины и регалии. Однажды у творца сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю спросили: «В чём секрет вашего успеха в борьбе с коррупцией?» И он ответил: «Если в коррупции замешаны ваши друзья – сажайте своих друзей».
Наш выбор
22 мая – праймериз «Единой России»
Праймериз – это предварительное голосование по отбору кандидатов от партии, которых она затем выдвигает на выборах. Нынешние праймериз «Единой России» приурочены к сентябрьским выборам в Государственную думу.
22 мая каждый житель Калининградской области, достигший избирательного возраста, сможет прийти и проголосовать за человека, которого хотел бы видеть на посту депутата Государственной думы от нашего региона. А если вы увидите в бюллетене фамилии нескольких уважаемых людей, можете отметить всех, поставив сразу несколько галочек!
Андрей Горохов – участник предварительного голосования «Единой России» по одномандатному округу №98 в Калининградской области. Вы можете поддержать его кандидатуру, проголосовав на праймериз.
Учимся
Сингапурское лекарство от «заразной жадности»
Сингапур мало похож на Россию. Но в одном мы совпадаем на все сто. И там, и там коррупция имеет тысячелетние корни. Казалось бы, калёным железом не вытравишь! Но сингапурцам понадобилось всего тридцать лет, чтобы сделать своё государство лидером мировых антикоррупционных рейтингов.
А ведь изначально ситуация в Сингапуре была ещё хуже нашей. Взятками заканчивался каждый поход к чиновнику: так детей устраивали в школу, больных – в больницы, так получали необходимые справки от государства.
Сегодня же даже невинный дружеский дар требует от должностного лица заполнения кучи бумаг, отправления подарка на экспертизу, отчёта перед специальной комиссией. Поэтому чиновники в Сингапуре отказываются и от дружеских подарков.
Но как получилось настолько «выдрессировать» бюрократический класс? Одним лишь заполнением отчётов? Нет, разумеется. Вот несколько ярких мер, которые приняли сингапурские власти, чтобы поставить надёжный заслон чиновничьему воровству.
Методом кнута…
По закону специальное Бюро по расследованию случаев коррупции (его также называют «Бюро по расследованию заразной жадности») открывает дело, если просто заподозрит, что чиновник и его семья тратят больше, чем зарабатывают.
Презумпция невиновности здесь не работает. То есть не правоохранители должны доказать вину чиновника, а чиновник – свою невиновность. Не смог этого сделать – и тебя отдают под суд. Даже если у следствия нет вообще никаких доказательств того, что ты брал взятку.
По самому минимуму коррупционер влетит на штраф в 100 тысяч сингапурских долларов (75 тысяч долларов США). Дальше – конфискация имущества и тюремное заключение. Страшно представить, что будет чиновнику, если у него обнаружат неучтённую яхту, особняк или автомобиль люксовой марки...
Наказание неотвратимо, его не избежит никто. Даже смерть не освобождает сингапурского чиновника от судебного расследования, а его имущество от конфискации. Арестовывают всех, невзирая на ранги. Три года назад на 10 лет осудили бывшего руководителя Бюро по расследованию случаев коррупции. Лишь за то, что он не отчитался о своих походах в казино (по закону каждый чиновник обязан это делать).
…и пряника
Но где высочайшие требования, там и высокие зарплаты. Средний уровень сингапурской администрации зарабатывает сотни тысяч долларов США в год. У судей и членов правительства зарплаты доходят до миллиона!
Показательно, что в 70-х годах прошлого века, когда Сингапур ещё был экономически бедным государством, чиновники уже получали премии, сопоставимые с премиями в коммерческих компаниях. Задача была – уменьшить искушение брать взятки.
Сегодня она решена на все сто. Искушение, может быть, и осталось. Но зарплаты настолько высоки, а наказания суровы, что сингапурские чиновники предпочитают жить честно. И это уже стало доброй традицией.
С переменным успехом
Как боролись с коррупцией на Руси
Откуда есть пошла российская коррупция? Ответ известен – из раннего Средневековья. Ещё в XI веке Ярослав Мудрый переложил заботы о содержании княжьих слуг на местное население. Деньги из казны на госаппарат не выделялись, и чиновники кормились от народа. Поэтому систему так и назвали – кормление.
Надо сказать, кормление легло на благодатную почву. На Руси в то время уже существовала традиция «почестей-посулов». Просители не могли прийти к чиновнику с пустыми руками. Обязательно нужно было принести подношение в знак уважения к большому человеку. Ну или уважить его чаркой вина.
Не отсюда ли взялось наше сакраментальное «Ты меня уважаешь?»
«А посулов бояром не имати»
Интересно, что автором первой антикоррупционной инициативы было не государство, а церковь. В XII веке митрополит Кирилл приравнял мздоимство к пьянству, предложив карать смертной казнью. За церковью подтянулись цари. Собиратель земли Русской Иван III в свой знаменитый Судебник поместил фразу, которую в России цитируют до сих пор: «А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда не имати; також и всякому судие посул от суда не имати никому».
Сработал ли царский запрет брать взятки? На этот вопрос народ ответил грустными пословицами: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подъячий любит калач горячий», «Земля любит навоз, а воевода принос».
В общем, как ни старался Иван III справиться с коррупцией, вышло не очень.
Почему у Грозного получилось, а у Великого нет
При Иване Грозном воровать вдруг резко перестали. Сей факт объясняется не только тем, что за мздоимство можно было запросто лишиться головы. Кроме смертной казни царь активно практиковал ещё одно наказание – конфискацию имущества. А также отменил кормление, взяв чиновничество на государственное содержание.
Прошло полтора века, Пётр Первый прорубил окно в Европу. Но что касается коррупции, страна откатилась в дремучую Азию. Сподвижник императора Меншиков украл годовой бюджет империи, и за это ему… да ничего ему за это не было.
Конечно, Пётр честно пытался бороться с казнокрадами. Рассказывают, что однажды он собрался издать указ: если кто сворует в цену пеньковой верёвки, его на той верёвке и повесить. Но в итоге Пётр Великий, который в пыль стёр войска тогдашнего мирового гегемона, короля Швеции Карла XII, спасовал перед отечественным мздоимством: «Пёс с вами, воруйте дальше».
Знать – она сильна. За что пострадал Павел I
«Сердце Наше содрогнулось, когда Мы услышали, что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это деньги» – так расписывается в своём бессилии уже Екатерина Вторая. Ренберга сослали в Сибирь, но всех же не сошлёшь...
Сын императрицы Павел I, критически относившийся к наследию матери, попытался превзойти её и на антикоррупционном фронте. Он даже установил почтовый ящик, куда любой подданный Российской империи мог положить жалобу, причём многие письма читал лично (такой вот аналог сегодняшней прямой линии с народом).
И есть такая версия, что Павла I устранили не только потому, что он испортил отношения с Англией – основным торговым партнёром российской олигархической знати в конце XVIII века. Немаловажную роль сыграла и борьба с коррупцией, которая тоже сильно била по интересам дворянской верхушки.
История – учит
Прошли очередные два века тысячелетней российской истории. Сегодня в стране опять вернулись к антикоррупционной повестке. Значит ли это пресловутое «опять», что мздоимство и казнокрадство в России непобедимы, и мы снова и снова обречены повторять сизифов труд предков?
Нет, не значит
Во-первых, были периоды, когда даже европейцы признавались: в России почти не воруют, а бюрократия работает как часы. Во-вторых, основные методы борьбы с коррупцией уже были опробованы нашими правителями. Нужно только внимательно изучить их опыт
Ну например. «Дешёвый чиновник дорого обходится государству» – эти слова императора Александра III вполне можно помещать в современные учебники. При Александре российское чиновничество получало весьма приличное жалованье. И именно царь подавал личный пример всей чиновничьей вертикали, не боясь отрешать от должностей своих августейших родственников, если те припадали к коррупционной кормушке.